Корреспондент агентства "Р-Спорт" Вероника Гибадиева побывала в голландском Музее велосипедов, о чем решила рассказать за несколько дней до старта в этой стране чемпионата мира по велошоссе.
Когда я узнала, что в Неймегене есть Музей велосипедов, сразу решила, что однажды туда обязательно съезжу. Потому что велосипеды, потому что Голландия. Потому что.
Потому что однажды, сидя в кафе одного маленького городка размером с московский микрорайон Бабушкинский, я выбирала на планшете фотографию для интервью, а голландский дедушка, глядя мне через плечо по слогам произнес имя велогонщика с картинки: Денис Меньшов!. Потому что когда в Дании UCI принял решение провести следующий чемпионат мира по велошоссе в Лимбурге, властям пришлось отгородить голландских велофанатов, праздновавших это событие - чрезвычайно для них радостное - слишком оранжево и бурно. Потому что один из моих знакомых голландцев назвал своего сына в честь Ивана Бассо. Да и вообще не могло не быть этого музея в Голландии, где без велосипеда ты какой-то... автомобилист.
Даже друг, который должен был встретить меня в Неймегене, уточняя детали моего приезда первым делом спросил: Ты с велосипедом будешь или? Ты же понимаешь, это не праздный вопрос. Нет, в Неймеген я прибыла на своих двоих. И вообще, в велосипедный музей на велосипеде — это перебор. К музею от станции мы пошли пешком. И, честно сказать, радость от того, что я наконец в этот самый музей попала, превышала его размеры в несколько раз: на двух этажах компактно расположено более 250 образцов велосипедов разных лет. И это все оригинальные модели.
***
Музей "Велорама" открыли в 1981 году, переместив в него частную коллекцию велосипедов и аксессуаров Гертьяна Муда. Через семнадцать лет его пришлось расширить до нынешнего размера, дабы вместить все, что было объезжено Голландией за последние сто пятьдесят лет. И не только Голландией.
Здесь и французские велосипеды образца позапрошлого века, выделяющиеся на общем фоне этакой претенциозностью: щегольские, с красивой отделкой, витиеватым рулем и специальной, мягкой подушкой для сидения, обитой бархатом. Итальянские велосипеды тоже отличаются изысканностью, но уже в другом ключе. Их дизайн очень прост, по поводу отделки изготовители тоже не заморачивались, но общий силуэт очень легкий, и на тех из них, что датированы прошлым веком, горные этапы "Джиро" точно не преодолеть. Но подходишь ближе и видишь, что да, именно на этом двухколесном кто-то гонял в розовой майке у подножия вулкана Этна. Шок!
Китайцы соорудили велосипед с деревянным рулем и колесами. Французы выпускали самокаты с ручным приводом. И, возможно, толкать бы им эту дрезину руками до момента изобретения мобильных телефонов — тогда они осознали бы, что руки нужны в пути для отправки смс и прочих надобностей по типу "видеоигры" — но тут наступил "год без лета", когда начался падеж лошадей, и толкать самокат стало делом необходимости. Протерев до дыр пару сотен перчаток, французы решили педалировать самокат ногами, и заодно придумали само слово "велосипед". А потом совместными усилиями с проклинаемыми ими же соседями из Британии (иногда соревнуясь, кто лучше, эти народы способны на выходе получить что-то хорошее) они дошли до момента осознания: педали должны быть на переднем колесе и их можно крутить, а не толкать. Этот нелегкий путь эволюции велосипеда можно проследить в экспозиции "Велорамы", полюбовавшись на одно-, двух-, трех-, четырехколесные велики разных времен, среди которых есть немного цирковые пенни-фартинги и многое другое.
Перед тем как наведаться на второй этаж музея, взрослые могут отдохнуть в местном кафе, а дети побродить по залу с помощью специально созданного для них аудиогида, где комментарий экскурсовода начинается с известной песни Queen "Bicycle Race". Так что, напевая "I don’t believe in Peter Pan, Frankenstein or Superman. All I wanna do is bicycle, I want to ride my bicycle", малыши добираются до самого интересного — до велосипедов со встроенным радио и чудо-велика с Дональдом Даком на руле.
Те, кто постарше, могут ознакомиться с редкими экземплярами постеров велокомпаний образца середины прошлого века и, конечно, с витриной, где собраны велосипедные фонарики. Когда-то они представляли собой застекленный подсвечник, выглядевший почти сказочно. "Фонарик" крепился под руль и поворачивался велосипедистом красным стеклом вперед, когда вечер становился слишком темным. Фонарь — вещь необходимая, за его отсутствие наказывали гульденом. Да и до сих пор здесь весьма строго штрафуют за такого рода провинность, потому что нельзя ездить в полной темноте, равно как нельзя не сходить в музей "Велорама", если вы все-таки доберетесь до Неймегена. И уж поверьте, оно того стоит.