Воспитанник московского футбольного клуба "Спартак" Николай Фадеев в разговоре с корреспондентом РИА Новости Василием Коновым-младшим проанализировал работу с тренерами Унаи Эмери, Муратом Якином и Валерием Карпиным, поведал о взаимоотношениях с партнерами, а также рассказал о ситуации в своей нынешней команде – московском "Торпедо", отметив уникальность Игоря Колыванова.
"Колыванов - первый в моей карьере, кто так уважительно относится к игрокам"
- Николай, сейчас вы выступаете в "Торпедо", где недавно сменилось руководство – вместо Александра Тукманова на пост президента была назначена Елена Еленцева. В команде ощущаются какие-то изменения?
- Действительно, всем известно, что идут изменения. Сейчас на сборах в Крымске нам представили нового исполнительного директора - Алексея Клопоту. Перед отпуском нам представили президента. Сейчас особых изменений нет, но, думаю, что все это постепенно будет происходить. К тому же, на первой встрече с новыми руководителями в том году нам сказали, что как только новое руководство вступит в правление, мы с первого дня ощутим изменения в лучшую сторону. Поэтому уверен: так оно и будет. Но все понимаем: чтобы приступить к изменениям, новым владельцам нужно вникнуть и разобраться со всеми текущими делами. В общем, все по плану идет.
- К сожалению, одна из главных ассоциаций с "Торпедо" - финансовые проблемы. С этим сейчас как?
- Больной вопрос, больная тема. Но у нас при старом руководстве особых проблем не было. Да, по финансам мы не самый богатый клуб, но надо отдать должное, что за то время, что я в команде, с лета, все платилось вовремя. Сейчас не все клубы ФНЛ, а что уж говорить про клубы ПФЛ, могут вовремя платить зарплату игрокам и сотрудникам. Да, я не могу говорить про то, что было раньше. Но сейчас никаких задолженностей и задержек не было. Надеюсь, и не будет. Все мы знаем, какая сейчас тяжелая финансовая ситуация в футбольных клубах - везде есть долги, а кому-то вообще приходится проводить сборы у себя в регионах или обходиться без них. У нас, к счастью, с этим нет проблем: мы провели хороший сбор в Крымске, предстоят два сбора в Турции, где есть все условия для хорошей работы. Поэтому надо отдать должное руководству и тренерскому штабу, которые смогли договориться и организовать сборы в хороших условиях.
- Реален ли выход "Торпедо" в ФНЛ в этом сезоне?
- В перспективе всем бы хотелось, чтобы это произошло. Клуб с таким именем и историей должен быть в элите российского футбола. Сейчас обстоятельства складываются так, что "Арарат" на первом месте, тяжело в этом сезоне это сделать. Но пока есть математические шансы, вся команда будет стараться играть в каждом отдельном матче на победу, чтобы набрать максимальное количество очков за весенний отрезок турнира.
- Возглавляет "Торпедо" Игорь Колыванов, который славится своей работой с молодежью.
- Честно говоря, в моей практике это первый тренер с таким уважительным отношением к команде и игрокам на уровне взрослого профессионального футбола - настолько он борется за команду, ребят, чтобы были все условия у команды. Совершенно точно ему не безразлично, в каких условиях работают его игроки. И это дополнительно мотивирует.
Очень приятно работать с ним и его тренерским штабом. Самое главное – Игорь Владимирович требует играть в футбол, а не бить вперед и бороться. Большой плюс - его европейский опыт как игрока. И это очень чувствуется и отражается в работе с командой.
После года, который я провел в "Химках", он вновь дал мне возможность почувствовать вкус к футболу. И я вновь начал получать удовольствие от любимой игры.
"На тот момент не понимал требований Бушманова"
- У многих ассоциация с Профессиональной футбольной лигой – "бей-беги-поджали", много силовой борьбы…
- У меня у самого после стольких лет, проведенных в структуре "Спартака", были опасения при переходе в ПФЛ, что будет такой футбол. Вторая лига этим славится. Но у нас подобралась команда с техничными ребятами, умеющими играть в другой футбол. Я уверен, что люди, которые приходят на стадион, получают удовлетворение от того, что видят в исполнении нашей команды.
- Вы упомянули о "Спартаке". Тяжело было уходить из команды, в школе которой выросли, а потом еще пять лет были в структуре?
- Я был готов к тому, что в 2016 году уйду из "Спартака". Это нужно было сделать. У меня тогда контракт со "Спартаком" закончился, и так сложились обстоятельства, что я попал в "Химки". Это по многих аспектам был неудачный, тяжелый период. Я не понимал, во что играли "Химки". Даже сейчас мне сложно объяснить и понять требования Олега Стогова, на чем строилась философия его работы.
Мне не удалось понять, как выстроена работа в команде и в клубе. После "Спартака", где каждый занимался своим делом, каждый сотрудник знал свои обязанности и выполнял их профессионально, где все выстроено четко, в "Химках" я этого не увидел. Но, в любом случае, я благодарен этому клубу и особенно генеральному директору (Тажутдину) Качукаеву за этап моей карьеры, который во многих аспектах сделал меня сильнее. А "Химкам" желаю добиваться побед.
- Давайте объективно - шанс заиграть в "Спартаке" был?
- Сложно сказать. Часто сам пытаюсь ответить на этот вопрос. Но раз тренировался с основой – значит, был. Ведь, в принципе, складывалось все неплохо: и в дубле играл, потом в аренде в "Амкаре", потом - "Спартак-2", где у меня было много игрового времени. Но потом на сборах за 5 месяцев до окончания контракта я вообще перестал играть, и когда всем давали игровое время, возможность проявлять себя, я один не выходил на поле. Мне сложно поверить в то, что я так сильно сбавил, что не заслуживал играть даже на сборах. Тем более из отпуска я всегда выходил чуть ли не в лучшей физической форме из всей команды, так как всегда в отпуске занимаюсь и готовлюсь к сборам.
Хочу, чтобы всем было понятно это: не из разряда, что клуб начал меня "мариновать" и не давал возможность играть, нет, это точно не так. Здесь чисто мои личные отношения с Евгением Бушмановым - в силу амбиций и моего сильного характера, обстоятельств и особенностей этого тренера, уделяющего большое внимание психологии. На тот момент мне сложно было понять, что он хотел, были разногласия. Спустя время, повзрослев и став сильнее, мудрее, я могу сказать, что сейчас мне намного понятнее его метод - что он хотел от меня, да и вообще от игроков и команды в целом. Поэтому желаю ему успешной работы с молодежной сборной и выполнения задачи по выходу на чемпионат Европы.
Хотя был период при Унаи Эмери, когда я довольно долго тренировался с основой. Эмери давал возможность проявить себя. При нем я дебютировал за "Спартак" в кубковом матче с белгородским "Салютом". Вот при Эмери были возможности. Как мне кажется, он давал молодежи шанс.
"Опытные игроки, наверное, не могли найти с Эмери общий язык"
- А какие сторонние факторы мешали заиграть?
- На тот момент, как я помню, была большая конкуренция на моих позициях: справа в защите играли Кирилл Комбаров и Сергей Паршивлюк, слева - Дима Комбаров и Женя Макеев.
- Есть мнение, что у Эмери не получалось находить общий язык с футболистами...
- Это больше к опытным игрокам относилось. Они, наверное, не могли найти общий язык. Меня на тот момент это мало касалось. Я дорожил тем, что меня привлекали к основе. Тем более Эмери – человек с именем. Я пытался впитывать все, как губка.
Возможно, он больше внимания уделял легионерам, поскольку - даже в языковом плане - с ними ему контактировать было легче. Всем известно, что у Эмери вся работа построена на коммуникации с футболистами. Поэтому, видимо, и получилось разделение на легионеров и русских.
- А он пытался хоть что-то говорить по-русски?
- Конечно, и даже говорил - простые слова. Я помню, он занимался с преподавателем. Эмери провел слишком мало времени в России, чтобы начать разговаривать на нашем великом и могучем.
- Согласны с тем, что для "Спартака" Эмери оказался неудачной кандидатурой?
- Тут все просто - так сложилось. Это сильный специалист, его результат после "Спартака" говорит сам за себя. Но глупо отрицать, что в "Спартаке" у него не получилось.
"Выход на поле в матче открытия стадиона - самое главное впечатление в карьере"
- После Эмери главным тренером "Спартака" снова стал Валерий Карпин…
- С Карпиным ездил на сбор. Это очень харизматичный тренер. С ним было интересно, мне нравился футбол, который он прививал в "Спартаке". Вспоминается сразу - делали какие-то упражнения, порой бывало, что у кого-то что-то не получалось, так он просил мяч, делал упражнения сам, а потом с искренним удивлением видом спрашивал: "Что сложного?" Очень интересно будет понаблюдать за его работой в "Ростове". Думаю, опыт, полученный в Испании и в Армавире, поможет добиться с "Ростовом" хороших результатов.
- Мурат Якин?
- Меньше всего из тренеров я работал с Якином. По сути, я пересекся с ним лишь во время игры против "Црвены Звезды" на открытии стадиона. И несколько тренировок провел. Так что я мало что могу сказать о Якине. Он остался для меня загадочным тренером. При этом я видел, как он доверял молодым ребятам. Единственное – мне бросилось в глаза, что он был молчалив. В сравнении с Эмери мне Якин показался менее коммуникабельным.
- Если Якин на вас особо не рассчитывал, как же вас выпустили на игру с "Црвеной Звездой"?
- Нам за день объявили о том, кто будет задействован в этой игре. У основы через несколько дней был матч чемпионата. Мы играли по 45 минут. Безусловно, хотелось сыграть. Этот матч войдет в историю. Я был очень рад и в какой-то степени горд выйти на поле. Пожалуй, пока это главное впечатление в моей футбольной карьере: тот антураж, понимание исторического момента…
- За то время, что вы провели в "Спартаке", чья игра понравилась больше всего?
- В школе старались прививать историю клуба, чтить традиции, а также старались растить на таких звездах, как Егор Титов, Дмитрий Аленичев. Когда я был в дубле и начинал в основе, мне нравилась игра Эйдена Макгиди и Рафаэля Кариоки. Кариока вроде и выглядел замкнутым, но на самом деле хорошо общался со всеми. По мне, так он - очень сильный футболист. Кстати, в плане отношения ни про одного футболиста "Спартака" не могу сказать ничего плохого.
Хорошие отношения у меня сложились с Хуаном Инсаурральде. Он постоянно шутил, поддерживал на тренировках. Всегда интересовался, как у меня дела. Могу отметить его из всех иностранцев. Часто видел, как он после тренировок заходил в прорубь с ледяной водой, ежился и говорил на ломаном русском, что ему очень холодно.
"Пример Самедова мотивирует"
- Есть сожаление, что в "Спартаке" так и не заиграли?
- Очень хотелось. Все для этого делал, но на тот период, видимо, был не готов. Ну, кто знает, что в будущем будет.
- Чей пример из "списанных" больше всего мотивирует?
- Есть истории, когда воспитанники возвращаются. Сейчас мы все видим пример Александра Самедова. Это мотивирует.
- А кто из нынешних потенциальных молодых звезд тратит свое время зря? Денис Давыдов?
- Мне кажется, Денис Давыдов уже давно должен был заиграть и проявить себя. Не знаю, что ему мешает, но мне хочется, чтобы он заиграл. Ему сейчас нужно понять - для реализации себя у него идеальные условия.
В "Спартаке" вообще хорошо выстроена вертикаль: лучшая академия, дубль, есть "Спартак-2". Да, в основном составе не так много молодежи, но не забывайте – "Спартак" всегда борется за самые высокие места, это не какая-то команда под выживание, она не довольствуется местом в середине таблицы. Соответственно и конкуренция выше. Кому-то приходится уходить в другие команды, например в аренды. Не всегда молодежь может дать сиюминутный результат.
- В ФНЛ выступает "Спартак-2". Многими этот проект оценивается положительно, но все равно больше 90% игроков уходят из команды даже не в аренду. Это часть бизнеса?
- Бизнес должен приносить доход, но наше поколение, насколько я помню, покинуло команду по завершении контрактов, и мы, соответственно, ушли бесплатно. Мне сложно назвать что-то бизнесом, если нет дохода. Возможно, эту цель преследовали. И я не знаю, как сейчас с этим в "Спартаке-2". Но для футболистов игра там – очень хороший этап в карьере.
- Сейчас поддерживаете общение с кем-то из "Спартака"?
- В основном уже с бывшими партнерами – Дмитрием Каюмовым, Иппэем Синодзукой. А из тех, кто и сейчас играет в "Спартаке-2" – вратарь Владислав Терешкин. Он уже, наверное, старожил "Спартака-2". Общаюсь с Александром Козловым. Именно его фамилия придет сразу на ум при вопросе о лучшем игроке моего возраста. Я его знаю очень хорошо, с 12 лет вместе играем. Из тех ребят, что я видел в дубле до него и после, это самый талантливый футболист.