Первый за 12 лет олимпийский чемпион по стрельбе из Великобритании Питер Уилсон в интервью корреспондентам агентства “Р-Спорт” Артему Кузнецову и Александру Смотрову рассказал о непростом пути к победе, оценил перспективы развития стрелкового спорта в своей стране и поделился мнением о неудачах коллег из России.
Разговор с олимпийским чемпионом в дисциплине дубль-трап состоялся в олимпийском доме Всероссийской ассоциации летних видов спорта России (ВАЛОВС) в Лондоне. Уилсон завоевал свою медаль в соперничестве с россиянином Василием Мосиным, который в итоге занял третье место. Эта бронзовая награда для сборной России по стрельбе так и оказалась на Играх-2012 единственной.
- Вы стали первым британским чемпионом Олимпийских игр по стрельбе за последние 12 лет. Что этот успех значит для вас лично и для страны в целом?
- Подобное достижение в дубль-трапе и в стрельбе в целом для страны является великолепным результатом. Оно принадлежит всем гражданам страны. Что же касается меня, то мне эта победа позволила осуществить мечту, мечту, которая преследовала меня 15 или 20 лет. Это невероятное чувство, которое очень-очень трудно описать и которое будет сопровождать меня на протяжении всей жизни.
- Вы посвящаете свою победу всей стране, но ведь после неудовлетворительных результатов на Олимпиаде в Пекине государство лишило вас и многих других стрелков поддержки. Как вы финансировали свою подготовку?
- Когда это произошло, я был далек от того, чтобы называть себя блестящим стрелком, надо признать. Да, мы потеряли много денег, произошла реструктуризация финансирования стрельбы и UK Sport в целом. Пришлось искать пути выхода из ситуации. Я очень хотел продолжать карьеру, я всеми силами цеплялся за возможность продолжать соревноваться на максимально высоком уровне. Ради своей мечты я начал работать в местном пабе, где приходилось часто выходить в вечерние смены. После двух месяцев я понял, что не могу работать допоздна и при этом вставать утром, идти в спортзал и тренироваться. Мои результаты в стрельбе становились все хуже и хуже. Спустя два месяца это заметили и мои родители, которые признали, что такое положение дел - не вариант.
Я уволился, мама и папа сказали: “Давай попытаемся найти возможность справляться самим”. В результате они стали оплачивать мои тренировки на протяжении восьми месяцев, до конца года. Если бы я не смог вернуться в программу поддержки со стороны UK Sport, мне бы пришлось отказаться от спорта и я бы не смог и дальше преследовать свою мечту. Без денег это было бы невозможно.
Честно вам скажу, это было очень сложное время для меня, и еще раз пережить это в ближайшем будущем я бы не хотел. Отрадно, что все сложилось удачно, что я начал хорошо стрелять. Это меня успокоило и позволило нормально тренироваться. В результате меня снова стали финансировать через несколько месяцев.
То есть сейчас вы продолжаете получать госфинансирование. Но есть ли у вас какие-то коммерческие спонсоры, или вы еще откуда-то получаете средства?
- У меня нет никаких крупных спонсоров. У меня есть друг, которые иногда может позволить себе выделить мне символические пожертвования, но полноценных спонсоров у меня нет, я полагаюсь только на средства от UK Sport, то есть государственное финансирование.
- Кто оплачивает аренду площадок, патроны и так далее?
- Это все делает UK Sport через британскую стрелковую ассоциацию British Shooting. На их средства идет закупка патронов, тарелок, всего того, что является самой расходной частью тренировок. Разумеется, зарубежные поездки на соревнования тоже влекут много расходов, но опять же здесь за меня платит UK Sport через British Shooting.
- Вам приходится себя как-то ограничивать в патронах, или это вы сами решаете, сколько и как вам стрелять?
- Это полностью ваш выбор. По программе тренируются люди, которые примерно того же уровня, что и я, но стреляют намного меньше меня по количеству выстрелов. Так что ты сам решаешь, как тебе лучше добиться наивысшего результата. Для меня это поразить как можно больше целей. Но у всех все по-разному. В начале года мы разрабатываем план и стараемся придерживаться его, если он работает в нашей ситуации. Как я сказал, кто-то не берет количеством, но я стреляю очень много.
- А как насчет британских стрелков в целом? Финансирование увеличивается? Увеличивается ли популярность этого спорта, и как на этот процесс может повлиять ваш успех на Олимпиаде-2012?
- Думаю, что после моей золотой медали в этот вид спорта должно прийти больше денег, что даст больше возможностей для подготовки профессиональных спортсменов. Это будет хорошо для спорта в целом, хорошо для будущего выступления наших стрелков в Рио и последующих Олимпиадах. Но соответствующее решение еще не принято, в конце этого года состоится серьезный анализ результатов с участием UK Sport и представителей руководящих органов в различных видах спорта. Они оценят, где мы выступили хорошо, где не очень. Мне же остается только надеяться, что финансирование стрельбы увеличится.
- То есть шанс, что мы можем скоро увидеть больше британских медалистов и даже чемпионов?
- Конечно!
- Как проходят ваши тренировки?
- Мой тренер - шейх Ахмед аль-Мактум, еще в нашем штабе люди, которые помогают мне с менеджментом. Тренер решает, как много или как мало мне тренироваться. Он вообще большой сторонник серьезных тренировок. Его принцип: тренируйся так, чтобы дубль-трап прочно засел у тебя в голове. Когда подошло время финального этапа перед Олимпиадой, прессинга уже было поменьше, только тренировки, только стрельба. Я сделал тысячи выстрелов за последние шесть лет. Каждый день. Я действительно тренируюсь много, поражаю много мишеней и порой дохожу буквально до того, что начинаю истекать кровью и потом. Вот так.
- После Олимпиады вы остаетесь с этим же тренером?
- Абсолютно точно! Мы говорили через два дня после соревнований, чего мы оба хотим. Он хочет, чтобы я соревновался в Рио и на каждом крупном международном соревновании до этого.
- Вы довольно молоды для стрелка в вашей дисциплине. Как вы ощущаете себя в окружении более возрастных спортсменов?
- Я тренируюсь уже шесть лет и выступаю на топ-уровне уже четыре года. Мы встречаемся с этими ребятами почти на каждом соревновании, то есть шесть раз в год. Так что это нормально. Я не рассматриваю себя с точки зрения того, что я кого-то старше или моложе. Я просто участник соревнований, и я здесь, чтобы соревноваться, побеждать и только побеждать. Второе место меня никогда не устраивало, для меня важно не просто участие, а именно победа.
- Вы упоминали, что хорошо знаете всех своих соперников. Что вы можете сказать о россиянах?
- Очень-очень-очень профессиональные, все это знают, очень хорошо стреляют. На Олимпиаде 24 участника, и все они способны завоевать золотую медаль на Олимпийских играх. Все зависит от того, как сложится их день. Я очень хорошо знаю обоих россиян (Мосина и Виталия Фокеева), мы много времени провели вместе на международных соревнованиях.
- Что могло случиться с россиянами на этот раз? Было ли это стечение обстоятельств или еще что-то?
- Во-первых, ты всегда стремишься к безукоризненной технике исполнения выстрела, насколько это возможно, и я знаю, что все 24 стрелка, что выступали на Играх, технически очень хорошо оснащены. Поэтому все упирается в то, насколько ты сможешь ментально справиться с ситуацией в данный конкретный день. Я никогда в жизни не был так психологически силен, как в этот момент. И в этой форме я подошел к Олимпийским играм в Лондоне.
Хоть это и домашние Игры, давления со стороны публики на меня и на всех британских атлетов оказывается очень большое. Но я никогда не был так ментально силен, и это сыграло определяющую роль в завоевании золотой медали. Это всегда играет большую роль на соревнованиях, и если ты подходишь к ним не в лучшей психологической форме, ты начинаешь ошибаться. Я не знаю, почему оба российских стрелка не показали своей лучшей стрельбы, но им принадлежат и мировой рекорд, и победы на мировых и европейских чемпионатах. Они оба - феноменальные спортсмены, и люди их ценят, просто в этот день у них не сложилось.
- Увлекаетесь ли вы другими видами спорта, какое у вас хобби?
- Я начал увлекаться настольным теннисом, всегда любил сквош и крикет. Если у меня есть шанс поиграть в эти виды, я им непременно пользуюсь. Я вообще считаю себе фанатом спорта, поэтому Олимпийские игры - это рай для меня. Стараюсь посмотреть как можно больше соревнований.
- Какие планы на ближайшие недели?
- У меня будет месяц отпуска. Потом я буду готовиться к финалу кубка мира в Мариборе (Словения). Но пока что, как я и сказал, я добился цели всей моей жизни, поэтому сначала я хочу хорошо это все отпраздновать, потихоньку это все переварить и через месяц снова вернуться к тренировкам.
- Будете смотреть церемонию закрытия Олимпиады?
- Я надеюсь сам быть на церемонии закрытия!