Российский борец вольного стиля Денис Царгуш, в третий раз ставший победителем чемпионата Европы, в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" рассказал о том, как пережил фиаско на сентябрьском чемпионате мира, об этапах восстановления уверенности в себе и конкурентах в споре за место в олимпийской команде.
Представитель ЦСКА Царгуш, ранее побеждавший на чемпионатах Европы в 2010 и 2011 годах, в четверг в финальной схватке выиграл у представителя Грузии Давида Хуцишвили - 1:0, 3:0.
Догадывался, что поеду на отбор к Олимпиаде
- Денис, вчера консультант сборной России Дзамболат Тедеев сообщил, что вы будете представлять Россию на отборе к Олимпиаде. Знали об этом до начала турнира?
- Я догадывался, что, наверное, так и будет, но понимал, что многое определят и мое выступление на чемпионате Европы, и предстоящие сборы. А окончательное решение будет принимать тренерский совет сборной России - в зависимости от того, кто из нас и как будет готов.
- В качестве своего главного конкурента вы воспринимаете чемпиона Олимпиады-2000 Адама Сайтиева или кого-то другого?
- Помимо Адама Сайтиева есть и другие ребята - в России очень много сильных борцов. Есть хорошие молодые спортсмены - и Аниуар Гедуев, и Камал Маликов... У нас много хороших, достойных ребят, которые могут составить серьезную конкуренцию.
- После победы на чемпионате Европы вы хоть частично отошли от неудачи на чемпионате мира (двукратный победитель мировых первенств Царгуш неудачно выступил на сентябрьском турнире в Стамбуле, став 11-м и не сумев завоевать олимпийскую лицензию), или до сих пор воспоминания саднят сердце?
- Конечно, когда проигрываешь кому-то, то сразу возникает желание выиграть у него же. И сказать, что после вчерашней победы я успокоился, тоже нельзя. А с другой стороны, и не могу считать, что слишком сильно напрягаюсь - раз так случилось, значит, так и суждено было быть. Главное - верить в свои силы и делать все возможное, чтобы такое больше не повторилось.
- То есть все понемногу в душе улеглось?
- Да, тем более что в январе выиграл ярыгинский турнир, который был очень хорош по составу. Хотя, конечно же, психологически было тяжеловато, но ничего, потихоньку справляюсь.
- А за счет чего удалось переломить ситуацию - ведь после неудачи сразу возникает желание победить и доказать всем случайность поражения - а турниров-то нет...
- Были турниры, на которых есть возможность доказать, что ты сильнее всех. Но именно с этим соперником (американцем Джорданом Барроузом, который в Турции стал чемпионом мира) я так пока и не встречался. Надеялся, что он будет выступать на ярыгинском турнире, но он не приехал. А на чемпионате Европы американцы, как вы знаете, не борются. Что помогало не сломаться? Наверное, характер и желание побеждать - доказывая самому себе, что ты можешь выигрывать.
- А как было в вашем случае, ведь, насколько я понимаю, существуют два варианта выхода из подобной ситуации: первый - запереться в зале и работать-работать-работать, а второй - на время просто забыть о борьбе, чтобы вернуться на ковер с новыми силами.
- Нет, у меня такого не было, чтобы забыть о борьбе - отдохнул недели две, пришел в себя и продолжил тренироваться. Но за эти две недели не было ни дня, чтобы я не думал о той проигранной схватке. Конечно, полностью ее вычеркнуть из жизни нельзя, но надо извлечь из нее пользу, сделать правильные для себя выводы - почему получилось именно так, а не иначе, и идти дальше.
Никто не поймет, как пережил неудачу на ЧМ
- Наверняка вы постоянно находились в окружении людей, которые, с одной стороны, вас поддерживали, а с другой - сочувствовали. Подобные элементы сочувствия не были для вас очередной занозой?
- Я с пониманием относился к этим словам, зная, что они идут от желания людей успокоить меня. Но в то же время делал для себя выводы, потому что другой человек никогда не поймет, что у тебя творится внутри. Некоторые люди в подобных ситуациях делятся своими переживаниями, а другие все перебарывают в себе. Я, наверное, ко второму варианту отношусь и считаю, что это правильно. Потому что у людей своих проблем хватает - зачем я еще буду их загружать?
- Но ведь психологи говорят, что нельзя все держать в себе, надо высказаться, дабы излишне не напрягать себя...
- Нет, я лишний раз не "грузился", потому что знал причины своего поражения.
- А после неудачи на чемпионате мира в вашем окружении были люди, которые отвернулись, говоря, что, мол, Царгуш уже "сдулся", он не таков, как прежде?
- Нет, такого не было. Может быть, кто-то из специалистов-критиков что-то и сказал, но большинство оценили мое выступление по справедливости. И я прислушивался к мнению профессионалов, которые говорили мне, что и как делать дальше. Надо всегда слушаться старших, которые боролись до нас и обладают громадным опытом - они всегда подскажут, как нам не повторить их ошибки.
Проиграл в Турции, потому что перегрузился на сборах
- Сейчас можно сказать, что привело к неудаче в Стамбуле - вы в чем-то недоработали на тренировках или недооценили соперника из США?
- Нет, наоборот, на тренировках я переработал. И в какой-то мере недооценил американца, не знал особенности его борьбы, потому что был уверен в том, что никому проиграть не могу. У меня даже подобных мыслей не возникало. Я был очень сильно перетренирован - весь свой порох выплеснул на сборах, а когда нужно было показать свои возможности на чемпионате мира, сделать этого не смог - всю свою форму я оставил на тренировках.
- Денис, когда мы с вами разговаривали после январского турнира памяти Ивана Ярыгина, вы сказали, что считаете своим главным конкурентом на Олимпиаде не американца Барроуза, а иранца (Садеха Гудекчи, проигравшего представителю США в финале). А чемпионат Европы открыл для вас новые имена?
- Да, грузин Давид Хуцишвили - очень неплохой спортсмен, с которым я боролся в финале. Он очень крепок физически и хотя активных действий практически не применял, но защита у него очень сильная. Азербайджанец Александр Гостиев показал очень хорошую борьбу, а всех остальных ребят-конкурентов я знал и раньше.
Победа в Белграде добавила уверенности к себе
- Вы одержали три победы на чемпионатах Европы. А чем запомнилась каждая из них?
- Вчерашняя победа добавила мне уверенности в себе. Потому что когда я выиграл ярыгинский турнир, я понимал, на что способен, но это все же, можно сказать, внутрироссийское соревнование. Да, он носит статус международного, но после первого круга иностранцев практически не найдешь - настолько силен уровень наших ребят. А на чемпионате Европы хотелось показать себя, доказать, что могу выиграть.
А если говорить о предыдущих победах, конечно же, первое золото чемпионата Европы запоминается по-особому, потому что это первый мой такой серьезный успех. А память о выигрыше прошлогоднего турнира в Дортмунде связана с тем, что я победил, борясь с высокой температурой - под 40 градусов, и не спал всю ночь накануне выступления.
- Следовательно, в этом году у вас перед чемпионатом Европы была внутренняя уверенность в своих силах, но ее надо было подкрепить значимым результатом?
- Да, мне важно было выиграть чемпионат Европы именно с психологической точки зрения.
- До лицензионного турнира вы бороться не будете?
- Нет, ведь до отбора остался всего месяц. И если бы я был «недовесок», то можно было бы выступать каждую неделю. Но постоянно сгонять порядка семи килограммов очень сложно - думаю, что в преддверии Олимпиады рисковать не стоит.
К Олимпиаде форму надо добрать
- Вы говорили, что трудно удержаться на пике формы после январского турнира Ярыгина. Сейчас вы находитесь в хорошей степени готовности - как ее удержать до отбора, если вам три раза за два месяца приходится выходить на максимум?
- Это задача наших опытных тренеров - они умело дозируют нагрузки. И не думаю, что к чемпионату Европы я подошел в своей лучшей форме - у меня не было той свежести, которая позволяет выходить на ковер и атаковать с первых секунд схватки. Думаю, что перед отбором на Олимпиаду и турниром в Лондоне надо будет обязательно нарастить форму.
- Денис, за оставшееся до Олимпиады время можно отработать какие-то новые, неожиданные для конкурентов приемы или придется работать на том багаже, который уже есть?
- В основном придется бороться на уже имеющемся багаже. Но что-то новое все равно постоянно разучиваешь, потому что тебя все соперники изучают и хорошо знают, что и как ты делаешь на ковре. Все сейчас пропадают в залах, но в нужный момент победит тот, кто сумеет быть максимально сконцентрированным, кто будет по-спортивному наглее и хитрее и сможет провести победный прием.
Вера людей только добавляет сил
- А на вас не давит психологический груз - то, что вас воспринимают как одну из главных золотых олимпийских надежд России?
- С одной стороны, это радует - то, что в тебя верят, не сомневаются в твоих возможностях и надеются на тебя. А с другой - ответственность очень большая. Но ведь люди делятся на разные категории - кого-то ответственность губит, а кого-то, наоборот, стимулирует и окрыляет. Для меня вера многих людей только дополнительно мотивирует, а не мешает.
- Завершая разговор, в финале беседы хотелось бы спросить - со стороны показалось, что в решающей схватке вы не выложились на 100 процентов и в любой момент могли добавить, если бы что-то пошло не так. Так и было на самом деле?
- Да, я контролировал ход схватки и не выкладывался полностью - берег силы, потому что свежести мне чуть-чуть не хватало. Запаса формы для победы оказалось достаточно, хотя, наверное, можно было и лучше отбороться.