Один из ведущих российских гроссмейстеров Сергей Карякин в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказал о перспективах борьбы за мировую шахматную корону, назвал своих основных конкурентов и оценил шансы сборной России на предстоящей Всемирной Олимпиаде.
Пятый номер мирового рейтинга Карякин в четверг приступил к реализации амбициозного проекта "Вернем шахматную корону в Россию!". Олимпиада в Стамбуле пройдет с 27 августа по 10 сентября.
- Сергей, в чем вам надо усилиться, чтобы на более высоком уровне включиться в борьбу за звание чемпиона мира?
- В январе этого года мне удалось победить лидера мирового рейтинга (норвежца) Магнуса Карлсена на супертурнире в Вейк-ан-Зее. Это говорит о том, что даже сейчас в отдельно взятой партии я могу обыграть кого угодно. Но мне хотелось бы добиваться таких успехов не от случая к случаю, а, условно говоря, в матче на первенство мира. А для этого нужна постоянная работа с тренерами, которые будут действительно сконцентрированы только на сотрудничестве со мной. И это должен быть не один человек, а целая бригада специалистов. Может быть, мне также нужен и специальный тренер по физподготовке. Есть очень много шахматных, и не только шахматных, аспектов, чуть-чуть прибавив в которых я смогу побороться за победу в первенстве мира.
- На Кубке мира в Ханты-Мансийске с вами работали два тренера. А каким оптимальным вы видите состав своей команды?
Карлсен и Аронян сильнее всех
- Для обычного турнира один-два тренера вполне достаточно. А когда играется матч на первенство мира, то у каждого из соперников бывает бригада численностью до десяти человек. В этом вопросе есть свои нюансы.
- Сейчас в шахматном мире сложилась любопытная и, может быть, не совсем логичная ситуация. Индиец Вишванатан Ананд защитил титул чемпиона мира, показав далекую от идеала игру. Карлсен регулярно побеждает в турнирах, но при этом отказался от борьбы за чемпионство в прошедшем претендентском цикле, экс-чемпион мира Крамник не всегда показывает игру, которую от него ожидают, армянин Левон Аронян постоянно входит в тройку сильнейших на супертурнирах. Кого из них вы все же считаете основным конкурентом?
- Карлсен отказался от участия в предыдущем цикле, но в этом обязательно выступит, как и все остальные ведущие шахматисты мира. На сегодняшний день я считаю, что рейтинг является объективным показателем силы шахматиста. И то, что Карлсен и Аронян несколько оторвались от своих конкурентов, свидетельствует о том, что на данный момент они более сильны, более успешны, более удачливы, чем их преследователи.
Я, прежде всего, хотел бы не оценивать конкурентов, а усиливать свою игру. В августе прошлого года, к примеру, я был четвертым в мире, опережая Крамника, и первым в России. После этого я чуть-чуть сдал, но сейчас, надеюсь, что мне удастся полностью мобилизовать себя и своих тренеров, и снова побороться за лидерство в России.
Нацелен стать "восьмисотником"
- Насколько удобно или сложно для вас манера игры Карлсена или Ароняна? Или на таком высоком уровне говорить об "удобстве" не приходится?
- На таком уровне, действительно, нет удобных и неудобных соперников. Просто они очень сильные, и к этому мне добавить нечего. Я обыгрывал и Карлсена, и Ароняна в классические шахматы, но это, опять же, отдельно взятые партии. А мне хочется конкурировать с ними на постоянной основе.
- Ваш контракт со спонсором (с одной финансовой компанией) заключен на год. На какие рубежи вы хотели бы выйти именно через год?
- Через год я все также вижу себя в шахматах (смеется). По состоянию на август нынешнего года я занимаю пятую позицию в мире. Теперь хотелось бы попасть в тройку и достигнуть рейтинга 2800 единиц, что на данный момент является практически заоблачным (показатель гроссмейстера - 2785). Буду к этому стремиться, много заниматься и надеюсь, что результат придет.
- Чтобы немного сбить вашу серьезность, задам шутливый вопрос. Моду на ношение одежды с логотипом спонсора ввел, если не ошибаюсь, Карлсен, а потом ему примеру последовал и Ананд. Теперь вы становитесь третьим таким шахматистом или это в контракте не оговорено, но приветствуется?
- Я не знаю, кто начал первым, но про Карлсена могу точно сказать, что на нем очень много значков самых разнообразных спонсоров (улыбается). И спонсорской поддержки у него действительно в избытке. Сейчас, когда он является номером один в мире, это объяснимо, но ведь у него спонсоры появились же тогда, когда он только начинал играть в шахматы высокого уровня.
Что же касается меня, то это была моя инициатива - спонсоры на этом не настаивали, но, естественно, согласились. Меня к этому никто не принуждал - это мое добровольное решение.
Давление скажется на результате
- Вы сказали, что второе-третье место на Олимпиаде не будет расстройством для сборной России. В данном случае вы исходили из состава команды или из сегодняшнего положения дел в шахматном мире?
- Я основывался на объективной реальности, потому что у нас очень много сильных конкурентов. И главные из них - Украина, Азербайджан и Армения, которые если нам и уступают, то незначительно. И в такой ситуации, как мне кажется, неправильно требовать от шахматистов быть только первыми. Это будет дополнительное давление, а если мы сможем раскрепоститься и показать свою силу, то сможем выиграть Олимпиаду. Я очень надеюсь на это.
- Видимо, это традиция нашей страны и советских шахмат - ожидание всегда только первого места?
- Если говорить о советских шахматах, то сейчас все те же представители советской шахматной школы в основном и выясняют теперь отношения между собой.
Отсутствие Свидлера - решение тренера
- Понятно, что состав команды выбирали не вы, но было ли для вас неожиданным решение тренеров сборной остановить выбор не на многократном чемпионе страны Петре Свидлера, а на других шахматистах?
- Это целиком и полностью решение тренера (Юрия Дохояна), и я не уполномочен обсуждать или осуждать - во всяком случае, до окончания Олимпиады. Тренер несет ответственность за результат, и если мы сыграем, допустим, хорошо, то все скажут: отличное решение. А если нет – то: как же можно было Свидлера не взять? (улыбается).
- Чем отличается работа нового тренера команды от предыдущих специалистов?
- Мне очень комфортно работать с Юрием Дохояном, потому что я индивидуально занимаюсь с ним уже три года, начиная с 2009 года, когда я переехал в Россию. И иметь своего личного тренера в качестве тренера сборной России, конечно же, очень приятно. Хотя я бы не стал негативно отзываться о работе Евгения Бареева и Александра Рязанцева. Они тоже старались, но у них что-то не получилось. Надеюсь, у Дохояна получится.
Нравится "вырубать соперников"
- В каких ситуациях вы чувствуете себя лучше в командных соревнованиях: в роли "забойщика", набирающего очки на третьей-четвертой досках, или лидера команды, которому, прежде всего, надо удержать первую доску?
- Действительно, на первой доске ты играешь свой собственный супертурнир, и в каждой партии тебе противостоят лучшие шахматисты мира. И с ними, когда играешь черными вничью, это точно считается нормальным результатом. А белыми, конечно же, играешь тоже очень осторожно. Это один вид состязания и совершенно другой, когда играешь, допустим, на четвертой доске. Там надо стараться "вырубать" соперников. И я довольно-таки люблю "вырубать" - у меня это неплохо получалось. Но на какой доске я буду играть в Стамбуле, пока не знаю.
- И даже предварительных разговоров с тренерами пока не было?
- Предварительные беседы были, но окончательное решение тренер будет принимать уже по прилету на Олимпиаду - исходя из формы каждого из нас.
Личная цель - победа на своей доске
- В чем же загадка сборной России, которая на каждый турнир приезжает в качестве фаворита, но нечасто в последнее время добивается успеха. Команде не хватает сплоченности?
- Я бы не сказал, что у нас нет сплоченности. Но поскольку это моя лишь вторая шахматная Олимпиада, занятое нами два года назад второе место я не считаю таким уж неудачным результатом. Надеюсь, что и сейчас сыграть как минимум не хуже. На проходящем сборе мы каждый день играем в футбол, баскетбол, теннис, плаваем и у нас хорошие отношения и атмосфера в команде.
- В то же время Крамника нет с вами - он готовится к Олимпиаде в другом месте...
- Я не знаю, почему на сборе нет Крамника. Видимо, у него свой план подготовки, свои спарринг-партнеры и он посчитал, что ему так будет лучше. Но само то, что он будет играть за сборную Россию, уже хорошо.
- Какой индивидуальный план вы ставите на Олимпиаде в Стамбуле.
- Хотелось бы занять первое место на своей доске. Независимо от того, на какой буду играть.