Легендарный советский вратарь многократный победитель Олимпиад, чемпионатов мира и Европы, президент Федерации хоккея России (ФХР), депутат Государственной думы РФ Владислав Третьяк в преддверии своего 60-летия в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову подвел промежуточные итоги своей деятельности, раскрыл надежды на будущее и рассказал о наиболее значимых вехах своей жизни.
- Владислав Александрович, с каким настроением вы подходите к столь значимому рубежу жизни?
- С волнением (смеется).
- Почему с волнением?
- Очень хочется сделать праздник для моих друзей – для тех, с кем играл многие годы, для всех болельщиков, сказать хорошие, добрые слова моим первым тренерам, поблагодарить всех. Поэтому есть, конечно, такое волнение…
- "Предстартовое"…
- Да, предстартовое. А к своему 60-летию я подошел, считаю, с нормальным багажом. Мне грех жаловаться, все-таки у меня за спиной много побед – и когда играл, и когда стал руководителем Федерации хоккея России. Я думаю, что многое все же сделано. Мне не стыдно смотреть в глаза людям.
Мечта - в Сочи реабилитироваться за Ванкувер
- А какие-то нереализованные мечты, время для осуществления которых еще есть, остаются?
- Остаются, ведь на Олимпийских играх в Сочи нам надо реабилитироваться после Ванкувера (сборная России в 2010 году уступила в четвертьфинале канадцам – 3:7). Сейчас наша главная задача – подготовка к предстоящему чемпионату мира и, естественно, Олимпиада-2014 – у себя дома мы хотим достойно выступить. Вот это главное, чего хочется добиться.
- Достойно выступить - подразумевается, как я понимаю, победа на Олимпиаде?
- Мы будем бороться за первое место. Сейчас, конечно, никто ничего гарантировать не может, но мы будем биться за первое место.
- Как вы оцениваете состояние нашей команды в преддверии чемпионата мира – на что мы можем рассчитывать?
- Рассчитывать можно на многое, но сегодня хоккей настолько непредсказуем. Важно, в каком составе наша сборная будет играть на чемпионате мира. Если мы получим тех игроков из НХЛ, которые смогут нам помочь, то у нас будет больше шансов сыграть успешно. А если нет, если мы будем выступать только своими силами, игроками Континентальной хоккейной лиги (КХЛ), то будет очень тяжело. Поэтому приход игроков из НХЛ, таких как Павел Дацюк, Евгений Малкин и ряд других – может заметно увеличить шансы нашей команды.
От высокого результата на ЧМ нас никто не освобождал
- Исходя из вашего опыта, какое оптимальное количество игроков НХЛ должно быть в сборной России?
- Все зависит от того, какие это игроки и в какой форме они находятся. На все воля тренера – надо брать не количественно, десять или одиннадцать, надо брать лучших. Как и на чемпионат мира – но здесь есть свои нюансы. На мировое первенство мы можем взять молодых игроков – Евгения Кузнецова, Владимира Тарасенко, других ребят, которые зарекомендовали себя в матчах КХЛ, чтобы проверить их в играх серьезного уровня. Но, в то же время от необходимости добиваться высокого результата нас никто не освобождал.
- Финальная серия Кубка Гагарина, на ваш взгляд, высветила игроков, которые могут добавиться к национальной команде?
- Конечно, такие ребята есть, но все зависит от главного тренера сборной (Зинэтулы Билялетдинова) – кого он возьмет на чемпионат мира. Я сейчас не хотел бы вмешиваться в обсуждение состава команды, потому что роль Федерации хоккея заключается не в этом. Мое мнение - можно было бы посмотреть Михаила Анисина – он себя вполне зарекомендовал. Но я, повторюсь, не хотел бы расходиться во мнениях с главным тренером сборной России – потому что именно ему надо будет выигрывать, и надо будет брать на себя ответственность.
- Столь напряженное противостояние "Динамо" и "Авангарда" как-то всколыхнуло в стране интерес к хоккею?
- Конечно – в Москве-то уж точно. Потому что в Москве, к сожалению, на хоккей мало кто ходит. У нас только на матчах Евротура можно увидеть полные трибуны, а на "Спартак", ЦСКА, "Динамо" - если приходит полстадиона, то это уже хорошо. И эта серия очень прилично всколыхнула москвичей – они пришли на стадион и увидели хоккей высокого уровня.
Серия 1972 года с Канадой - самое яркое событие в жизни
- Владислав Александрович, если оценивать самые значимые достижения в различных ипостасях, что вы считаете самым важным в спортивной карьере?
- У меня было много различных достижений. Но если что-то выделить особо, то через сто-двести лет, думаю, забудут и о победах на Олимпийских играх, и на чемпионатах мира. А в памяти у всех останутся игры между Канадой и СССР 1972 года. Вот прошло уже сорок лет, а мы их помним. И сколько хоккей будет жить, все будут помнить серию игр 1972 года. Потому что это было историческое, эпохальное, событие. Мне посчастливилось сыграть все восемь матчей – думаю, что это было самым большим событием в моей жизни.
- То, что вам не довелось сыграть в НХЛ – это следствие несовпадения времени и места?
- Наверное, так богу было угодно. Не получилось – знаете, меня не отпустили, а убегать из страны я не хотел.
Мы стали гордиться нашим хоккеем
- Оценивая многолетнее руководство федерацией хоккея, что считаете самым важным достижением?
- Главное событие – мы заставили себя уважать. До меня 15 лет не было побед на чемпионатах мира, а сейчас мы занимаем первое место в рейтинге. Да, на последнем чемпионате мира мы стали четвертыми, но в мировом рейтинге мы первые. Мы за последние шесть лет выиграли два чемпионата мира, один раз взяли серебро и один раз – бронзу. И молодежная команда дважды становилась чемпионом мира, и юношеская сборная побеждала.
И главное – люди играют за нашу сборную. Они знают, что в команде созданы демократические условия, никто никого не обливает грязью после поражений. А ведь пять-шесть лет назад многие известные хоккеисты не хотели играть за сборную. Потому что стоило чуть проиграть, все – и пресса, и специалисты - обрушивались на команду. И во всем были виноваты только одни игроки, и больше никто другой. И некоторые ребята не хотели приезжать выступать за сборную на чемпионаты мира, говоря: "А зачем мне приезжать? Я в НХЛ сезон отыграл и отдыхаю – а здесь, если мы, не дай бог проиграем, то я сразу плохой. И на моем имидже и контракте все сразу же сказывается". Мы все подобные моменты перебороли, и надо, кстати, сказать спасибо Вячеславу Быкову – он был одним из первых тренеров-демократов, который профессионально, с уважением, относился к игрокам. И он ездил за океан, и я – встречались с хоккеистами, в команде была создана атмосфера человеческого отношения между тренерами и игроками, а это самое главное.
Успех в политике - "Закон о спорте" и уважение людей
Мы сумели привить болельщикам любовь к хоккею - на матчи Евротуров в Москве собираются полные стадионы, у нас сейчас возрождается патриотизм, хоккеисты и болельщики поют национальный гимн – уже и на юношеских, и на даже на детских турнирах. Мы стали гордиться своим хоккеем – думаю, что это немалое, сделанное за шесть лет. Также созданы и КХЛ, и молодежная хоккейная лига, которая обретает новую жизнь – все это сделано за годы руководства ФХР.
- А что отнесете к главным результатам своей деятельности как политика за годы многолетней работы в Государственной Думе?
- Как председатель комитета Госдумы по спорту я сделал закон, по которому сейчас живет и еще долго будет жить страна – "Закон о спорте". Практически все согласования перед принятием закона прошли через мои руки. Наверное, это главное, чего мне удалось добиться в Государственной Думе. И, конечно же, нельзя не сказать о развитии региона, который я представлял – в Саратовской области были построены два стадиона, 17 хоккейных коробок, очень многое было сделано по линии благотворительности. Я как депутат честно выполнял наказы избирателей, свою работу. Об этом вы можете спросить любого жителя области - они знают, что Третьяк как депутат честно и достойно работал – а это самая главная оценка моей деятельности, полученная от людей.
Главный итог - хороший семейный тыл
- И самый важный итог прожитого – в семейном плане…
- Самое главное – то, что у меня действительно хороший тыл. С моей супругой (Татьяной) мы прожили 40 лет, и в августе этого года будем отмечать рубиновую свадьбу. И мои дети (Дмитрий и Ирина) – они не кичатся тем, что они Третьяки, а скромно, не высовываясь, работают и живут – они нормальные воспитанные люди. И, конечно, наша гордость – внук Максим Третьяк, который играет (как и Владислав Третьяк) под двадцатым номером и стал серебряным призером юношеской Олимпиады. У него есть хорошие задатки, он похож на меня своей работоспособностью и любовью к своей профессии. Он с пяти лет играет в воротах, и мы надеемся, что он продолжит дедов путь.
- В каком формате будет проходить праздник в честь своего юбилея, который вы намерены устроить?
- 25 апреля меня будут поздравлять депутаты Государственной Думы, а 26 апреля я собираю праздничный вечер-концерт. На него приглашены все - начиная от моего первого тренера Виталия Трефилова, (тренеров) Виктора Тихонова и Владимира Юрзинова, Бориса Михайлова, Владимира Петрова, Вячеслава Фетисова… Будут все, с кем я играл, спартаковские хоккеисты, бизнесмены, которые мне помогают сегодня по депутатским делам, представители благотворительных фондов – все те люди, с которыми я шел и продолжаю идти по жизни. Я хочу им всем сказать от всего сердца большое спасибо и сделать им приятное. И на вечер придут хорошие артисты – чтобы выразить всем слова благодарности за все то, что они сделали для советского и российского хоккея.