Российский сноубордист Николай Олюнин впервые в карьере попал в призеры Кубка мира. В начале недели на этапе в Канаде он показал второй результат в борд-кроссе. В интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Александре Владимировой Олюнин рассказал о нелюбви к канадцам, дедушке-экстремале, который привел его в сноуборд, огурцах в Аргентине и сочинской "песочнице".
"Мы покажем, кто тут хозяин!"
- Перед началом сезона вы поставили перед собой задачу: впервые в карьере подняться на подиум Кубка мира. Удалось. Значит, задача на сезон выполнена?
- Да, я считал, что если сейчас не попаду на пьедестал, то на Олимпиаде мне делать просто нечего. План выполнен. Теперь в Сочи можно ехать со спокойной совестью и с мыслью о том, что я могу бороться за медали.
- В середине января ваш партнер по команде Андрей Болдыков одержал первую в истории победу на этапах Кубка мира по сноуборду. Его достижение повлияло на вас?
- Однозначно. На сто процентов. Он всю команду - по крайней меня - раззадорил. Я подумал: как так? Если он смог, то и я смогу.
- А что Андрей сказал вам после вашего серебра?
- Похвалил. Он сам немного огорчился, что ему не удалось выиграть. Алекс Пуллин (австралийский сноубордист) помешал ему. Он в него врезался, и Андрей в итоге финишировал четвертым. А я их объехал и попал на подиум.
- Изменилось отношение соперников после первой взрослой награды?
- Если раньше не все здоровались, то сейчас все приветствуют, улыбаются: "Николай, хеллоу!" Особенно здесь, в Сочи.
- На Красной поляне соревнования по сноуборду проходят впервые. Какие впечатления оставила новая трасса?
- Я на самом деле думал, что здесь песочницу построят. А приехал и удивился. Очень классно все сделали, действительно отличная трасса. Еду – и получаю удовольствие.
- До статуса одной из лучших трасс в мире пока далеко?
- Пока ее нельзя назвать одной из лучших. Но если еще поработать, подумать, то все возможно. Хотя для статуса Кубка Европы, который сейчас проходит, это просто супертрасса!
- Говорят, что почти все лидеры КМ сюда приехали. Считай, дополнительный этап Кубка мира проходит.
- Это точно, но мы никого не боимся. Мы сами теперь – лидеры сезона. Еще покажем, кто тут хозяин! На домашней трассе нужно побеждать, и я себя сейчас чувствую очень комфортно здесь. В отличие, например, от Канады, из которой мы только прилетели.
- Почему в Канаде не нравится?
- Неуютно там. Люди совершенно другие, непонятные для меня. А тут все русские, все свои.
- Языковой барьер, может быть, мешает?
- Да нет, английский у меня, конечно, не самый лучший, но пообщаться, объясниться я могу. У нас просто даже чувство юмора разное. Я иностранцев не слишком понимаю. Меня не тянет общаться с ними. Мне нашей сборной вполне достаточно. Раньше мы ездили только с Андреем по Кубкам мира, а теперь еще с нами – две девочки и еще Данила Дильман. Мы впятером ездим, нам весело. А вдвоем было скучновато.
"…а у меня дед огурцы достает!"
- В сборной команде появились настоящие друзья?
- У меня только один лучший друг – дома, в Красноярске. А ребята по сборной – мои коллеги.
- Вы относитесь к тем спортсменам, которые считают, что дружба в спорте невозможна?
- Да нет, я не так категоричен. Просто у меня есть один друг, мне достаточно. Остальные все – знакомые. Я к дружбе серьезно отношусь. А с Сэмом мы знакомы очень давно, через многое вместе прошли. Хотя, нет, есть, конечно, еще друзья, за которых я душу готов отдать, но все-таки лучший друг – один.
- А вашего дедушку вы тоже воспринимаете как друга? Он ведь у вас, говорят, экстремал.
- Именно он меня привел в спорт. Сам встал сначала на лыжи, потом – на доску. Потом потянул отца моего. А потом дед стал инициатором моего катания. Ему огромное спасибо. Респект! Он у меня огромный молодец. Почти 70, а бодрый! До сих пор катается на сноуборде, без проблем. И не только – еще и на кайте, на вейкборде.
- Что дедушка сказал после канадского подиума?
- Они сейчас всей семьей в Таиланде находятся. У мамы корпоратив, вот они все вместе и поехали. Но на меня по "Евроспорту" смотрели. Дед, конечно, был очень рад. Ведь именно он мой первый тренер, считай. Он, конечно, ничему не учит сейчас. Я и так все сам знаю, но в психологическом плане здорово настраивает. Мы с ним ездили как-то в Аргентину на Кубок мира, я его с собой брал. А он мне привез пирожки с картошкой, огурцы. Представляете – в Аргентину! Мне неудобно было. Все вокруг такие крутые сноубордисты, а у меня дед огурцы достает! (смеется) Но было забавно.
"Канадцы повесили австрийский флаг"
- Ваша первая громкая победа была на юниорском чемпионате мира. На взрослом уровне она имеет какое-то значение?
- Нет. Юниорский чемпионат мира, на самом деле, это ни о чем для взрослых. Там ведь молодежь одна. Хотя благодаря победе я получил международного мастера спорта. Но больше ничего. После той победы сезон у меня не пошел – был то 30-м, то 40-м. А в этом сезоне все наладилось. В двадцатку почти всегда попадал, был 6-й результат. Вот теперь второй.
- Этот сезон для всей сборной России по сноуборду стал прорывным. С чем вы связываете такой успех?
- Я тоже думаю, что сезон для россиян отличным получается. У нас и в гиганте парень вторым стал (Андрей Соболев), и в слоуп-стайле – первое-второе место было (у Алексея Соболева). И мы вот в борд-кроссе. Что повлияло? Даже не знаю. Просто начали побеждать, резко уровень поднялся. Думаю, основная причина – в наших головах.
- Но ведь у каждой дисциплины разная специфика. В 2007 году после победы Екатерины Тудегешевой на чемпионате мира ее долго никто не мог поддержать.
- Не знаю. Но вот для меня победа Андрея Болдыкова стала решающей. Я не завидовал, нет, наоборот, очень искренне за него радовался. Но хотел порадоваться и за себя.
- После серебра теперь задача – первое место в Кубке мира?
- Нет, теперь – Олимпиада. Конечно, и Кубок мира классно выиграть, но Игры намного важнее.
- А что чувствует спортсмен, который впервые стоит на пьедестале в качестве призера Кубка мира.
- Тогда я чувствовал, что канадцы повесили не мой флаг. У них не было русского флага, и они повесили австрийский. Может быть, не ожидали, что русский спортсмен победит. Теперь за это я еще больше невзлюбил канадцев. Как так можно?
- Может, за флаги отвечали поклонники канадского хоккея?
- (смеется) Может быть. Я, кстати, хоккей тоже обожаю. Недавно купил себе дорогущую, крутейшую клюшку. Хотя за сезон получается всего раза три поиграть. Дома с друзьями в Красноярске, или вот в Канаде немного сейчас поиграли. Времени не было практически.
- А по телевизору хоккей смотрите?
- Нет. Но вживую ходили в Монреале на матч. Очень понравилось. А телевизор я уже, наверное, полгода не смотрел. Разве что сноуборд. Как же на себя, любимого, не посмотреть? (смеется) Если попадаю на выступление наших ребят в гиганте или "мягких" дисциплинах, то тоже обязательно болею.
- Почему вы выбрали именно борд-кросс?
- Так получилось – почти пальцем в небо попал: "Пойду сюда". Я начинал прыгать для себя, что-то вертел, крутил. Но уходить из борд-кросса желания не было. Я же вижу, что все получается.
- Какие качества необходимы для успеха в борд-кроссе?
- Думаю, что, прежде всего, сильный характер. Не каждый сноубордист, выступающий в параллельном гиганте, поедет по такой вот трассе. Страшно ведь на таких трамплинах прыгать. Хотя мне самому страшно, например, прыгать в хаф-пайпе. А они по нашим трассам едут как неваляшки. Все относительно.