Баскетболист сборной России и клуба "Нижний Новгород" Семен Антонов в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Надежде Перепечко рассказал о том, какие книги читают перед матчем спортсмены, вспомнил, как отдал кроссовки за флаг России, и пообещал, что не будет закидывать шапками сборные Кореи и Доминиканы.
- Начнем с имени Саймон - Семеном вас уже редко называют.
- Да, после фильма "Жмурки", где героя Дмитрия Дюжева звали Семен, а все называли его Саймон, меня тоже зовут Саймоном. По имени теперь мало кто называет, родители или близкие иногда еще называют Семен или Семушка. Но для всех остальных – Саймон, и мне нравится.
- Саймон, этот сезон для "Нижнего Новгорода" закончился рано. В прошлом году клуб заявил о своих амбициях, но подтвердить их в этом сезоне не смог. Чего не хватило команде?
- Не сказать, что сезон получился совсем отвратительный и провальный. Если смотреть только с точки зрения ПБЛ, то да, там выступили крайне неудачно, заняли 9-е место. Не смогли пробиться в финальную часть Кубка России, уступив, как потом оказалось, серебряным призерам – "Спартаку–Приморье". В Еврочеллендже вышли во второй групповой этап, где уступили турецкому "Бешикташу", который в итоге стал чемпионом. В лиге ВТБ оступились на "Летувос Ритас", эта команда в итоге обыграла чемпиона Еврокубка – "Химки" и в итоге стала третьей в лиге ВТБ. Это неплохо для молодой команды, которая играет только второй год. Конечно, в прошлом сезоне мы были пятыми в чемпионате России. Сказалось то, что было слишком много игр, для нас, для молодых ребят. Если в прошлом сезоне у нас была одна игра в две недели, и мы готовились к ней очень тщательно, знали все комбинации соперника до мельчайших деталей, то в этом не хватало времени на подготовку, на индивидуальную работу на тренировках, в основном были только игровые тренировки, видео, скаутинг.
- С середины сезона в клуб приходили и уходили игроки: ушел лидер Эрнест Бремер, обменяли с "Локомотивом" Михала Игнерски на Приможа Брезеца, отдали в аренду УНИКСу Артема Яковенко …Такое тормошение командной химии влияло на коллектив внутри?
- Конечно, неприятно, когда в начале сезона набиралась команда, строилась игра вокруг определенных людей, был определенный костяк, а потом ребята переходили в другие команды. Но за счет ухода Игнерски другие смогли проявить себя на его позиции, с уходом Бремера мы вернули (Дмитрия) Головина из Казани, (Иван) Савельев стал получать больше времени, пошла ротация российских молодых игроков. Это пошло в плюс этим баскетболистам, но, может быть, в минус для главного тренера (Зорана Лукича), когда он потерял такого игрока, как Бремер, его видение команды пришлось менять. Сначала было тяжело: полгода играешь с человеком бок о бок, а тут он уходит.
- Как работается с Лукичем? С виду он очень импульсивный и вспыльчивый тренер.
- Абсолютно нормально. Он эмоционален, потому что какие-то элементы мы отрабатываем на тренировке - кого как страховать, как занимать позицию, а когда игрок, которому на протяжении недели это говорили, не выполняет этого идеально, тут тренер срывается. Он требует дисциплину, строго спрашивает. На мой взгляд, тренер должен быть таким жестким.
- На сколько еще рассчитан ваш контракт с "Нижним"? Были ли предложения из других клубов?
- У меня с Нижним контракт на два года, прошлым летом я его переподписал. В этой команде меня все устраивает: весь тренерский штаб, сложилось взаимопонимание с главным тренером, нравится, как построен тренировочный процесс, дают шанс молодым игрокам, что не во всех командах есть. Пока предложений из других клубов не поступало, но все это через генерального менеджера клуба (Сергея Панова), наверное, идет. Я пока остаюсь в "Нижнем", выбираю игровые минуты, а не бренд, хочу помогать "Нижнему Новгороду" расти, процветать и хочу побеждать с ним. Сейчас у команды будет третий год, самый определяющий, на мой взгляд, я хочу быть в основе этой команды и делать результат.
- То есть для тебя ЦСКА - это тот клуб, который нужно хотеть обыграть, а не играть в нем?
- Любой игрок хочет играть в топовом клубе, тем более в таком, как ЦСКА, в таком бренде. Но сейчас я хочу играть, а не сидеть на скамейке.
Раньше АК-47 видел только по телевизору
- А как вообще для вас начинался баскетбол? Ведь город Нижневартовск не славен баскетбольными традициями.
- Мой город славен скорее нефтяными традициями. Первый тренер нашел меня в обычной школе: так часто бывает, тренеры набирают группу определенного возраста, приходят в школу. Пришел мой первый тренер, попросил всех мальчиков встать - я был самый высокий в классе. Он вызвал меня, спросил, хочу ли я заниматься баскетболом. "Ну, давайте попробуем", - ответил я.
В третьем классе ты ничего особо не понимаешь. Начал заниматься, потом на какой-то промежуток времени забросил. Тогда хотелось поиграть в компьютер допоздна, а тренировки были в 8 утра холодной зимой в Нижневартовске, транспорт еще не очень ходил, и нужно было идти пешком в другую школу в соседнем районе – я забросил. Потом перешел в другую школу, и там организовывали спортивный класс, это был первый такой опыт в Нижневартовске. Вот с 5-го класса уже занимался постоянно, но не сказать что целенаправленно, просто для себя. Тренировка была утром, потом учеба, потом еще одна тренировка. Занимался, занимался, стал чемпионом округа, области. Потом стали отбираться на финал России. Самый успех был - шестое место в России, я выступал за Челябинскую область.
Тогда меня приметили Скорочкин Сергей Михайлович и Седякин Александр Иванович, они работали в "Динамо" во второй команде. Меня пригласили в команду, 11-й класс я уже закончил в Москве и здесь тренировался. Так началась моя профессиональная карьера. Я подписал свой первый контракт: точнее не я, а мама, до 18 лет контракты подписывают родители. Потом перешел в саратовский "Автодор", потом был в Тамбове и оттуда - в "Нижний".
- Каково это - сначала играть для себя, а потом оказать в составе сборной России с Андреем Кириленко, Виктором Хряпой, Сергеем Моней?
- В первую тренировочную неделю, когда после первого сбора попал на второй, я очень волновался. Ребят близко особо никого не знал. Пребывал в таком нокауте, что Кириленко рядом, до этого видел его только по телевизору, а тут с ним в одной команде играю. Но прошла неделя - и успокоился, ребята помогали на тренировках советами, подбадривали, несмотря на то что молодой, не было дедовщины. Мне это сильно помогло психологически адаптироваться. Когда объявили окончательный состав на Евробаскет, я очень обрадовался, что в первый год попал в основной состав сборной, а уж когда взяли бронзу чемпионата Европы - это был самый счастливый момент.
- Что запомнилось с Евробаскета больше всего?
- Самое запоминающееся – первые очки, когда забил "треху" в игре с Грузией. Это были первые официальные очки за сборную. На самом чемпионате мандража перед звездами не было. С теми же французами, например. Выходишь против Тони Паркера или еще какой-то европейской звезды, он такой же живой человек, хотя у него уже есть имя в баскетболе, а ты стараешься играть и выкладываться против него. Конечно, идешь по гостинице: о, братья Газоли, будет, что ребятам в Вартовске рассказать. Тушевался во время первой игры чемпионата с Украиной, тогда мог состояться дебют, но я не вышел, и психологически уже все это отошло. А с Грузией вышел, через две–три минуты после начала матча сразу забил, потом в матче с Бельгией забил сверху.
- Как работается с Дэвидом Блаттом?
- Очень продуктивно. Он хороший специалист, об этом все знают. Я очень рад, что он предоставил мне шанс как молодому игроку и давал игровое время. В тренировочном процессе он очень жестко требует, но если ты не понял какой-то момент, он все объяснит до мельчайших подробностей.
- Бронзовую медаль родителям отвез?
- Медаль в Нижнем Новгороде в квартире висит над телевизором. Я хотел домой отвести, но в спешке собирался и забыл снять. Вообще да, хочу родителям отвезти.
В Лондон через Венесуэлу
- Сейчас вы вновь вызваны в сборную на олимпийский квалификационный турнир, первый сбор уже 30 мая. Успели отдохнуть после сезона?
- Три недели было отдыха. Побывал на родине, на удивление там уже не было снега, так что отдых хорошо прошел. Повидался с родителями, друзьями – пять дней, потом погрелся в Эмиратах. Сейчас прихожу в форму, готовлюсь к сборной, чтоб подойти в форме, а не распухшим чуть-чуть.
- То есть индивидуально сейчас готовитесь?
- Да, после отпуска неделю тренировался в Нижнем Новгороде, а сейчас в Москве занимаюсь на базе лагеря РФБ для молодых игроков. Мне пошли навстречу и предоставили тренажерный зал и площадку, где я могу побросать. Индивидуально занимаюсь с Евгением Анатольевичем Буриным, он из клуба "Нижний Новгород". Днем по два часа потихоньку набираю форму.
- Соперники по квалификации – сборные Доминиканской Республики и Южной Кореи. Что-то знаешь об этих командах?
- Если честно, не очень знаю, кто играет за Доминикану и Корею. Слабых команд в баскетболе сейчас как таковых нет, тем более в квалификации Олимпиады, где можно проиграть всего одну игру и по какой-то глупой закрутке не выйти дальше. Так что настроение будет боевое, все хотят на Олимпиаду, и никто не будет выходить на паркет с мыслями, что сейчас мы всех шапками закидаем. Тренерский штаб нам предоставит полную информацию о соперниках, у нас хороший скаутинг.
- Ну, одного игрока Доминиканы мы хорошо знаем – армеец Сэмми Мехия.
- Отлично. Тренер сборной Дмитрий Шакулин работает в ЦСКА, и мы точно будем знать, как играть против Мехии. Особых проблем не будет.
- Отбираться в Лондон придется лететь на другой конец света. Решение о проведении квалификации именно в Венесуэле не удивило?
- Не я принимал такое решение. Наверное, правильнее было провести в Европе, в той же Литве - страна баскетбольная, где отличные залы и всегда полные трибуны на играх. Но такое решение - значит, поедем играть туда. Конечно, хотелось бы избежать длинных перелетов и не тратить время на адаптацию дважды, но наша задача выходить и играть, делать свою работу на паркете. Не важно, где - в Венесуэле, Литве, Корее или Лондоне.
- Как раз касаемо последнего упомянутого города. Олимпиада – это мечта?
- Мне, конечно, хочется попасть на Олимпиаду, но сначала нужно попасть в команду, которая поедет в Венесуэлу, завоевать там путевку и уже потом думать о Лондоне. Думаю, все ребята готовы. Олимпийские игры раз в четыре года, для многих игроков нашей сборной – это один из последних шансов попасть на Игры. Все готовы к тяжелой работе, жаре, особенностям климата, страны. У всех есть мотивация, все понимают, что это Олимпиада. Мы, профессионалы, должны привыкать к любым условиям, все команды на квалификации будут наравне.
За флаг России отдал кроссовки
- Молодых игроков в нашей сборной не так много, вас за пивом не посылают?
- У нас никто режим не нарушает. Помочь доктору или Деду (массажист Аскер Барчо – прим. авт.) лед и полотенца донести сам берусь, тут меня и просить не надо. Это же для команды. А так со всеми в команде хорошо общаюсь. В основном молодыми Хвостом (Дмитрий Хвостов – прим. авт.) и (Алексеем) Шведом, потому что до этого с ними играл. В сезоне, когда уже за клубы играем, стараемся встретиться после игры, пообщаться, если они не улетают или мы остаемся в городе.
- Понятно, что это самая важная сейчас для вас награда – бронза чемпионата Европы. А есть какой-то момент в карьере, которым гордитесь, вспоминая который не можете уснуть?
- Опять же это бронза Евробаскета. Мы гуляли потом всю ночь. Все моменты, которые связаны со сборной, ничего больше запоминающегося в моей карьере пока не было. Наверное, первый матч с Грузией. Все знакомые потом писали, звонили - "Мы тебя видели, молодец, красавчик". Сам себя заводишь, уже вроде спать пора, два часа ночи, но все равно прокручиваешь в голове эти моменты. Когда выиграли матч за бронзу, я попросил у менеджера сборной флаг России. Мне принесли, потом выходим из арены, нас болельщики встречали, и один болельщик мне говорит: "У тебя мой флаг? Давай мне кроссовки". Пришлось отдать кроссовки. Вартовск на флаге написал уже сам. Хотел, чтобы город гордился мной.
- Боюсь, что до Венесуэлы не многие фанаты доберутся.
- Если в Венесуэле будет хотя бы 10-20 человек, они будут болеть за нас как сумасшедшие. Наших болельщиков всегда слышно, спасибо им за поддержку. Даже если их небольшая горстка против половины зала. Мы знаем, что у экранов нас будет смотреть большая армия болельщиков, и мы будем стараться оправдать их надежды. Конечно, приятно играть, когда тебя поддерживают, переживают и кричат "Россия!".
Самая читающая сборная
- В обычной жизни Семен Антонов чем занимается? Точнее, у спортсменов всегда нужно спрашивать, на что хватает времени.
- Спит, кушает, отдыхает, смотрит кино. На самом деле не так много свободного времени. Сейчас начинаю потихоньку читать книги. Понял, что на компьютерных играх и футболе на приставке далеко не уедешь, надо самосовершенствоваться, познавать другой, внешний мир. Занимаюсь своим самообразованием, чтобы не только в баскетбол умел играть и кино смотреть. Буду прогрессировать, может быть, не сразу будет получаться, но стараюсь.
- Что читаете?
- Последнее, что читал, автобиографию Андре Агасси. Очень понравилась. Видел, вышла биография Рафаэля Надаля, хочу тоже прочесть. В основном, что ребята из сборной советуют. У нас читающая сборная получается. Кириленко перед матчами всегда с книгой, но до него мне еще далеко – я в этом деле дебютант. Вот прочитал всего Бориса Акунина.
- Это, наверное, Виталик Фридзон посоветовал?
- Нет, я еще до него всего Фандорина прочитал, так что когда видел, какую часть читает Виталик, я уже знал, кто там предатель, но ему не рассказывал - не нарывался. Стараюсь читать про спортсменов, интересно, чем они занимаются после того, как заканчивают профессиональную карьеру, как они находят себя в жизни.
- Как вы сам и ребята из сборной на матчи настраиваетесь?
- Много ребят читает книги, кто-то музыку слушает, кто-то просто сидит молчит, думая о чем-то своем, кто-то в телефон играет. У каждого свои ритуалы. Я музыку слушаю или общаюсь с ребятами, кто не занят. Прокручиваешь в голове перед матчем сначала все свои комбинации, чтобы не забыть их на паркете. Пробегаешься по основным игрокам соперника: кто что делает, у кого лучше проход, значит, ему нужно больше давать бросать и наоборот, прокручиваешь в голове все эти нюансы, комбинации. За счет этого время пролетает быстро и уже нужно выходить на разминку.
В НБА болею за Мозгова
- Не могу не спросить про НБА. Каждый баскетболист хочет попробовать себя в заокеанской лиге. Вы вряд ли исключение?
- Конечно, хочется попробовать свои силы в Штатах, но нужно смотреть реально на ситуацию. На данном этапе моей карьеры, исходя из моих сильных и слабых качеств, я пока не готов. Может, пару лет поиграю в Европе, окрепну, и если будет возможность, то я хотел бы попробовать себя там.
- За кого болеешь в НБА?
- Болею за "Денвер", потому что там играет Мозг (Тимофей Мозгов – прим. авт.). Единственный российский представитель за океаном плюс там много европейцев играет. Но когда "Денвер" вылетел, стал болеть за "Оклахом" - ребята молодые, агрессивные, на амбициях - хотят выиграть перстни. Мне нравится их стиль игры, не зря они сейчас выбили "Лейкерс".