Автор этих строк уже второй день проводит на чемпионате Европы по легкой атлетике. Проводит, надо признаться, с удовольствием. Атмосфера на стадионе располагает к тому, чтобы душа пела. И даже не хриплым голосом, несмотря на прохладную, в общем, с признаками дождливости погоду. Второй день подряд финские болельщики обеспечивают турниру весьма солидную посещаемость - заполняют трибуны 40-тысячного Олимпийского стадиона, конечно, не до отказа, но процентов на 70-80.
Почти две недели назад, кстати, в день рождения, мне тоже довелось побывать на легкоатлетическом турнире - Мемориале братьев Знаменских. Соревнования эти проходят в подмосковном Жуковском и, к слову, являются самыми традиционными в нашей стране - состоялись в 54-й раз. Поездка оставила сложное впечатление. В двух-трех словах сказать можно так: петь совсем не хотелось, хотя в Жуковском было теплее.
Пара сотен дошедших до стадиона "Метеор" зрителей там бы, можно сомневаться, и не появились, если бы, скорее всего, не были друзьями и родственниками спортсменов. Кого могут заинтересовать соревнования, где на большом табло, не мигая, горит надпись "Мемориал Знаменских", а единственный способ узнать состав участников и результаты - это фильтровать голос в динамике из какофонии шумов и тресков? Где буклет был издан хоть и красивый, но по содержательности ушедший недалеко от постера. Где даже журналистам не обеспечили оперативную информацию. Где вдобавок вареная кукуруза закончилась минут за 40 до начала соревнований, а подкрепиться чем-то еще, помимо попкорна, не было решительно никакой возможности, ибо символические бутерброды с колбасой на жаре мгновенно "поплыли". Где, наконец, в качестве развлекательной программы предложили полеты авиамоделей, которые если и были чем-то примечательны, то об этом никто не узнал все по той же причине хрипящего "матюгальника".
А теперь, для сравнения: как проходят в Хельсинки соревнования, состав которых, на всякий случай, далеко не звездный - из-за "олимпийскости" сезона многие лидеры чемпионат Европы пропускают. Что получает человек, доехавший до стадиона на комфортном, кондиционированном трамвае, на велосипеде, на автомобиле по свободным от пробок дорогам? Нужное подчеркнуть. Он получает полноценный, как это принято говорить, продукт. На входе для начала зрителю предлагают бесплатный дождевик и программу соревнований, не просто напечатанную на хорошей бумаге, но и содержащую всю необходимую информацию. Здесь и детальное расписание, и стартовые протоколы с номерами участников, и их личные и сезонные рекорды, чтобы даже случайно попавший на легкую атлетику человек смог составить для себя картину происходящего. И что особенно приятно и даже где-то трогательно - пустые квадратики и строчечки напротив фамилий. Возьми, понимаешь, мил человек, карандашик, запиши туда результаты. Суть легкой атлетики ведь в цифрах, да и интересно потом пересмотреть книжицу твою будет и тебе самому, и домочадцам.
Итак, идет мил человек, экипированный, на трибуну. Что его ждет там? Крупная видеокартинка на табло с обеих сторон старенького уже, построенного к Олимпиаде 1952 года, стадиона. Которая в определенные моменты меняется на четкий, хорошо различимый стартовый или итоговый протокол. Мобильные мини-табло подсказывают, что происходит в секторах. Разные соревнования идут параллельно, но потерянным зритель себя не чувствует, его взгляд направляют в нужную сторону "ди-джеи". Чаще по-фински, реже по-английски: интуриста тут, в целом, уважают.
Но вот, допустим, насмотрелся наш болельщик зрелищ - и ему захотелось хлеба. Идет он в подтрибунное помещение - а там ему и пицца, и хот-доги, и чипсы-орехи, и свежая клубника, и холодные-горячие напитки, и - о, ужас! - пиво. Причем хот-дог в комбинации с пивом даже со скидкой. Эдакий сигнал зрителю: пей-кушай, нам важно, чтобы ты получил всю полагающуюся тебе дозу удовольствий.
Однако попался нам, к примеру, привередливый посетитель Олимпийского стадиона. Собрался он с него уйти. Но не тут-то было! Уйдешь тут, когда прямо рядом с ареной организован целый парк развлечений. Здесь можно попробовать себя во всех тех видах легкой атлетики, соревнования по которым ты только что наблюдал. Побегать. Попрыгать в длину. И даже толкнуть ядро. Притормозил посмотреть, как это делают другие - считай, попал в объятия девушек-волонтеров, которые уговорят тебя ненадолго побыть легкоатлетом.
Но даже если в парк развлечений зашел человек, не желающий приобщаться к спорту, ему все равно есть чем заняться. Например, пойти в магазин с отличным ассортиментом сувениров, легкоатлетической одежды и обуви. Или потоптаться у сцены, где целый день выступают различные группы. В финской современной музыке, простите, не разбираюсь, но точно преобладает тяжелый рок. В этот самый момент, например, когда я пишу эти строки, стены главного пресс-центра резонируют от звуков, издаваемых очередными "металлистами".
И теперь понятно, почему идет человек на стадион в Хельсинки. Потому что знает: пусть не приехала на чемпионат Европы Елена Исинбаева, но скучно все равно не будет. Потому что уверен: даже если он и не знаток легкой атлетики, то все равно попадет в обстановку, где будет чувствовать себя не чужим. И не голодным.
В следующем году в Москве состоится чемпионат мира по легкой атлетике. Совершенно очевидно, что последнее, что хочется видеть Международной федерации, - это пустые трибуны. Однако по состоянию на нынешний момент все к этому идет. Популярность "королевы спорта" в нашей столице и окрестностях стремится к нулю. И дело тут не в том, что у нас, в отличие от Финляндии, живут люди, которых может заинтересовать только пинание лысой пятнистой сферы ногами. Совсем не в этом. Думаю, и в Финляндии любители легкой атлетики таковыми не рождаются. Они таковыми становятся - в том числе и посредством тех методов, которые я только что описал.
Руководители Всероссийской федерации легкой атлетики говорили, что в обеспечении посещаемости трибун "Лужников" во время чемпионата мира в будущем году делают ставку на регионы. Видимо, планируют доставлять зрителей в столицу на автобусах. Возможно, получится. Но глобально ситуацию это не изменит - "королева" так и останется в забвении. А всего-то надо поработать не для "галочки" в отчете о проведении соревнований, а для человека. Который на них еще не побывал.