Владимирское "Торпедо" стало жертвой закулисных игр
- Потеря клубами профессионального статуса стала единственной причиной закрытия дел Владимира и Брянска?
- На прошлой неделе состоялось заседание Экспертного совета с участием двух заместителей председателя Александра Бубнова и Юрия Жмурко, членов совета Дениса Рогачева и Андрея Стукалова, а также около десятка консультантов совета из числа футбольных людей, юристов и представителей силовых структур. Были рассмотрены дела о прошлогодних матчах в ФНЛ "Торпедо" (Владимир) – "Мордовия" (1:2) и "СКА-Энергия" - "Динамо" (Брянск) (0:2).
По итогам заседания было направлено заключение на имя исполняющего обязанности президента РФС Никиты Павловича Симоняна о закрытии дел по Владимиру и Брянску в связи со снятием данных команд с соревнований в первом дивизионе и лишением их профессионального статуса.
- Получается, весенний опрос представителей владимирского "Торпедо" (бывшего главного тренера Евгения Дурнева и экс-защитника Максима Беляева) и брянского "Динамо" (бывшего президента Евгения Калакуцкого) ничего не дал?
- Определенная информация с их стороны нам была предоставлена. Например, из разговора с Дурневым стало ясно, что основной проблемой команды из Владимира было то, что, идя в лидирующей группе вблизи первой восьмерки, руководство областной администрации дало понять, что денег на решение серьезных задач нет, поэтому надо притормозить. Возникли задержки зарплаты, премиальных, и главный тренер просто потерял контроль над командой.
Я процитирую часть нашего заключения: "Несмотря на то что команда постоянно показывала хороший уровень игры, находясь по ходу первого круга в верхней части таблицы розыгрыша, руководство области фактически не интересовалось происходящим, советуя тренеру, обеспокоенному отсутствием финансирования и находящемуся под постоянным давлением со стороны игроков (что совершенно естественно) не лезть в вопросы финансирования, оставив их чиновникам. Между тем у игроков были самые низкие зарплаты по ФНЛ. Дело доходило до полного абсурда, когда тренеру один из руководителей области в своем кабинете заявил, что руководство не заинтересовано в том, чтобы команда заняла первое место из-за отсутствия денежных средств даже на текущую зарплату. Таким образом, футболисты и руководство клуба стали заложниками неких закулисных политических игр, в результате чего отсутствие реальной связи между достижениями клуба и компенсацией за труд и мастерство стимулировало развитие апатии и потерю мотивации к дальнейшему совершенствованию своего мастерства.
Тренер оказался в очень сложной ситуации, так как был вынужден постоянно поддерживать диалог с чиновниками, для того чтобы отвечать на все возрастающее законное недовольство игроков. Экспертный совет сделал подтверждаемый конкретными фактами вывод о том, что в условиях хронического отсутствия выплат заработной платы по вине представителя администрации Владимирской области футболисты были поставлены перед фактом постоянного поиска средств к существованию, что привело к развитию апатии, когда игровое мастерство отошло на второй план.
Как следствие, команда реально превратилась в зримую мишень для клубов, желавших поправить свое турнирное положение за счет игр с Владимиром, что и стало основой для вербовки и вовлечения неустойчивых игроков, приглашенных в клуб из других регионов". (конец заключения)
При этом мы рассмотрели игру с точки зрения "Мордовии". Отсмотрели также предшествовавшие три матча с участием клуба из Саранска и не усмотрели в их действиях никаких признаков резкого спада уровня скоростей и борьбы на матче во Владимире. Все-таки обычно футболисты, если знают, что исход игры уже "расписан" и три очка в кармане, так или иначе подсознательно не до конца выкладываются на поле. В случае с "Мордовией" такого футбольные люди из ЭС не усмотрели, поэтому можно сказать, что клуб из Саранска не причастен к организации договорного матча и все дело лишь во внутриклубных финансовых проблемах "Торпедо".
- Почему в итоге не был вызван никто из руководителей "Торпедо"?
- Дурнев указал нам, что общался с одним из кураторов клуба из администрации области, не занимающим непосредственно пост в клубе или областной федерации футбола. А наш совет может вызвать на заседание только представителей футбольных подразделений. Если взять, допустим, региональное Министерство спорта или кого-то из представителей ОКР, то здесь мы уже не имеем необходимых полномочий.
Что касается матча "СКА-Энергия" - "Динамо", то, к сожалению, разбирательство этой игры было осложнено из-за странных действий генерального директора хабаровчан Сергея Фельдмана, который теперь говорит одному из спортивных изданий, что якобы ЭС собирает штрафы с клубов для РФС. Но ведь не мы придумали пункт 3 статьи 124.2 дисциплинарного регламента, согласно которому члены ЭС приняли решение ходатайствовать в Контрольно-дисциплинарный комитет (КДК) РФС о применении к Фельдману санкций - как к лицу, препятствующему расследованию обстоятельств матча.
- Какие действия предпринимались относительно игры в Хабаровске?
- Специалистами нашего совета была просмотрена запись матча. Эксперты на первом этапе расследования рекомендовали вызвать для беседы президента ФК "Динамо" (Брянск) Евгения Калакуцкого и ряд основных игроков, которые, по мнению экспертов, были неоправданно заменены в этой игре либо вообще не попали в стартовый состав матча. Ссылаясь на разные причины, указывающие на невозможность прибытия игроков на заседание ЭС, Калакуцкий подтвердил, что сам приедет к нам, а также обещал присутствие форварда и одного из ветеранов команды Владимира Кузьмичева. Но на заседание Евгений Геннадьевич прибыл один, так и не назвав уважительную причину отсутствия Кузьмичева.
Во время беседы Калакуцкий, будучи опытным функционером, всячески пытался убедить совет в честности и порядочности своего клуба, на наши вопросы отвечал уверенно, но уклончиво, не дав практически никакой информации по этому матчу. Нам показалось, что он был неискренен с нами, в результате чего ЭС решил вызвать ряд игроков "СКА-Энергии" и на основании полученной информации добиться от брянского "Динамо" необходимых футболистов для встречной беседы.
- Кто был вызван из Хабаровска?
- Мы направили письмо на имя Фельдмана, в котором официально вызвали на заседание ЭС Александра Яркина, Владислава Никифорова, Андрея Мурнина, Валерия Андроника и Вячеслава Запояску. Мы надеялись, что эти игроки прольют свет на странность матча с Брянском.
Фельдман несколько раз игнорировал запросы ЭС
- Какие конкретно действия, мешающие ЭС, предпринимал Фельдман?
- Куда обычно высылается факс о вызове? Руководителю клуба, потому что именно он уполномочен решать финансовые вопросы о командировании сотрудников своей организации. Не мы оплачиваем - он оплачивает. Поэтому он должен к нам направить вызванных людей. Если мы пишем господину Фельдману, что вызываем его вместе с игроками, тогда он к нам должен приехать. Но у нас ни в одном вызове не написано: господин Фельдман, просим вас явиться к нам вместе с футболистами. Мы вызывали только футболистов.
Далее. Фельдман пишет, что на каждого игрока надо затратить по 50 тысяч рублей, чтобы он добрался из Хабаровска в Москву. Я могу ему напомнить, что мы за полтора месяца до вызова игроков "СКА-Энергия" на одном из заседаний создали при совете рабочую группу по вызову, в которую вошли Евгений Ловчев, Александр Бубнов, Александр Тарханов, Владимир Эштреков и Андрей Стукалов. Эти профессионалы тщательно проанализировали календарь ФНЛ и определили сроки вызовов футболистов в Москву без дополнительных финансовых затрат команды "СКА-Энергия". Мы уже тогда учли, что посреди сезона, между матчами, игрокам команды с Дальнего Востока тяжело будет физически вылететь в Москву, из-за чего у них будет скомкан процесс подготовки к играм, а клуб понесет серьезные финансовые затраты на их перелеты. Поэтому мы решили максимально возможно подстроиться под их календарь и, с учетом того, что "СКА-Энергия" играет в Воронеже 20 апреля, а летит туда с пересадкой в Москве, куда должна прибыть утром 18 апреля, мы назначили заседание на день их приезда в столицу.
Нам их футболисты нужны были всего на 3-4 часа - больше нам не надо. Даже если бы они вечером сели на поезд, то ранним утром следующего дня уже оказались бы в Воронеже и готовились наравне с остальной командой к игре. Все в пределах сметы, заложенной в расходы клуба. Никаких дополнительных трат мы не требуем. Но за день до заседания, где мы должны были поговорить с футболистами, к нам приходит письмо от Фельдмана, где он пишет, что в связи с занятостью игроки прибыть к нам не могут. И в этом же письме говорится, что команда прибывает в Москву 18 апреля в 11 часов утра, а в 13.05 улетает в Воронеж. И это нам сообщают за день до заседания, хотя мы их больше чем за месяц предупредили, что в этот день футболисты должны быть у нас.
Я при всех членах ЭС позвонил Фельдману: "Сергей, друг мой, ну как так можно? Мы же заранее вас предупредили. Вы можете четко сказать, на какую дату у вас будет возможность послать к нам своих футболистов?" На это Фельдман сказал, что обязательно позвонит. И вот с тех пор мы ждем. По ходу дела мы решили, что раз так сложно "СКА-Энергии" отправить к нам пятерых человек, давайте их пожалеем. И вызвали одного Александра Яркина. Отправили запрос Фельдману, подписанный нашим ответственным секретарем Денисом Рогачевым, с просьбой явиться к нам на разговор 22 мая. Запрос был отправлен 12 мая, но лишь спустя девять дней, то есть за сутки до заседания, к нам приходит ответ Фельдмана, где он пишет, что Яркин 8 мая в матче 8-го тура группы Б чемпионата России в первом дивизионе против новороссийского "Черноморца" получил травму и отбыл на лечение в Барнаул, поэтому не может прилететь в Москву.
По делу московского "Торпедо" у нас проходил Эльбрус Зураев. В момент, когда мы его вызывали, он уже не был игроком "Торпедо". Зураев поехал в Кисловодск на просмотр в "СКА-Энергию". Я лично позвонил ему и попросил найти момент, когда сможет приехать к нам. Он сказал, что зависит от руководства "СКА-Энергии". Через полчаса после разговора с Зураевым мне позвонил Фельдман, который сказал, что Зураев не числится их игроком. Через считанный промежуток времени он нам прислал письмо аналогичного содержания, что контракт с футболистом еще не подписан.
А через день уже из Кисловодска мне позвонил Зураев: "Анзор Амберкович, я на днях приеду в Москву забирать документы из "Торпедо" и могу к вам прийти". В итоге мы с ним проговорили час, и он после нас успел заехать в офис "Торпедо", а ближе к вечеру отбыть в расположение "СКА-Энергии". Кстати, в итоге Зураев контракт со "СКА-Энергией" подписал. Спрашивается, Фельдман знал, что подпишет договор с игроком в тот момент, когда уверял нас, что Зураев никак не связан с хабаровским клубом?
И самое интересное, как все подает Фельдман. Он публично заявил, что РФС больше хочет собирать штрафы, чем помогать клубам. Но, извините, орган РФС – КДК - принимает решение на основе регламента, где черным по белому прописаны санкции: "лица, препятствующие выявлению договорных матчей, в том числе отказ своевременного предоставления информации, штрафуются на сумму от 50 до 500 тысяч рублей". Далее Фельдман говорит: "Мы живем в Хабаровске". И что дальше? Это показывает уровень клубного руководителя, который не знает регламента, а заодно делает странные отговорки про затраты на оплату перелетов игроков, когда мы сами им предложили сэкономить их деньги на командировку футболистов в Москву. Он говорит, что у них не было такого промежутка, то есть окна, но у них же была неделя между игрой с "Факелом" и предыдущей встречей с "Волгарем-Газпромом".
Наконец, Фельдман говорит, что мы вызывали игроков, которых уже нет в команде, что неправда: все пять футболистов были в марте-апреле в "СКА-Энергии". Тут он уже прямым текстом вводит в заблуждение общественность.
- Вы сказали, что собирались сделать повторную попытку вызвать игроков брянского "Динамо" на основе показаний хабаровчан...
- В связи с неявкой игроков "СКА-Энергии" Фельдман сорвал нам работу по Брянску. Пока Фельдман тянул время, "Динамо" снялось с соревнований. Если бы он отправил нам игроков, мы бы, обладая информацией от них, сделали встречу с игроками из Брянска и сопоставили всю информацию, чтобы прийти к объективному заключению. А Фельдман два месяца нам мешал делать свою работу, в результате чего "Динамо" закрылось, а дело развалилось.
И как мы можем на это реагировать? Тем более, информация о финансовых проблемах "Динамо" стала появляться еще зимой. А Фельдман, как человек, крутящийся в футбольной сфере, имел немало возможностей для того, чтобы заблаговременно знать о высокой вероятности закрытия "Динамо". Я не хочу ничего домысливать, но если нам не присылают игроков или препятствуют их приходу, это дает нам повод подозревать руководство клуба в сокрытии данных и препятствии расследования. Мы надеемся, что КДК разберет наше ходатайство. В любом случае, их решение будет иметь большое значение, так как до этого подобные действия клубных руководителей не рассматривались. Поэтому на основе вердикта по Фельдману будет создан очень важный прецедент.