"Шенген+". Блог о европейском футболе на "Р-Спорт"
Корреспондент "Р-Спорт" Вероника Гибадиева не хочет в очередной раз обсуждать очевидные просчеты тренера голландцев Берта ван Марвейка, приведшие к провалу на чемпионате Европы, и называет главную причину, почему он больше не может работать с "оранжевыми".
Бой Ватерман, Джанни Цуверлон, Райан Донк, Эрик Питерс, Хедвигес Мадуро, Ройстон Дренте, Даниэль де Риддер, Отман Баккал, Масео Ригтерс, Райан Бабел, Луиджи Брюйнс, Калвин Йонг-а-Пинг. Какое из этих имен у вас больше всего на слуху? Ройстон Дренте - один из главных скандалистов поколения, сумевший оказаться в мадридском "Реале" в юном возрасте, правда, непонятно, зачем. Может быть, Райан Бабел, которого специалисты считали "вторым Анри" в юношеском возрасте, а теперь он главный твиттер-обидчик Говарда Уэбба и музыкальный продюсер? Может быть, его друг Райан Донк? Или Хедвигес Мадуро, игравший после бегства в "Валенсию" исключительно не на той позиции, на которой умеет делать это блестяще? Может, Отман Баккал, вызывающийся в сборную по остаточному принципу? Хотя он еще не худший вариант, пожалуй, даже лучший, наравне с Эриком Питерсом - ключевым левым защитником Голландии, не поехавшим на Евро из-за травмы.
Болельщик, игнорирующий голландский чемпионат, прочитав этот список, вообще возопит: "Кто все эти люди?" Кто? Это молодежная сборная Голландии, выигравшая чемпионат Европы пять лет назад. Кто из них поехал на Украину и в Польшу? Правильный ответ: Тим Крул, третий кипер "оранье".
Голландское издание Elfvoetbal накануне старта чемпионата Европы посчитало количество матчей, сыгранных этим персонажами на уровне главной сборной страны, и статистика получилась печальной, если не чудовищной. Не лучшим образом дело обстоит и у поколения-2006, тоже золотого, чемпионского: Стейн Схарс - вечно третий опорник сборной; Ромео Кастелен, измученный травмами; Урби Эмануэльсон, вынужденный играть в "Аяксе" там, где надо, а в "Милане" там, где не хочется; Исмаил Айсатти - автор самого красивого автогола в истории амстердамского "Аякса". Про Деми де Зеува рассказывать? Разве что Клас-Ян Хюнтелар добился сколько-нибудь значимого успеха. И даже его, на первый взгляд, положительный пример отчасти показателен для судьбы поколения: переход в мадридский "Реал" посреди сезона ради Лиги чемпионов, в которую "Охотника", как оказалось, даже заявить изначально не могли...
Нет, это вовсе не значит, что голландская система по производству футбольных талантов сломалась, или просто заржавела, или что ее необходимо списать. Просто в определенный момент произошел бум сверхсрочной реализации: Голландия постаралась отдать все, что покупалось. "Аякс" пристроил Бабела в клуб, в который тот особо и ехать не хотел, Ройстон Дренте подал в суд на "Фейенорд", чтобы перебраться в "Реал", Масео Ригтерс растворился на просторах английской премьер-лиги. И сколько бы ни говорили критики о низком уровне голландского чемпионата, многим стоило подзадержаться дома, чтобы набраться опыта, как это сделал в свое время Уэсли Снейдер, или перейти в клуб, где была возможность просто играть, на что когда-то решился никем не любимый Найджел де Йонг. Но у многих команд не было финансовой возможности удержать игроков, некоторым футболистам просто не хотелось оставаться - не всем, как Схарсу, повезло работать с Луи ван Галем, третьи просто не понимали, что им на самом деле нужно.
А ведь пять лет назад все предсказывали поколению звездное будущее. Все. И все хотели, чтобы тренером главной сборной страны стал Фоппе де Хаан, "позолотивший" молодежки дважды. Тогда на их фоне главная команда страны под руководством Марко ван Бастена выглядела очень уж тускло и совершенно несуразно. Но Фоппе тренером всея "оранье" не стал и, наверное, был прав, потому что каждому свое. В конце концов, есть такая профессия: быть тренером молодежной сборной. Теперь он жалеет о том, что все сложилось для его ребят именно так:
"Мне кажется, многие из них слишком рано покинули дом. Не нашлось у того же Ройстона Дренте человека, который помог бы ему советом. Правильным, вменяемым советом. Но вы знаете, я до сих пор верю и в Ройстона, и во всех своих ребят. Если каждый из них сейчас примет правильное решение и вернется, например, в "Фейенорд" или "Аякс", вполне возможно, это поможет им привести себя в порядок и доказать всем, что они действительно талантливы и работоспособны, а главное, что могут проявить себя на самом высоком уровне. Им просто нужно больше внимания, больше игрового времени, доверие и хороший тренер".
Хороший тренер - это та еще проблема. В ведущих клубах чемпионата за пять лет их сменилось столько, что и подумать страшно. Недаром же устраивает революцию за революцией в "Аяксе" Йохан Кройфф, к которому можно относиться как угодно, но признать придется: великий зрит в корень. И менять ситуацию надо тоже в корне.
Поколение, которое должно прийти на смену Снейдеру, Кейту и ван Перси, растворилось, не успев сказать своего слова в оранжевой истории. Последняя реплика осталась за Роном Вларом в матче против Португалии, и винить его сложно: Криштиану Роналду до этого он видел преимущественно по телевизору и на постерах. Такова уж нынче судьба капитана роттердамского "Фейенорда" (Другая крайность реалий голландского футбола: парень просто засиделся дома). И, чтобы там не говорил Фоппе де Хаан, наверное стоит спасать не поколение ройстонов дренте, а уделять внимание тому, что недавно выиграло два юношеских чемпионата Европы кряду. Для этого в ближайшие четыре года нужно быть готовым к любому результату, возможно, к ломке, ведь плавного перехода уже не получится.
Кто будет проводить смену поколений в сборной? Берт ван Марвейк, который не решался заменить одного центрального полузащитника на другого в течение почти четырех лет? Берт ван Марвейк, который решил отправить Уэсли Снейдера постоять на фланг в матче с португальцами? Двадцать пять тысяч голландцев, болевших за свою сборную до самого конца в Харькове, против того, чтобы ван Марвейк сохранил свой пост. И в этом, пожалуй, сакральный смысл суппорта: понять свою команду, осознать проблемы, простить и быть готовым ко всему.Даже к забвению, как в начале восьмидесятых, когда Голландия спряталась в тени самой себя образца "заводного апельсина", но потом заставила говорить о себе снова.