Экс-чемпионы России в одиночном катании Ксения Макарова и Константин Меньшов в эти дни завершают первый предсезонный сбор в Латвии. Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко посетил Елгаву, где тренируются фигуристы, и поговорил с их тренером Евгением Рукавицыным о том, как и над чем идет работа.
- Евгений Владимирович, фигуристы и тренеры на лето скрываются из поля зрения болельщиков. Я приехал для того, чтобы приподнять завесу тайны и попросить вас рассказать - чем сейчас занимаетесь?
- Сейчас занимаемся стандартными вещами – постановками программ. Вкатыванием этих программ. Обогащением программ своими собственными элементами. Чтобы люди могли сказать: вот, это визитная карточка спортсмена или спортсменки. Ну и разбираемся с сюрпризами, которые нам преподнес Международный союз конькобежцев. Правила изменились, появились новые элементы, новые дорожки. Новые черты сложности для вращений. Изучение всех нововведений занимает огромное количество времени, в отличие от нескольких прошлых лет, когда серьезных изменений в межсезонье не было. В этом же году меняется все серьезно. Так, в дорожке шагов убирается такая черта, как одна нога, плюс у мужчин новая тема – это сложная хореографическая последовательность. Нужно понять, что от нас ждут, что мы должны показать, чтобы получить достойную оценку этого элемента.
- В чем суть нововведений?
- Теперь, по большому счету, мы можем делать все, что хотим, в этой дорожке. В какой-то степени это вообще возвращение к старым правилам, старым временам, шаг в сторону свободы. Я имею в виду тот период, когда мы наблюдали, например, знаменитые яркие дорожки Алексея Ягудина. Мы можем включать теперь в эту последовательность «кораблики», элемент «Ина Бауэр», интересные прыжки… Косте сейчас, например, мы как раз сделали дорожку с упором на такие силовые мужские прыжки. Конечно, все это музыкально и с некоторыми, я бы так сказал, интересными поворотами. Кто-то, возможно, сделает дорожку на длинных дугах и корабликах. Мне кажется, это все очень интересно. Но, я думаю, с хорео-дорожкой будет еще много вопросов. Пока еще не все понятно. Сейчас мы послали видеозапись с тем, что сделали, специалистам в Санкт-Петербург, чтобы они оценили нашу работу с судейской точки зрения. Предполагаю, что когда будут проходить первые контрольные прокаты, между командами, тренерами развернутся дискуссии вокруг этого элемента.
- Программы Макаровой и Меньшова готовы?
- В основном, все программы поставлены. Но они пока еще очень «сырые». Поэтому при вкатывании с элементами выявляются, так скажем, белые пятна, которые надо исправлять. Например, где-то изначально заход на элемент кажется хорошим, но потом выясняется, что в каком-то вращении для того, чтобы получить нужный уровень, требуется больше времени. Значит, приходится сокращать тот самый хороший заход. В основном, идет такая «грязная» работа.
- Раз уж вы начали с Кости, им же и продолжим – как с ним сейчас работается?
- О программах пока детально говорить не буду, как раз по причине того, что многое еще в стадии становление. Вроде бы, тьфу-тьфу-тьфу, все у него сейчас проходит хорошо. Мы в мае провели сбор в Америке, потом ездили на 10 дней в Ниццу – это, я бы сказал так, был отдых, совмещенный с катанием. Раньше он в это время всегда ездил в Сочи, а в нынешнем году, поскольку у меня была такая возможность, он поехал со мной в Ниццу, где у него было полтора часа льда в день, это одна тренировка – а остальное время он отдыхал, загорал, купался... Здесь же, в Елгаве, началась серьезная, полноценная работа.
- В какой он находится форме?
- Расскажу историю, которая у нас произошла с ним в Ницце, и многое станет понятно. Когда мы приехали на этот сбор, Мишель, президент городской Федерации фигурного катания, попросил Костю выступить на вечере с множеством участников-любителей. Таком местном празднике. Просто сказал мне – сможет он просто выйти и что-то показать? Я ответил: да, конечно может! Нового показательного номера у нас с собой не было, и он вышел на лед с тем, что уже имелось в багаже – но проехал просто здорово! Сделал вторым элементом четверной тулуп. Мы не договаривались об этом, потому что я знаю – ему перед такими вещами нужна разминка. А здесь, естественно, никакой разминки не было. Но он первым элементом сделал тройной тулуп, а вторым – четверной. И это для меня был, конечно, приятный знак.
- Правильно я понимаю, что сейчас с Меньшовым над прыжками работать и не приходится?
- Я, так скажем, пересмотрел некоторые моменты в его подготовке. Когда начинаются серьезные нагрузки, прыжковая техника, конечно, чуть-чуть уходит. Сейчас, если не вдаваться в подробности, я даю ему элементы, и с ними проблем нет. Например, на последней тренировке в перерыве между раскаткой и работой над шагами я дал ему задание по прыжкам, он быстро справился со своей задачей. Бегло прошел все прыжковые элементы, сделал четверной.
- Меньшов – спортсмен уже, прямо скажем, возрастной. Довольны тем желанием, с которым он сейчас тренируется?
- Не секрет, что после неудачного прошлого сезона перед ним стояла дилемма – кататься дальше или нет. После чемпионата страны, где он занял седьмое место, я ему сказал: Костя, давить на тебя не собираюсь, принимай решение сам. Приходи тренироваться, когда соскучишься по льду. Если соскучишься. И он пришел. Решил, что будет кататься дальше. Значит, чувствует в себе силы. Я специально чуть больше, чем обычно, скинул ответственность на него. И, думаю, что Костя должен понимать меру этой ответственности.
- Как дела у Ксении Макаровой? Она тоже была на сборах в Америке, что было дальше - и что сейчас?
- К сожалению, сезон у нас с ней не начался четко по плану. На сбор в Латвию она приехала с опозданием. Причина связана со здоровьем. Не вдаваясь в подробности, скажу так: были не очень хорошие показатели - и ей пришлось задержаться, чтобы провести курс лечения. Сейчас все находится в стадии становления. Явное улучшение есть, но надо еще много за чем последить. Очень много сделать в физическом плане, в плане здоровья, чтобы она могла работать достойно. Но работа, хотя и значительно позже, чем мы это планировали, началась, слава богу. Короткая программа у нее, как я уже говорил, остается с прошлого сезона, новую произвольную мы с Ильей Авербухом сделали - но прошло длительное время после постановки, поэтому, конечно, нужно все освежать в памяти. Планирую в ближайшее время вновь связываться с Ильей, просить его о встрече - в Москве или в Петербурге. В зависимости от его возможностей. Сейчас все восстановим с хореографом нашей группы Ольгой Глинкой - а уже по приезду с Ильей дополним. И плюс, конечно, нам нужно будет в связи с новыми правилами что-то изменить. Потому что когда мы ставили программу, это было еще в конце прошлого сезона, до конгресса ISU, информации о том, какие будут изменения, у нас еще не было. Так что будем делать корректировки и по рисунку, и по длительности вращений.
- Короткая программа Ксении, поставленная Авербухом, в прошлом сезоне вызвала очень положительные отзывы. Можете что-то рассказать о произвольной, чтобы заинтриговать болельщиков?
- Мы очень долго выбирали музыку. Потратили с Ильей очень много времени на прослушивание, у меня уже голова буквально пухла - и сделали выбор. Но в назначенный на постановку программы день Авербух удивил - он принес совсем другую музыку.
- И вы с ним согласились?
- У нас с Ксюшей, если честно, были сомнения по первоначальному выбору, потому что та вещь была очень известной. Она шикарная, та музыка, но ее катали - и при этом хорошие спортсмены. В этом была небольшая загвоздка. Илья, думаю, это тоже понимал - и, наверное, слышал между строк, что у нас с Ксюшей есть сомнения. Видимо, поэтому он сам принял решение выбрать другую музыку. Если честно, очень приятно с ним работать в том числе и благодаря таким нюансам - человек не отмахнулся, а приехал с новыми идеями, с новыми мыслями. И мы начали постановочный процесс. Надеюсь, эта программа будет также интересна для наших болельщиков, для зрителей.
- Все помнят, что у Ксении в прошлом сезоне были проблемы со сложными зубцовыми прыжками - она пыталась в программах делать то флип, то лутц, и, в целом, безуспешно. Как будет идти работа над этой темой в ближайшие недели и месяцы?
- Работа будет ударная. Мы подключили электронную систему Dartfish с покадровым просмотром каждой фазы прыжка. Где сразу видно, что и как надо доработать. Можно поизучать динамику прыжка. Поискать свое, так сказать. В системе Dartfish можно, кстати, не просто смотреть покадровый повтор, но и наложить, например, прыжок на эталон. В общем, сейчас на это будет положено много сил. Действительно, были сложности, подключали разных специалистов. На тренировках перед чемпионатами Европы и мира эти прыжки получались, но решить проблему полностью не удалось. Сейчас будем с новыми силами пытаться все эти вопросы снять.
- В прошлом сезоне Макарова пробовала работать с известным психологом Рудольфом Загайновым. Сейчас такие планы есть?
- Нет, таких планов нет. Я очень благодарен Загайнову не просто за работу с Ксенией, но и вообще за то, что он делился своим видением спорта. Это бесценный опыт. Но я уже много раз говорил, почему продолжить работу мы не можем. Повторяться не буду, для меня эта тема достаточно болезненна.
- Ксении также помогал прославленный тренер Виктор Кудрявцев…
- С Виктором Николаевичем мы обязательно продолжим сотрудничество. Нам было очень приятно с ним работать, он много помогал. Надеюсь, и он с удовольствием снова с нами поработает.
- Увидел, как вы в Елгаве занимаетесь с группами совсем маленьких ребят. Кто это, как говорится, зачем и почему?
- Во-первых, хочу отметить прекрасную обстановку на сборе в Латвии, условия, которые нам здесь создали. Гостиница и каток рядом, рядом стадион для ОФП - вообще пять звезд. Залы, тренажеры, все что угодно. Спасибо огромное организатору нашего сбора Андрею Бровенко. Что же касается детей, то это наши, российские спортсмены из регионов. Есть и маленькие дети, есть ребята постарше. Одна группа приехала из Тюмени с тренером Еленой Мащенко, вторая, из Ростова-на-Дону - с Ириной Деминовой. Вот мы с ними и сотрудничаем. Очень приятно, что они сами проявили такую серьезную инициативу, приехав сюда.
- Дети восприимчивые?
- По-разному (смеется). Нет, хорошие дети, талантливые, безусловно, есть. Самое главное - у тех, кто постарше, близкого к юниорскому возрасту, чувствуется огромное желание учиться. И это подкупает. С ними можно добиваться результатов. Это очень приятно. Я приехал на эти сборы с большой командой - это и хореограф Ольга Глинка, и тренер по ОФП Андрей Лущиков, тренер по шагам Валентин Молотов, мои помощники тренеры Кирилл Давыденко, Рома Усатов. Мы стараемся окружить детей вниманием во всех областях подготовки.
- Ближайшие планы - из Латвии в Швецию?
- Да, уже буквально на днях мы переезжаем в город Лулео, и там продолжаем работать до 6 августа. А дальше возвращаемся - и ждем, когда нас позовут на просмотр программ и оценят, как мы провели межсезонье. Укажут на ошибки - и все начнется сначала.