Кандидат в президенты РФС Евгений Ловчев в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Тарасу Барабашу рассказал о своем видении российского футбола.
- Евгений Серафимович, вас выдвинули в кандидаты на пост президента РФС. Что вами движет, все ведь увидели, насколько это неблагодарная работа на примере предыдущего президента, который подвергся травле после Евро-2012.
- Я бы не сказал, что он подвергся травле. Он ведь пришел и сам начал вызывать огонь на себя своими заявлениями о Кодексе чести. Где же этот Кодекс чести, если он (Сергей Фурсенко) спрятался и больше никуда не выходит? А где был Кодекс чести у наших футболистов на чемпионате Европы? А они ведь подписывали этот Кодекс чести. Где у Аршавина и компании был Кодекс чести, когда они не вышли к нашим зрителям? А чего стоит заявление Сергея Фурсенко о 2018 годе, когда он сказал, что Россия выиграет домашний чемпионат мира? Люди, которые прошли через футбол, никогда бы в жизни не сказали такого, потому что они понимают, насколько это сложно и насколько для России трудно сделать. Что мною движет? Я просто хочу довести свою позицию развития футбола в стране. Понимаю, что мое избрание маловероятно. Но ведь прошли голосования на многих сайтах, где я, можно сказать, в одну калитку выиграл. Я выхожу на улицу, ведь не прячусь за бронированными стеклами автомобилей с охраной, подходят ко мне люди и говорят: "Идите, мы вас поддержим". Хотя они не голосуют. Вот именно это и подтолкнуло меня к тому, чтобы идти на выборы.
- Кто еще готов пойти за вами?
- Это вопрос некорректный. Они читают мои высказывания в "Советском спорте", обозревателем которого я являюсь. Они видят меня по телевизору, я ведь медийный человек, который не прячется ни от кого и ни от чего. Будет же конференция, будут десять минут, в которые я должен выступить так, чтобы люди поверили мне и сказали: "Мои мысли с его мыслями сходятся". Когда-то я с моим другом Мишей Евдокимовым, которого никто не видел губернатором, без денег, без всего выиграли вместе с его еще несколькими друзьями выборы в Алтайском крае. Елену Вяльбе куда только ни вызывали и говорили ей отказаться от президентства в лыжном спорте (ФЛГР). Но она сегодня президент, и никому от этого не хуже. Она не отказалась, потому что она боец. Какие люди пойдут за мной? Увидим. Есть известие о том, что номенклатура работает, есть известие, что деньги работают со стороны олигархов. Вот мы и посмотрим, насколько моя позиция сильная.
- Есть ли у вас идеи, как поднять сборную России и на новую высоту? Сейчас у многих сборная России ассоциируется с чем-то негативным. Футболисты пресыщены жизнью и футболом. Как исправить ситуацию?
- Я точно так же считаю, как и все болельщики, что эти ребята (футболисты) оторвались от жизни. Их надо вернуть на грешную землю. Насколько я знаю, одно из первых выступлений Фабио Капелло было на тему, что надо вернуть любовь зрителей. Это уже говорит о многом. Развращение игроков сборной заключается в том, что взрослые люди, которые ими руководят, не мудры по жизни. Мне совершенно очевидно, что за 20 минут до игры с Кот-д’Ивуаром надо было выйти вместе на поле Аршавину, Павлюченко и еще нескольким игрокам и сказать: "Ребята, мы виноваты перед вами. Да, мы немножко зажрались, но мы играем за нашу страну, и мы вам гарантируем, что в каждой игре будем отдаваться полностью". Тогда бы не было свиста. Для того чтобы болельщики полюбили команду, необходимо пластаться на поле. А для этого нужно новое поколение футболистов. Эта проблема в течение дня или года или пяти лет не решается. Сборная России – это ведь вывеска наша. Сыграла сборная хорошо – это здорово, сыграла сборная плохо – это плохо. Но мы должны говорить о том, что на юношеском уровне мы давно ничего не выигрываем. Мы уже забыли, когда попадали на Олимпиаду. Это говорит о полном застое в футболе. И выстрел в 2008 году в одной игре на Евро – это можно сравнить с тем, что раз в год и палка стреляет.
- Переход на систему "осень-весна" совершен. Правильно ли это в принципе? Будете ратовать за обратный переход?
- Когда мне задают подобные вопросы или спрашивают о том, каков будет мой первый шаг на посту президента, то я понимаю, что всем нужен Старик Хоттабыч. Хоттабыч, который все обо всем знает, такой князек, который просто придет, и у нас все начнет получаться, как по мановению волшебной палочки. Я же исхожу из следующего: надо решать этот вопрос со всеми заинтересованными лицами. Когда сегодня идет очень интересный чемпионат премьер-лиги, то мы видим только лишь верхушку айсберга, где гуляют большие деньги, где приглашаются иностранцы и где идет борьба за золотые медали. Но надо же говорить обо всей стране. Когда я приезжаю в Якутск или на Алтай или в Элисту, где вообще нет никакой команды, то понимаю, что многие команды уже погибли. И чем дольше мы не будем думать об остальных, а только пробивать свои личные дела в бизнесе, тем больше проблем будет. Развитие детского футбола – это задача страны, потому что когда страна говорит, что хочет воспитать физически одаренных людей, то нужно делать это через футбол. Не только мы с вами хотели, чтобы чемпионат мира в 2018 году был проведен у нас, но и Кремль хотел. Так давайте вместе на эту тему работать.
- Что нужно сделать с лимитом на легионеров? В Англии порой "Арсенал" играл без единого англичанина, в Италии "Интер" выступал иногда без итальянцев. А эти лиги в числе ведущих в Европе.
- Давайте поговорим о том, что из себя сегодня сборная английская представляет. Потихонечку скатывается, то же самое можно сказать и об итальянцах. Кто принял решение о том, что должно быть изменение лимита. Пробили просто. Фурсенко категорически был против, но как только его за дверь попросили, тут же пробили это олигархи. Это бизнес, в котором они должны отбивать деньги. Мы говорим об Италии, об Англии, но в нашей стране лимит должен быть. Я знаю только две команды – "Краснодар" и "Анжи", которые свои деньги вкладывают в футбол. Все остальное – государственные деньги. И эти государственные люди, которые сидели в исполкоме – Миллер, Иванов - должны понимать, что все меряется у нас по игре сборной. И мальчишки пойдут в футбол, если у них перед глазами будет пример хорошего выступления сборной. Люди, которые работают в командах - временщики. Я даже не о тренерах говорю, которые говорили, что приезжают с программой развития футбола в стране. Где это развитие футбола в стране? Это дуриловка. Футбол в стране будут развивать люди, которые здесь живут, которые за это ратуют. А те, кто являются генеральными директорами или еще кем-то там, они просто понимают, что лишний иностранец – это осваивание бюджета, а значит, можно поживиться. Это однозначно.
- Так какой лимит нам нужен?
- Вы мне задаете вопрос как Старику Хоттабычу. Этот вопрос нужно решать коллегиально вместе с тренерами, вместе с нормальными руководителями футбола, вместе с людьми, которые думают не только о деньгах. Коллегиальное должно быть решение, а не так, что я начальник, а ты дурак. На это мы уже насмотрелись. Уверен, что лимит нужно сокращать. Даже Капелло сказал, что "7+4" - это для сборной очень плохо.
- Вы знаете, как привлечь деньги в РФС?
- А кто из нас знает, на что и как живет РФС? Я не стал писать заявление как кандидат о том, чтобы мне предоставили всю финансовую отчетность - откуда деньги приходят, куда уходят, кто платит и какую зарплату тренеру. Гинер, который в исполкоме заседает, в интервью одной газете сказал: "Какие долги? Я ничего об этом не знаю, первый раз слышу". И вопрос такой: что мы знаем об этих долгах? Ничего. Я знаю из разговоров сегодняшних, что это отложенные деньги, которые должны получить от премьер-лиги. РФС – самый главный орган в футболе в нашей стране. И они дали право проведения соревнований премьер-лиге, а те отчисляют им определенные деньги. Вот надо забрать просто, если не хватит денег, и проводить самим чемпионат. И тогда все деньги пойдут сюда. Ни один дядя нормальный не придет и не будет свои деньги выкладывать просто, никто. Деньги зарабатываются.
- Сейчас много говорится о том, что судьба выборов уже предрешена. А вы так считаете?
- Вы знаете, до недавнего времени не считал. А сегодня, когда уже что-то знаю, с этого и начну свое выступление перед теми людьми, кто будет выбирать. Я шел на выборы, думая, что это будет по-другому. Думаю, что да. Почему тогда не снимусь? Потому что проходили голосования на многих сайтах, и практически везде с большим преимуществом я выиграл. Подвести этих людей и уйти в сторону я не могу. Пускай они увидят сами, как их позиция расходится с позицией людей, которые будут голосовать.
- Если не удастся вам все же стать президентом, найдете себе новую роль, которая позволит приносить пользу российскому футболу?
- Я являюсь обозревателем "Советского спорта". Каждую неделю я даю обозрение тура, когда происходят какие-то события, я высказываю свое мнение, и все это печатается. Я ни под кого не подделываюсь, никто не может мне указать, что нужно говорить. Я езжу по стране, меня приглашают на детские турниры, за которые я даже денег не беру. Хотя мой хлеб – это футбол. Не выберут меня – буду продолжать этим же заниматься, говорить на радио и телевидении.
- Вы легендарный футболист в прошлом, футбольный человек. А многие кандидаты далеки от футбола, но хотят стать президентом РФС. Президент должен быть футбольным человеком?
- Для меня совершенно очевидно, что должен быть. Понятно, что любой человек во всех областях не дока. Финансами должен заниматься финансовый человек. Вы заметили, что я не езжу по стране и не встречаюсь ни с кем перед выборами? Зачем мне это? Вы же сами сказали, что я футбольный человек. Приехать, чтобы сказать, что я дам тебе 10 тысяч евро или буду полтора миллиона каждый год давать – это вранье. А я хочу быть честным, и все знают мою позицию: я не буду уговаривать голосовать за меня. Все меня знают, а вот им (другим кандидатам) надо ездить по стране, находить такие слова, от которых отказаться нельзя.