Очередная сводка варшавской полиции на два ночи по московскому времени (полночь в Варшаве) подвела печальный итог столкновениям болельщиков сборных России и Польши между собой и с полицией: 136 задержанных и 11 госпитализированных из-за травм, полученных в уличных боях.
Для меня так и осталось загадкой — зачем было провоцировать местное население и устраивать многотысячный марш по центру польской столицы в наш национальный праздник. Учитывая сложные отношения как на политическом уровне, так и среди фанатских объединений наших стран, ничего хорошего от марша можно было не ждать.
Скаутские бригады польских "фирм" дежурили в городе задолго до начала марша россиян и легко вычислялись по внешнему виду (никакой атрибутики, кстати). В их задачи входило отслеживание перемещений наших болельщиков и координация действий на местности. К пяти часам вечера по местному наши уже практически готовы были стартовать, но изначально санкционированная властями акция была запланирована на 17.30. Почти точно по расписанию марш российских болельщиков стартовал от здания Музея Войска Польского под громогласное скандирование "Русска Курва" со стороны нескольких групп польских фанатов, моментально взятых в оцепление полицией. Полиции было очень много, россияне двигались в плотном оцеплении, перед и за колонной двигались полицейские автомобили, а возглавлял колонну водомет. Он, кстати, выступил в итоге в роли того самого ружья, которое стреляет.
Россияне старались не отвечать на провокации и вели себя крайне сдержанно и спокойно. Пели "Катюшу", скандировали традиционные "Русские, вперед" и "Мы приехали, чтобы победить". Однако минут через 5-7 стало понятно, что мирно все не закончится. Мобильные группы польских фанатов, которые действовали по 5-10 человек, резко стали подлетать к нашим, устраивать стычки, отбирать атрибутику, которую потом, отбежав метров на 100 вперед — сжигали. Полиция неоднократно вынуждена была останавливать колонну россиян, чтобы зачистить перед ней пространство во избежание массовых столкновений. Не помогло. Когда уже первые пострадавшие с разбитыми головами отправлялись в больницу, колонна окончательно встала на мосту через Вислу. Несколько десятков польских болельщиков встречали россиян практически в 150 метрах от стадиона. Полиция полностью блокировала россиян, перед нашей колонной выстроилась цепь из вооруженных ружьями с резиновыми пулями сотрудников местных спецподразделений. В полицию полетели бутылки, фаеры, металлические ограждения, камни. Тут же прозвучали первые выстрелы в воздух, а затем и на поражение. Мощная струя водомета моментально была направлена в скопление польских болельщиков. Те, кто смог вовремя покинуть эпицентр событий, продолжал задираться к россиянам, используя в возникающих драках прутья.
Стало очевидно, что движение марша не сможет продолжиться дальше. В итоге в тот момент, когда полиция во второй раз открыла огонь резиновыми пулями на поражение, российскую колонну отправили в обход, по узенькой лесенке с моста на дорогу вдоль Вислы, куда уже стянули дополнительные силы полиции, в том числе с собаками.
Пока россияне спокойно (уже спокойно) заходили на территорию стадиона, польская полиция устроила показательный винтаж у главного входа на стадион, скрутив буквально за минуту около 20 особо агрессивных болельщиков. Они кричали, что они поляки и не надо их забирать, но в данном случае это был не аргумент. После такой зачистки уже делом техники было вытеснить молодежь от стадиона, провести ещё ряд задержаний и спокойно готовиться к футболу.
Озвучив цифры по задержанным и госпитализированным в ходе беспорядков, полиция до сих пор официально не назвала количество участников в марше. По ощущениям — это около трех-четырех тысяч человек, которые растянулись в колонне на несколько сот метров. Некоторые говорят о десяти тысячах участников, но это уже больше похоже на оценочные мнения Сергея Удальцова после московских митингов и шествий.
Нужно отметить, что пресса, неожиданно, тоже пострадала - вход в пресс-центр со стороны улицы, где как раз шли российские болельщики, был закрыт охраной стадиона на 45 минут. За это время там скопилось около сотни журналистов, которые затем ещё полчаса проходили досмотр. На вопрос "а почему прессу-то не пускали?" последовал лаконичный ответ: "безопасность, а вдруг болельщики тоже сюда побегут". Удивительная охрана стадиона, ничего не скажешь.
12 лет назад, кстати, попал в похожую ситуацию в Шарлеруа, где в уличных боях, с применением тех же водометов, принимали участие болельщики из Англии и Германии. И как-то тогда, даже несмотря на летающие столы и стулья на центральной площади, было спокойно. В этот раз спокойно не было.
Уже после финального свистка россиян попросили задержаться на трибуне на 20 минут, чтобы развести потоки болельщиков и избежать столкновений. В небе вновь появились полицейские вертолеты, первые ночные новости из центра вновь оказались тревожными. Стало понятно, что озвученные в полицейских сводках цифры будут ещё меняться. Ведь так тяжело остановиться, почувствовав вкус крови.