Завершившийся в воскресенье теннисный турнир Moscow River Cup стал для 17-летней россиянки Анастасии Потаповой счастливым. Она хоть и проиграла в финале своей сверстнице из Сербии Ольге Данилович, добилась лучшего в карьере результата. А победа вместе с Верой Звонаревой в парном разряде стала «вишенкой на торте». Выпускающий редактор РИА Новости Андрей Симоненко поговорил с Потаповой о ее теннисной жизни и мечтах.
"Химки рядом, но я жила в отеле"
- Анастасия, финал стал матчем упущенных возможностей. Сниться он вам будет?
- Нет, не будет, я уже его в какой-то степени отпустила. Даже, наверное, не в какой-то степени, а совсем отпустила после того, как мы с Верой Звонаревой выиграли турнир в паре. Да, проиграла, но, черт, все проигрывают. На следующей неделе новый турнир, дальше подготовка к US Open. Посмотрим, что будет там, а что было - то прошло.
- Помню случай, произошедший с одной из известных российских теннисисток на Кубке Кремля. Она, москвичка, приехала после длительных разъездов к себе домой, поела борща, прилегла на диван - и на следующий день проиграла в первом круге, не сумев перестроиться с домашней обстановки на боевую. Вы живете в Химках, практически через дорогу от стадиона...
- Я жила во время этого турнира в отеле, одна в номере. После неудачного выступления в прошлом году на Кубке Кремля мы с командой подумали и сделали выводы: что я буду жить без родителей, без своих собак, чтобы не было никаких отвлекающих факторов. И это, как оказалось, работает! Все же думаю, что если бы я осталась дома, именно здесь это бы такой роли не сыграло, но до матчей мне действительно удобнее быть одной, думать о своем и ни с кем не разговаривать.
- Но во время турнира наверняка ведь подходили многочисленные друзья, Химки рядом.
- Конечно, друзья подходили, мы с ними даже обедали, но все это происходило после матчей. Перед матчами я всегда была одна и настраивалась на свою игру.
- Директор турнира Александр Островский - глава академии, в которой вы тренируетесь. Вам на турнире предоставили wild card. Все это не добавило ответственности?
- Вообще нет. Ну а чем меня это может обязать? Это такой же турнир, как и любой другой. Да, Александр, мой агент, его проводит, но никаких мыслей или давления у меня не было.
"Сказала: дайте белого и побольше"
- Читал, что в теннис вас в родном Саратове привела бабушка. Не читал, как вы попали в Химки. Расскажите, пожалуйста!
- Александр в своей академии лет семь назад проводил детский турнир. Помню, он был в декабре, я там участвовала и выиграла его - и в одиночке, и в паре. После этого он подошел к моей бабушке, затем они общались еще в январе, а в конце марта - кстати, в свой день рождения, 30 марта - я переехала в Химки. И начала тренироваться в его академии.
- В одном из еще детских интервью вы сказали, что всегда будете работать только с вашим тренером Ириной Дорониной. Сейчас, надо полагать, после пришедших успехов вы еще больше укрепились в этом?
- Конечно, успехи идут, но, на самом деле, даже когда я проигрываю, меня никогда не посещают мысли, что я хочу уйти от Ирины Николаевны. Она будет сопровождать, я надеюсь, всегда. Она мне как вторая мама, и в каких-то моментах она меня знает лучше, чем родная мама. Знает, на что надо надавить, что сказать, что сделать, чтобы я взбодрилась и выиграла матч.
- Иных теннисистов спросишь - когда-нибудь посещают мысли уйти из тенниса, и они отвечают: да после каждого проигранного матча!
- Мне 17 лет, я только начала, и меня никогда в жизни не посещали такие мысли! По юниорам я много чего выиграла, но в турнирах WTA только начинаю набирать обороты. Так что после проигрыша я говорю тренеру: дайте мне ракетку, я пойду и отработаю то, что у меня не получилось. А следующий турнир выиграю. Такой мой принцип: каждый проигрыш меня подстегивает на победы.
- И кошки никогда не скребут на душе?
- Никогда. Вообще. Бывают матчи, которые очень обидно проигрывать. Но после них, допустим, час меня лучше не трогать, а потом я говорю себе: все, забыла, идешь дальше.
- Вы кажетесь очень эмоциональным человеком. На каждую победу реагировали здесь так, как будто снова выиграли юниорский Уимблдон.
- Правильно, для меня победы в турнирах WTA можно по пальцам одной руки пересчитать. Каждая победа - это определенная победа над собой. Это значит, что то, что мы делаем – правильно, что нет застоя. Конечно, я радуюсь. И действительно, я очень эмоциональна, но на теннисном корте. Там я оставляю все, а в жизни… Скажу так, эмоциональна, но не настолько.
- Главной победой в жизни остается юниорский Уимблдон?
- До этого турнира - да. Но все-таки лучшее достижение для меня - этот турнир.
- То, что вы провели его в белой форме, как на Уимблдоне, не показатель того, что в мыслях вам все-таки хочется возвращаться к тому счастливому моменту?
- Знаете, я действительно думала об этом. Я действительно, когда играю в белом, часто побеждаю и делаю шаг наверх. Но здесь, на самом деле, так вышло. Мой спонсор просто сказал мне играть в белом платье. Я сказала: ну конечно же, дайте мне белого цвета и побольше!
"От тенниса стараюсь отвлекаться, а то с ума можно сойти"
- Есть какой-то матч в карьере, который особенно запомнился?
- С (немкой) Татьяной Марией на турнире в Питере. Наверное, запомню матч с Кристиной Плишковой, который прошел сейчас, в Москве. На самом деле, много было ярких побед. И мне не хотелось бы выделять какую-то из них. Все победы важны, все победы - мои победы.
- Вы не раз говорили о том, что ваш кумир - Мария Шарапова. Удалось с ней познакомиться?
- Заочно. Я знаю о ней, она, думаю, знает обо мне. Но лично не встречались и не общались.
- Иногда кажется, что манерой поведения на корте вы ее чуть-чуть копируете. Это обманчивое впечатление?
- Думаю, да. Все, что я делаю на корте, идет от души. Я не думаю о том, как веду себя. Просто делаю то, что хочу и не особо контролирую себя. А кого-то копировать - это вообще не про меня. Я это я.
- Знаю спортсменов, которые все время без исключения думают только о тренировках и соревнованиях, не позволяя выйти спорту из головы.
- Конечно, теннис занимает, наверное, 99% моей жизни, но думаю ли я о теннисе всегда… На самом деле, нет. Вечером, когда идет сбор или подготовка, стараюсь как-то отвлекаться, а то можно сойти с ума. Но теннисом я, конечно, наслаждаюсь. Это моя жизнь и моя любовь.
- У вас есть цель, с мыслью о которой вы просыпаетесь? Например, стать первой ракеткой мира?
- Непосредственно об этом я думаю, но каждый день себе об этом не говорю. Беру ракетку, мячик и говорю Ирине Николаевне: идем на корт, работать.
- В нескольких словах - какие цели в карьере?
- Выиграть как можно больше турниров Большого шлема и стать первой в мире.