Президент Всероссийской федерации лиц с ПОДА (с повреждением опорно-двигательного аппарата) Лев Селезнев в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказал о ключевых причинах успеха российских паралимпийцев на Играх в Лондоне и поделился мнением о проблемах и перспективах спортивного движения.
Сборная России на Паралимпийских играх в Лондоне добилась весомого успеха, завоевав 36 наград высшего достоинства и заняв второе место в общекомандном зачете (четыре года назад в Пекине россияне были восьмыми).
Главный фактор успеха - поддержка государства
- Лев Николаевич, весь мир удивляется: за счет чего Россия сделала такой шаг вперед на Паралимпийских играх. Чем вы это объясните?
- Вы знаете, я скажу так: я в первую очередь очень благодарен министерству спорта и в его лице всему государству. Потому что с приходом Виталия Леонтьевича Мутко на пост главы Минспорта все перевернулось. Я уже более двадцати лет возглавляю паралимпийское движение, у меня Игры в Лондоне были уже 11-ми в истории, и с позиции прожитых лет я сижу и удивляюсь. И постоянно щипаю себя – не во сне ли это происходит?
А получилось так, что мы готовились на самых лучших базах нашей страны. И хочу сказать без ложной скромности, что я привлек к работе с командой, специалистов, которые раньше работали со здоровыми спортсменами, причем некоторые из них – со сборными страны.
- А по каким конкретно видам спорта?
- В легкой атлетике сейчас из 12 тренеров работают восемь, которых пригласил я, в плавании из шести – четыре. А также в стрельбе из лука и волейболе. И еще одна из ключевых причин нашего успеха на Паралимпийских играх – создание адаптивных школ и адаптивных факультетов. Ведь когда вузы выпускают специалистов из числа инвалидов для работы именно с инвалидами – это же совсем другое дело.
Сопричастность общества- очень важная поддержка
И еще один важный компонент успеха – то, что мы в паралимпийский спорт привлекли науку. Я безгранично благодарен Сергею Петровичу Евсееву, директору (соответствующего) департамента Минспорта, с которым мы очень давно сотрудничаем и дружим. Я ему говорю: Сережа, если у нас в командах не будут созданы комплексные научные группы (КНГ), то у нас ничего не будет, потому что весь мир давно уже ушел очень далеко вперед. В этом еще одна история нашего успеха.
И мне бы еще хотелось сказать еще об одном очень важном аспекте. Я в свое время сказал Валентине Матвиенко: до тех пор пока мы не повернем общество лицом к инвалидам, чтобы наблюдать не сострадание, а болеть так же, как за здоровых спортсменов, движения не будет. Сопричастность общества – это очень важный мотив. И дело ведь не в сборной страны – меня как президента федерации очень мучает вопрос: как вытащить инвалида, который живет на пятом этаже неприспособленного для него дома, где он в лучшем случае смотрит только телевизор, из его безвоздушного пространства хотя бы во двор.
Многое решают главы регионов
- В Москве, Санкт-Петербурге, Сочи какое-то движение навстречу инвалидам идет. Но ведь у нас примерно восемьдесят процентов страны – это глубинка, и как там все всколыхнуть? Ведь есть масса талантливых ребят, но для них не созданы условия?
- Вы знаете, я приехал в свое время на Камчатку и встречался с губернатором (Михаилом) Машковцевым. И сказал ему: вы отдаленный регион, но сделайте так, чтобы у инвалидов в своем клубе была возможность встретиться, поговорить о своих проблемах, посидеть, попить чаю, поиграть в настольный теннис, шахматы или шашки. А сейчас Камчатка стала одним из ведущих центров в горных лыжах. И ведь они развились из созданного клуба – им, в частности, сделали бесплатный доступ на канатную дорогу на гору Морозную. И когда я второй раз приехал на Камчатку, я очень удивился произошедшим переменам. Этот пример показывает, как много зависит от первых лиц региона.
- Кстати, пловец Роман Дубовой, выигравший несколько медалей в Лондоне, тоже ведь из Петропавловска-Камчатского….
- История про Романа Дубового – это просто песня. Его ведь долгое время не включали в состав сборной. Я говорил им (тренерам): что ж вы делаете? Я настоял на том, чтобы его взяли – и вот он, результат.
- Так почему же его не включали в состав команды?
- Приводили разные причины – и то, что тренер не тот, и бассейн плохой. Вот эти подковерные игры не должны иметь к спорту инвалидов никакого отношения.
- Как вы оцените степень развития паралимпийского спорта в стране?
- Вы знаете, приведу пример - мы проводили в Сочи тестовые соревнования по лыжным гонкам и биатлону. И нам пришлось ограничить число участников. Потому что мы рассчитывали на сто человек, а заявки подали более двухсот. И мы были вынуждены кому-то отказать, потому что еще не были готовы базы для размещения участников. Выбирали, исходя из максимального присутствия регионов.
- Какие вы видите проблемы в развитии паралимпизма?
- Одна из ключевых - то, что богатые регионы начали переманивать спортсменов. В спорте инвалидов это недопустимая вещь – надо выращивать своих ребят.
- Возвращаясь к великолепным итогам Паралимпийских игр, как бы нам не потерять сейчас то, чего мы достигли?
- Вы знаете, молодая поросль сборной, которая сейчас занимала четвертые места – а ведь четвертых мест было очень много, уверен, заявит о себе в Рио-де–Жанейро. Думаю, что в Рио мы выступим хорошо. Но нам по различным моментам обязательно должны помочь федерации по здоровым видам спорта.