Накануне первого матча сборной России на чемпионате Европы против команды Чехии защитник Роман Шаронов в разговоре с главным редактором агентства "Р-Спорт" Василием Коновым рассказал, что до последнего момента не верил в то, что во второй раз окажется на чемпионате Европы, признался, что считает себя новичком в сборной, назвал имя лучшего футболиста и сосчитал собственные татуировки.
- Насколько неожиданным стал вызов в сборную?
- Насколько мог быть неожиданным. Была кубковая игра, очень хотелось выиграть, финал. Победили. Потом раздался звонок корреспондента по поводу впечатлений. Я стал рассказывать про впечатления, про то, что еще пустота после финала, когда выиграли, а вопрос, оказывается, про вызов в сборную, даже переспросил тогда про 1 апреля. Потом уже, когда все подтвердилось, понял, что нужно доказывать теперь.
- Вы говорили, что после 2004 года, после выступления на Евро, пережили сильный спад. Серьезно тогда говорили?
- На самом деле так и было, серьезно. Перешел в "Терек", вылетели в первую лигу, там год отыграл. Какие уж тут шутки, самый настоящий спад. За это время я пересмотрел свое отношение к футболу и после этого, может быть, карьера вновь пошла вверх. Сказал бы мне кто в 2007 году, например, что я буду двукратным чемпионом России, буду играть в Лиге чемпионов и в 2012 поеду на Евро... Ну не знаю, это было нереально тогда. Так получилось. В 2007 мы вышли с "Шинником" в премьер-лигу, перешел в "Рубин" - это был сильный всплеск. А для любого футболиста эмоциональный всплеск очень важен. Когда ты играешь на одном уровне — привыкаешь... У меня же получилось как — упал вниз, нужен был стимул, чтобы вернуться. Сначала этим стимул был выход "Шинника", повезло. Через год новый вызов - "Рубин", перед которым стояла задача выхода в зону Кубка УЕФА. Конечно правильное отношение к тренировочному процессу, к работе нужно. Просто так ничего не бывает. Потом был 2009 год, когда получил тяжелую травму.
- И в той ситуации очень солидно повел себя "Рубин", с которым у вас заканчивался контракт, и клуб поддержал и переподписал с вами соглашение.
- У меня была договоренность с Курбан Бекиевичем, что мы продлеваем контракт и так получилось, что в предпоследней игре сезона получил серьезную травму. Понятно, что клуб мог пойти на то, чтобы не подписывать, я был к этому готов. Могли, например, просто списать на возраст, но Бердыев за меня вступился, и я очень благодарен ему за это. Контракт был продлен на тех условиях, о которых договаривались до травмы.
- Если уж не про сборную, а про "Рубин" больше — самое памятное что было? Первое чемпионство, второе, победа над "Барселоной" в Лиге чемпионов?
- Второе чемпионство. Первое было в какой-то мере более случайным. Нас не воспринимали всерьез, нам больше везло — 7 побед подряд, оторвались... А вот в 2009-м уже мы готовились к победе, была задача, которой не было в 2008-м — тогда нужно было в УЕФА попасть и все. Поэтому чемпионство, когда тебя все воспринимают тебя всерьез, приносит больше удовольствия. Поэтому второе чемпионство.
- Кто был стержнем команды тогда?
- Сережа Семак, вокруг него вся игра строилась. Он такой человек — никогда не кричит, ничего не говорит, но от него исходит такая энергетика! Мы с ним познакомились как раз в 2008, я очень рад, что играл с ним. Это большой плюс для меня. Именно вокруг него строился весь коллектив. Сейчас пришли новые игроки, нужно определенное время на адаптацию.
- Судя по такой характеристике, вы согласитесь, что с теми, кто утверждает, что Семак заслужил вызов в сборную на этот чемпионат Европы?
- Я не главный тренер. Могу лишь высказать свое мнение — двумя руками за то, чтобы Семак был в сборной. Тяжело объяснить, что в нем такого — он может не играть, а польза будет. Я считаю, что это лучший игрок. Бывают яркие футболисты — как Аршавин, а бывают такие как Семак, и вот таких в моей карьере больше не было.
- Между двумя чемпионатами Европы у вас прошло 8 лет. Все изменилось?
- Да, можно так сказать. И у каждого тренера свой подход. Изменился тренировочный процесс. У всех тренеров свои взгляды на футбол, да и футбол за 8 лет сильно изменился. Все иначе. И это нормально, ведь все меняется. Европа, правда, давно нас опередила.
- Вы ведь до последнего не верили, что поедете в Польшу?
- Пока не отыграл с Уругваем и не услышал в раздевалке список. Прекрасно понимаю, что все решается на поле. И неизвестно как бы все было сыграй я неудачно с Уругваем. Плюс я не играл ни в одном матче в отборочном цикле, это был первый товарищеский. Надо было доказывать. Теперь Дик говорит — надо готовится, я готовлюсь. Я был рад, когда узнал, что еду, но это не значит, что я поехал туристом. Я понимаю, что нужно работать. Не 20 лет уже.
- Почему такая неуверенность?
- Дик в одном из интервью говорил, что первым кандидатом был Бурлак. Ну и потом такая ситуация — не вызывали бы — я бы не кричал, что, как, почему. В том же 2009-м, считаю, что был ближе к сборной по игре. Просто сейчас пришло время, когда понадобился я. Здесь все решает тренер вот и все.
- По товарищеским матчам, по тренировочному процессу, очевидно, что играть будут Алексей Березуцкий и Сергей Игнашевич, вы наверняка это прекрасно понимаете, какие ощущения из-за этого?
- Прекрасно это понимаю и нормально к этому отношусь. Сейчас нет времени на эксперименты и на то, чтобы наигрывать новый центр. Дик правильно делает и любой другой тренер на его месте поступил бы также. Ребята играют в одной команде, центр обороны — это место где очень важно взаимопонимание. Если бы было время... Но сейчас не до этого. Все понимаю, тренируюсь со 100-процентной отдачей, так как если будет шанс — нужно будет выйти и отыграть надежно, чтобы помочь команде.
- Быстро освоились в команде?
- С каждым днем мне все проще. Все равно я тут новичок, нужно адаптироваться.
- Шаронов — новичок?
- Да, а что в этом удивительного? Из "Рубина" никого нет, тренировочный процесс другой, все другое, в отборочном цикле не играл, игровые связи другие.
- Какой результат именно для вас будет наилучшим здесь? Я не про то, как далеко сможет дойти сборная, а лично для Романа Шаронова.
- Главное — это результат команды. И в данном случае не важно - буду я играть или нет. А конкретнее нет смысла говорить. Футбол - это такая игра, все уже видели "Реал" и "Барселону" в финале Лиги чемпионов, а играли там "Бавария" и "Челси". Победу все отдавали немцам, а победили англичане.
- Кто из соперников основной для нас?
- Все. Первая игра важна, потому что она первая. Победа в первом матче дает определенное преимущество. Поляки - хозяева, греки - тоже сложный соперник. Легких игр не будет, играть нужно на результат.
- Но больше говорят про Польшу, учитывая 10 июня, 12 июня — годовщина трагедии под Смоленском, праздник в России...
- Нет, все игры будут важны, нужно набрать максимум очков и все. Нельзя выделять только один матч с Польшей.
- Для защитника важнее забить или не пропустить? Я не про персональные достижения, в целом.
- Важнее забить на один гол больше соперника. Конечно, для защитника лучше выиграть 1:0, но и против 2:1 возражать не буду.
- Помню, что в Португалии жена вас поддерживала. Надя вновь приедет за вас болеть?
- Да, они с Марусей приедут. В среду уже прилетают во Вроцлав и на всех матчах будут меня поддерживать. Рады, что я попал, и будут болеть. Супруге футбол очень нравится, она в Казани на все домашние матчи ходит, не пропускает там игры. Маруся меня постоянно выводит на поле, других никого не хочет выводить (улыбается). Для дочки это тоже будет очень интересно. Не скажу, что она вот все 90 минут следит за футболом, но ей интересно. Опять же новые впечатления. Они с супругой много путешествуют, по всем странам. Они больше меня уже увидели. У меня - стадион-отель. Они уже в Лондон нормально съездили. Мы с "Тоттенхэмом" играли, потом обсуждали - видели Лондон? Ага, видел - отель возле шоссе, автобус по криминальному району и стадион (улыбается). Вот и весь Лондон для меня. А Надя с Марусей побывали нормально, красивый город же.
- Дочка делает замечания после матчей?
- Не, не, не.
- Переживает, когда видит, как папу бьют по ногам?
- Нет, ей главное - выиграли или не выиграли. Она уже по настроению все понимает, смотрит на меня и все понятно. Я сильно переживаю проигрыши и неудачную игру. Она это видит. И всегда спрашивает - куда пойдем отмечать, если выиграли.
- Куда пойдете отмечать в Польше?
- Об этом рано еще говорить.
- А то здесь есть ресторан из Мишленовского гида, правда без звезд.
- Нормально, мы как раз ужинаем обычно (смеется).
- На прогулку по городу то собираетесь?
- Точно не сейчас. Может быть позже, когда семья будет здесь.
- Вы большой поклонник музыки, особенно тяжелой, тут афиша - Korn, Rise Against, Cranberries...
- Нет, нет, это я ещё успею, но не сейчас точно.
- В заключение - татуировок уже сколько?
- Это надо считать. А левый рукав как считать? По фрагментам или целиком?
- Наверное, по фрагментам.
- Тут просто история такая, что сделал сначала льва на плече, потом уже переделывал, думал долго, что сделать. Остановил выбор на 13 римском легионе, так как там лев был символом, поэтому появился Колизей, воин легиона, орел, SPQR...
- … аббревиатура со штандартов римских легионов...
- ...да, орнаменты тоже все римские, потом имя дочери здесь, всё выдержано в одной стилистике, получилась такая композиция.
- Тогда считаем за одну.
- Хорошо, вторая рука — дракон, имена детей, собака на ноге, на шее имя жены. Получается шесть. Но правую руку буду доделывать, буду консультироваться с художником, хочу тоже сделать полностью рукав, как на левой руке.