Российский тяжелоатлет олимпийский чемпион Афин-2004 Дмитрий Берестов в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Алене Шиловой заявил, что на Олимпиаде в Лондоне сборная России по тяжелой атлетике упустила несколько золотых медалей из-за тренерских ошибок.
Упущенное золото Аухадова и Кашириной
- У сборной России шесть медалей на Олимпиаде - пять серебряных и одна бронзовая. Как вы считаете, почему нет золота?
- По этой Олимпиаде ни к кому из спортсменов претензий нет. Все выступили на 100 процентов. А золота нет из-за тактических ошибок тренерского коллектива. Не случись этого, у нас могло быть золото, и не одно. В категории до 85 кг, когда Апти Аухадову оставался один подход, достаточно толкать 211 кг, и он становится чемпионом. Апти был готов на этот вес. Но то ли проспали, то ли считали что-то, Апти выбежал на помост в последние 10 секунд и, конечно, не успел настроиться, сконцентрироваться, упустил подход, заняв только второе место. Эту ситуацию все видели, даже не специалисты тяжелой атлетики. Я сидел в зале в этот момент и все были в шоке: что происходит, когда человек, претендующий на золото, выбегает в последний момент?... И просто непонятно, как можно в такой ответственный момент допускать такие ошибки. Это был большой провал.
- Вообще даже серебро Аухадова стало сюрпризом для многих, все-таки ему всего 19 лет.
- Там была такая категория, что на Апти никто не ставил. Выступали чемпион мира, олимпийский чемпион. Все примерно одинаково начинали. Один тренер, с которым мы смотрели выступление, сказал: дай бог, если он шестым станет в такой компании. А тут все начинают ловить "баранки", Апти выступает просто супер, с боевым настроем. И в конце эта осечка тренерского штаба все перечеркивает… Аухадов, вроде, серебряный, радуешься за него, но у Апти такие грустные глаза. Он был готов на 215, а 212 для него это был не вес. Не смог только потому, что бежал и не сконцентрировался. Очень жаль. Когда человек уже фактически чемпион. За четыре года жизнь может перевернуться с ног на голову. Может, человек больше никогда в жизни не попадет на Олимпиаду, у некоторых она бывает раз в жизни. А мы просто так отдаем золото. Представляю его ощущения…
- Вы сказали, что ошибок было несколько. Какое-то серебро еще могло стать золотом?
- У Татьяны Кашириной тоже (свыше 75 кг). Понятно, что она выступила отлично, вопросов к ней нет никаких, но всего один килограмм проиграть китаянке… Нужно было тактически правильнее пойти: не 187 кг в последнем подходе в толчке, а 183 или 184, чтобы дальше загонять соперницу. Тренерский штаб считает, что Татьяна любой другой вес бы уже не толкнула, но, по крайней мере, это было более вероятно.
- Личный тренер Кашириной Владимир Краснов объяснил решение тем, что Татьяна не успела бы отдышаться.
- Она толкнула 181, могли бы заказать 183, автоматически отдохнула бы, прошло бы 30 секунд, заказала бы 184. Пока вешали бы вес, шло время, она бы успела отдышаться. Каширина тяжело подняла 181, на последних силах, и 187 нереально было поднять в любом случае. И тут один шанс был - собирать по килограмму. 184 кг было самое логичное здесь. Мне даже не специалисты об этом говорили, и я с ними согласился, что действительно надо было пытаться. Подход был бы реальнее. А так мы просто подарили подход, смысла в этом не было никакого. Надо было все-таки надеяться и шанс давать. На Олимпиаде такие ошибки нельзя допускать. Мы их допустили в Лондоне и тем самым лишились золотых медалей.
- На Олимпиаде же максимальная концентрация должна быть.
- Конечно. Но получается, что это случилось именно когда было необходимо сработать не на 100, а на 110 процентов. На Олимпиаду едут только профессионалы, которые не могут себе позволить допускать такие ошибки, готовые не допустить ни одной ошибки. А у нас получилось, что мы на предолимпийском чемпионате мира выступили великолепно, не было ни одной ошибки, а где надо, на Олимпиаде, допустили ошибки, которые стоили нам золота. Здесь интересен пример сборной Казахстана, у которой все получилось с точностью до наоборот: они на чемпионате мира выступили неудачно, везде проиграли нашим, а на Олимпиаде сработали великолепно тренерским коллективом, тактически сделали все четко и собрали все золото, которое могли.
- Ну, допустим, казахстанский штангист Илья Ильин в категории до 94 кг выиграл и чемпионат мира, и Олимпиаду сейчас.
- Ильин - это звезда такого уровня, что с ним очень трудно соперничать. Хотя тот же Александр Иванов (завоевал серебро ОИ) выступил великолепно. Если бы Иванова не мучали травмы, он вполне мог побиться и за золото. Причем он не то чтобы сдал эту категорию. Была возможность, если бы он в последнем подходе справлялся с весом, он психологически мог надавить на Ильина, и тот мог допустить ошибку. Нельзя говорить, что Ильин – это 100 процентов всегда золото. Иванов тоже талантливый парень, и ему по зубам тот же самый Ильин.
Но вообще ситуация, как в категории до 105 кг, где у нас есть (Хаджимурат) Аккаев и (Дмитрий) Клоков, явные лидеры, и после них только поляк (Мартин) Долега. И когда поляк узнал, что Аккаев и Клоков выступать не будут, наверняка, он уже примерял золото, и только из-за этого перегорел, поверив слишком рано, что он олимпийский чемпион. В результате получил нулевую оценку. (Выиграл золото ОИ тяжелоатлет из Украины Алексей Торохтий (412), на ЧМ Аккаев выиграл золото, набрав в сумме двоеборья 430 кг, Клоков 428).
В ситуации с Аккаевым нужно было волевое решение
- Все были в шоке от ситуации с Аккаевым и Клоковым. Это та самая категория, в которой у России была полная уверенность, оба спортсмена после победного чемпионата мира готовились к Олимпиаде…
- Здесь тоже ошибка. В том, что мы не смогли заменить двух лидеров - Аккаева и Клокова. Просто сделать замену и взять того же Олега Чена (до 69 кг, серебряный призер ЧМ-2011), где реально было серебро взять на Олимпиаде. И Ринат Киреев еще был запасной (до 85 кг), он тоже мог попасть в тройку.
- Про травмы Аккаева и Клокова сообщили уже по ходу Олимпиады, и на тот момент замену сделать было невозможно.
- Ситуация с Аккаевым была и до того момента. Это не тот случай, что у него резко что-то случилось. Да, была надежда до конца. Но, послушайте, это же Олимпийские игры! Если старший тренер видит, что Аккаев уже давно не приходит на тренировку, несколько недель не может поднимать штангу, очевидно, что ему придется очень сложно бороться. Тут нужно принимать волевое решение о замене. Тем более, повторюсь, если у нас в запасе есть такой спортсмен, как Чен, который реально рассчитывает биться за золото. Понятно, что очень тяжело принять это решение, снять главного лидера сборной, ключевого спортсмена, который рассчитывает на золото Олимпиады. Но на то и старший тренер с помощниками. Получается, понадеялись на наш русский авось - отойдет, травма пройдет, и он выступит.
- Ригерт даже после операции Аккаева в Лондоне просил подождать до 6 августа.
- То есть даже когда человека прооперировали, порезали позвоночник, а мы говорим – "а может быть, он выйдет". Это вызывает улыбку.
- У Клокова тоже были проблемы со здоровьем раньше?
- Я до конца не знаю, что случилось с Клоковым. Вижу ситуацию со стороны. Но в любом случае это ошибка. И я на себя в том числе эту ошибку беру, потому что являюсь членом исполкома в федерации. Я тоже в этом виноват, что федерация так работает, что мы не можем сохранить двух наших ведущих спортсменов и довести их до конца Олимпийских игр, чтобы хотя бы один выступил в этой категории и взял 100-процентное золото. Это ошибка федерации и тренерского штаба.
- Все знают о бешеной конкуренции Клокова и Аккаева. То, что они в такой ситуации соперничества друг с другом готовились на одной базе, не причина, что из-за такого напряжения сломались?
- Никто никого не загонял, все знали, что они будут рубиться друг с другом на Олимпиаде. На тренировках их никто не мучал, не заставлял поднимать супервеса, они не отбирались. Чисто психологически такой накал, конечно, был. Но на тренировке такого не было, чтобы Аккаев вырывал 210, а Клоков идет на 215 и ломается. Каждый шел четко по своим планам. Они профессионалы с большой буквы и хотели выиграть золото Олимпиады и для себя, и для страны. Такое может с любым спортсменом произойти. И здесь вины спортсмена нет. Вина на тренерском штабе и на руководстве Федерации. Все, о чем я сказал, может быть, мелкие ошибки. Но по крупицам мы приходим к тому, что теряем золото. А все в Лондоне могло быть намного лучше. Хотелось бы, чтобы у нас таких ошибок в будущем не было. Теперь пусть тренерский коллектив, штаб, федерация решают эту ситуацию. Что нужно сделать, как исправить.
Евстюхина не справилась с давлением
- В категории до 75 кг у женщин все ставили на Надежду Евстюхину, которая выиграла чемпионат мира в 2011 году, но она не справилась ни с одним подходом. В чем вы видите причину? Наталья Заболотная после выступления заявила, что тут тоже ошибка тренеров, которые не обратили внимания, что на разминке она дважды не вырвала 120 кг, начали первое упражнение со 125.
- Я это тоже слышал, что все кричали про ошибку. Но я не знаю, что было на разминке, я такой же зритель в этой ситуации. На всех международных соревнованиях - чемпионате мира, Европы - Надя начинала со 125 кг, для нее это обычный вес. Если на разминке действительно были проблемы, тогда да, ошиблись. Но я так не могу сказать однозначно. То, что она не справилась с этим весом, это, скорее всего, ее моральное состояние на тот момент. И я ее понимаю очень хорошо. Намного проще выступать, когда никто не рассчитывает на тебя, ты просто делаешь свою работу правильно и выигрываешь. У Нади это четко получилось на чемпионате мира, когда она победила с мировым рекордом. А после чемпионата мира на нее пошло очень сильное давление. Все ждали от нее золото. Я представляю, каково было ей каждый день на протяжении года после ЧМ. Она боролась с собой, уходила от этих мыслей, но, скорее всего, не справилась.
- Пережить такую ситуацию на Олимпиаде очень тяжело.
- Я разговаривал с ее тренером, состояние у нее было хорошее, не было никаких травм, предпосылок, что она выступит плохо. Наверняка она сама уже настолько в это поверила – перекуражилась, перегорела, и в этом кроется неудача. Да, "баранка" на Олимпиаде - самое страшное, что может случиться со спортсменом, очень сложно этот момент пережить. Но эта неудача закаляет. Если Надя проявит себя бойцом, а я знаю, что она очень сильный человек, то она сможет выкарабкаться и в Рио-де-Жанейро поборется за золото. Главное, чтобы сейчас она не раскисала, не унывала, а собралась и со своим тренером Натальей Ширяевой потерпели четыре года. Возраст у нее еще боевой, в Рио ей будет 28 лет, в таком возрасте самые хорошие силы появляются.
Дуэль Аккаева и Ильина будет очень интересной
- В супертяжелой весовой категории на чемпионате России Руслан Албегов показал великолепный результат, но на Олимпиаде взял лишь бронзу, подняв меньше.
- Албегов чуть-чуть не добрал в толчке. Но знаете, мне очень понравилось тактическое выступление Албегова, тренерский коллектив сработал на 100 процентов, ни одного изъяна я не увидел. Они четко распланировали борьбу, заказывали веса и психологически давила на иранца, загоняли. Чуть-чуть он смазал второй подход. И правильно, что третий пошел не 145 а 147, потому что серебро и бронза - медали примерно одного достоинства. Я видел, как глаза его тренера Казбека Золоева горели, он хотел только золота, шанс небольшой, но был. Албегов был близок, но чуть-чуть не хватило. Получается, только в конце Олимпиады мы грамотно сработали. Но почему только в конце? С самого начала должны так. Даже если есть ошибки, они не должны нам стоить так дорого – золотых медалей. Упреков в сторону спортсменов нет, упреки тут только тренерскому коллективу. Потому что реально чуть-чуть профессиональнее сработай, и все было бы намного лучше.
- В ситуации с Аккаевым говорят, что, может, и к лучшему эта ситуация, иначе он бы закончил карьеру после этой Олимпиады.
- Я по себе знаю, что закончить карьеру не так просто. Мы думаем, что все, последний раз и закончим, но желание побеждать, слушать гимн, доказать, что ты стал еще сильнее, всегда пересиливает. Я не уверен, что если бы Хаджимурат сейчас выиграл Олимпиаду, он закончил бы карьеру. Может быть, было бы как после афинской Олимпиады, когда он два года где-то пошатался, погулял, половил звездную болезнь, а потом ему вновь захотелось поднимать, появился азарт в глазах, и он вернулся, опять стал призером Олимпийских игр. Именно в последний год Аккаев только по-настоящему почувствовал новый всплеск этих эмоций, сил, что он может поднимать веса больше мирового рекорда на несколько килограмм. Поэтому он наверняка бы захотел использовать этот свой потенциал - выиграть еще несколько чемпионатов мира, Олимпиаду-2016. И уже там, скорее всего, придется заканчивать. Сейчас он еще довольно молодой парень, 27 лет для этой весовой категории - мужской расцвет. У меня в 28 лет был самый всплеск мужской силы. Не знаю, сможет ли Клоков продолжить, но в Аккаеве я просто уверен.
У нас в этой категории еще есть "серьезные" ребята, например, Давид Беджанян, мировой рекордсмен. Это будет интересно. Хорошо, что наша земля еще полна такими богатырями, мы держим марку. Жалко, что на этой Олимпиаде мы не смогли это доказать, что в этой категории россияне самые сильные, но надеюсь на следующей мы отыграемся.
- Теперь уже двукратный Олимпийский чемпион Илья Ильин планирует тоже перейти в категорию до 105 кг (на ОИ-2008 Ильин выиграл золото в категории до 94 кг, Аккаев стал бронзовым призером). Для Аккаева это будет конкуренция гораздо серьезнее?
- Они будут достойны друг друга. За этой дуэлью будет очень интересно наблюдать, даже интереснее, чем за соперничеством Аккаева и Клокова. Мне нравится, как поднимает Ильин. Уже, когда он выходит на представление от него излучается эта уверенность, энергетика 100-процентная. Ты смотришь на него и понимаешь, что он уже выиграл.
- После чемпионата мира он заявил, что выиграет Олимпиаду, без вариантов.
- Насколько надо быть уверенным, чтобы заявлять такие вещи? Или еще на разминке показывать, что он номер один, смотрите на меня и после этого доказывает делом. На это приятно смотреть. Парень действительно талантливый, великий чемпион, встал сейчас вровень с двукратными олимпийскими чемпионами, ему по силам стать и трехкратным. Теперь придется Аккаеву и Клокову с ним бороться. Это уже более серьезный соперник.
- Такая уверенность из россиян была заметна у Аухадова.
- Апти еще совсем молодой, и это выступление было как проверка его бойцовских качеств. Назло всем скептикам, кто не верил в Апти, он доказал, что у него есть характер, он готов побеждать на самых больших соревнованиях. И приятно было смотреть на него, когда он с уверенностью поднимал, настрой был в глазах сумасшедший. С первого подхода было видно, что Апти поймал кураж. Может, эта неудача сейчас еще больше закалит его характер, четыре года будет больше работать, чтобы попасть на олимпийский помост еще раз. После Олимпиады они с тренером решили поменять категорию. Парень молодой, растущий организм, это надо сделать. Надеюсь, что Аухадов заменит Ильина в этой категории, поднимет такие же веса и станет олимпийским чемпионом. Предпосылки к этому есть. Осталось навести порядок и доработать ошибки федерации и тренерского штаба.
- В итоге вы по ходу всего разговора возвращаетесь к этим ошибкам…
- Понимаете, они вызывают недоумение и возмущение. Эти ошибки еще могут быть применимы на чемпионате России или Европы, но когда речь идет об Олимпийских играх, за такие ошибки надо отвечать все-таки. Причем в нашей сборной было несколько специалистов хорошего уровня. Все растерялись?... Но такого не должно быть на Олимпийских играх. Понятно, что мы все люди, каждый имеет право на ошибку, но здесь ошибка из разряда совершенно непонятных. Была отличная подготовка, все были готовы бороться за золото, но все с серебром. Все были готовы, но не подняли максимум. Будем надеяться, что все это серебро в будущем превратится в золото. Главное сделать правильные выводы.
Тренер-иностранец?
- Вас уже спрашивали по поводу тренера-иностранца в сборной?
- Для меня это сперва прозвучало дико – какой иностранец?! У нас своих хороших специалистов полно. А когда начал размышлять более глубоко, пришел к выводу, что это может стать выходом для нас. Роль старшего тренера заключается не в том, чтобы кого-то тренировать и что-то подсказывать, а в том, чтобы сделать правильный четкий отбор и принять вовремя волевые решения. А у нас даже если представить, что на место (главного тренера мужской сборной Давида) Ригерта поставят другого, к нему придет, допустим Петров и скажет – слушай, ты мой друг, мы с тобой вместе столько прошли, посмотри, какой у меня парень, давай его в сборную, потом на Олимпиаду протащим… В любом случае, это будет, и это есть. У нас в России такой менталитет, что каждый берет своего, вне зависимости от того, слабее он или сильнее. А иностранному специалисту будет все равно, кто тут с кем дружит, он будет по более спортивному принципу работать, более четко. Будет меньше предвзятости, каких-то разговоров, принципа – ты мой, брат, сват, друг. Сейчас отбор в сборную был правильный на 70-80 процентов, но все равно есть нюансы, разговоры, действия непонятные.
- Кого-то из иностранных специалистов вы представляете во главе сборной России?
- Я не знаю ответ на этот вопрос. У нас тренерская школа очень сильная и поэтому нельзя говорить: давайте возьмем и сменим. Надо как-то по-другому решать вопрос. Но над этими ошибками нужно хорошо поработать и принять решение. Я очень уважаю Ригерта как спортсмена, легенду нашего спорта, как человек он мне очень нравится. Но в данном случае мне неважно, Ригерт там или нет. Я просто смотрел соревнования и видел ошибки. А кто их допустил? Тренеры сборной России. В ситуации с Клоковым и Аккаевым кто ошибки допустил? Ригерт и (Сергей) Сырцов как президент федерации. С этим надо смириться. И не должно быть такого, что я сказал об ошибках Ригерта, а завтра мне начнут звонить Ригерт, Сырцов со словами: "Дима, как ты можешь такое говорить, да ты мне теперь не друг". А у нас такое есть. Но я сказал свое мнение как человек, который съездил на Олимпийские игры и проанализировал то, что происходило. Думаю, что эти люди сами осознают все случившееся. Они должны признать свои ошибки, сказав, что это - наше упущение. От фактов никуда не денешься, это на самом деле так.