Редактор "Р-Спорт" Алексей Яковлев представляет старт 93-го сезона в Национальной футбольной лиге, рассказывая читателям не о тонкостях заморской игры, а о деталях, которые делают ее самой популярной в США, а спортсменов – одними из самых богатых и влиятельных людей в стране.
В среду, 5 сентября, в США стартует 93-й по счету сезон Национальной футбольной лиги. Это событие на полгода оживит и всколыхнет спортивную жизнь страны, в этом можно нисколько не сомневаться. Для этого стоит лишь обратить внимание на рубрикацию на сайтах основных спортивных СМИ Соединенных Штатов. Если у нас под первым номером обыкновенно и логично стоит "Футбол", то за бугром первое, что интернет-пользователь увидит, это не "НХЛ", не "МЛБ", не "НАСКАР" и даже не "НБА", а "НФЛ".
Объяснять правила игры в данном блоге бессмысленно, так как они занесены в Книгу рекордов Гиннесса как наиболее сложные, а точнее сказать, дотошные. В основных из них можно разобраться, обратившись к Википедии, а еще лучше, посмотрев всего пару-тройку матчей грядущего сезона. Сейчас лучше обратиться к фактам, которые, возможно, привлекут ваше внимание к этой загадочной американской забаве.
Тот факт, что чемпионат НФЛ является самым популярным спортивным событием в жизни Соединенных Штатов, с одной стороны, может показаться смешным в связи с тем, что сезон проходит всего с сентября по начало февраля, к тому же каждая из 32 команд лиги в рамках "регулярки" выходит на поле лишь 16 раз. Однако именно эта краткосрочность и превращает Игру в маленький, быстротечный комок энергии, притягивающий к себе взгляды всей страны. Всего 16 матчей, и лишь половину из них население, скажем, Далласа (родины "Cowboys") и его пригородов (а это почти 6 с половиной миллионов человек) имеет шанс посмотреть вживую.
При этом все, наверное, слышали, что представляют из себя арены клубов НФЛ. Самый маленький из них, принадлежащий Chicago Bears может принять 61 тысячу человек. Самый большой - 111 тысяч (Cowboys Stadium). Однако даже при такой вместительности если кто-нибудь из вас (внезапно) или жителей Колорадо захочет приобрести сезонный абонемент на матчи, к примеру, Denver Broncos, середняка лиги, то для этого придется подождать каких-то 15-20 лет. Их арена вмещает в себя 76 тысяч человек, а желающих стать обладателем абонемента - 32 тысячи. Но и 20 лет могут показаться семечками перед задачей оказаться на стадионе Philadelphia Eagles. Ее выполнение займет 4 тысячи лет.
Одна из причин, по которой болельщики готовы столько ждать, очень проста - организация. Грамотная организация включает в себя очень много вещей, слившихся воедино: здесь и благоговейное отношение к традициям, к истории НФЛ, и сама структура этого вида спорта в стране, и его освещение в СМИ, и поведение самих спортсменов вне поля. И, конечно, все это завязано на высочайшей зрелищности самих матчей. Достойной реализации многих из этих и других факторов не хватает нашему спорту. К примеру, видеопросмотр судьями спорных эпизодов проводится в НФЛ с 1999 года.
Структура же американского футбола начинается со школьного уровня, школьных лиг. Если молодой парень хорошо проявит себя перед тем, как стать студентом, лучшие университеты и колледжи могут предложить ему спортивную стипендию, которая не только сделает его отличным атлетом, но и позволит получить хорошее образование. Шутка ли, перед каждым драфтом НФЛ спортсмены обязаны проходить "экспресс-тест Вандерлика" на определение уровня интеллекта. Слишком низкий и даже слишком высокий показатель по его итогам могут отпугнуть скаутов команд, предпочитающих золотую середину. Ответ на логичный в данной ситуации вопрос "зачем футболисту мозги?" кроется в словосочетании nfl playbook, знакомство с которым далекого от американского футбола человеком может легко в его глазах превратить Игру из "тупого бега и столкновений" в своеобразные "шахматы на большом зеленом газоне". Для этого стоит лишь вбить его в поисковой строке вашего браузера, а затем попытаться оценить титанический труд множества тактических измышлений, который ложится на плечи рядового тренера клуба НФЛ.
Негласный контроль за всеми процессами в НФЛ осуществляют СМИ. Если игрок какой-либо из команд лиги нарушает закон, то на него сразу же обрушивается шквал критики. Различные прецеденты научили функционеров НФЛ бороться с этим путем применения к игрокам и даже тренерам различных санкций, а также организацией публичных дискуссий. Ведь не могут же игроки, многолетними усилиями американских комментаторов преподносившиеся современными гладиаторами, быть плохим примером для молодежи. Так, буквально в это межсезонье публичной обструкции подвергся тренер защитников New Orleans Saints, недавних триумфаторов Супербоула – оказалось, что в контрактах оборонцев присутствовал пункт, по которому они получали бонусы за намеренное нанесение травм соперникам. Тренера дисквалифицировали пожизненно, капитана обороны команды отстранили от игры на неопределенный срок. Скучно не бывает, что сказать.
СМИ также не дают заскучать и простым зрителям, в угоду которым матчи школьников проводятся и транслируются по пятницам, студентов - по субботам, а НФЛ - преимущественно в последний день недели. К тому же масс-медиа приложили руку и к фактологии в НФЛ, что также делает матчи более интересными. Многим из нас наверняка было бы любопытно узнать, к примеру, в скольких случаях в истории противостояний "Локомотива" и "Спартака" "красно-белые" проигрывали, ведя в счете после первого тайма. Трансляция любого, даже самого рядового, матча НФЛ ознакомит вас как минимум с дюжиной подобных фактов.
93-й сезон Национальной футбольной лиги обещает стать очень интересным. И ознакомиться с ним стоит еще и потому, что все команды, которым предстоит сразиться в этом году, входят в список самых дорогих клубов в спортивном мире по версии Forbes, а многие их игроки – в числе наиболее влиятельных персон в США. Стоит узнать, чем же они заслужили такое звание. Без фирменной американской любви к красивым историям не обошлось, поверьте. В лиге играют, например, бывший продавец покрышек, квотербек-суперзвезда прошлых лет, который, имея на руках контракт на 100 миллионов долларов, угодил в тюрьму на два года, вернувшись потом благодаря сотне публичных раскаяний, серебряный призер Олимпиады в Лондоне в беге и многие, многие другие, не менее интересные личности.