Воробьева: "Я не могу измениться"
- Наталья, когда достигаешь поставленной цели, неизбежно следует некоторое опустошение.
- Да, опустошение после Олимпиады было. Когда встала 10 августа утром, держу эту золотую медаль и никак не понимаю, что сделала. Потом пришла в себя и сказала себе: "Эй, надо двигаться вперед, заниматься делами, продолжать тренироваться".
- После Олимпиады сильно изменились?
- Да нет, ну что вы! Посмотрите на меня, я могу измениться? (смеется) Это дало уверенности в жизни, на ковре, Хочется собрать сборную и сказать: завтра одна, в другой раз – другая, но мы можем выигрывать!
- Вы первая из россиянок, кто выиграл золотую олимпийскую медаль.
- Дай бог, будут еще. Буду только рада, что положила начало российским победам.
- Наталья, в составе сборной сплошь молодежь. Вы уже в свои молодые года считаетесь ветераном. А конкуренция у вас есть?
- Конкуренция может меня ожидать. Некоторые девочки готовились к Олимпиаде четыре года, а тут из ниоткуда появилась я. У меня был первый год. Я еще не становилась победительницей чемпионатов мира или Европы. На чемпионате Европы завоевала только бронзовую медаль. Это женская борьба, она непредсказуема. Девочки ведут пять баллов, пропускают, валятся. Надо более собранно к этому относиться, понимать, что это твоя работа и ты должен доводить ее до конца. Доводить ее до идеала.
- Молодой возраст не сильно противоречит вашему опыту?
- Ну, есть у меня олимпийская медаль, которая висит на люстре у меня в спальне, и что? (смеется).
"На московском турнире пожалела себя"
- Эти соревнования важны для вас?
- Да, после Олимпиады хотелось прежде всего посмотреть, в какой я форме, расслабилась или нет, ожидания от меня и то, что я могу сейчас. Но сильных схваток здесь не было.
- То есть в вашем личном календаре такой турнир в плюс?
- Если будет нужна моя помощь в составе сборной, то да. Моя работа выходить, бороться и брать баллы.
- Ваша потенциально самая сложная схватка – с чемпионкой мира Дженни Франсон – не состоялась: шведка якобы или на самом деле вывихнула ногу. Это реальная травма, или они боятся бороться с вами?
- Нет, вчера тренеры действительно видели, как девочки играли в регбол. Ковер был щетинистый, она оступилась и подвернула ногу. Сегодня даже в Instagrame фотография была этой опухоли. Действительно травма очень серьезная, нога опухшая. Скорейшего ей выздоровления. Нам нужны соперники, в конце концов.
- Обе спортсменки, из Польши и Азербайджана, именитые спортсменки. Обеих вы положили на туше. Любой другой результат – неудача?
- Неудача, наверное, это проигрыш. Сегодня себя поберегла, потому что (нахожусь) не на самом пике формы, думала, на два периода меня не хватит. Отдых был длительный, и для восстановления времени было не так много. Я выхожу в ранге олимпийской чемпионки. На моих соперниц это давит, а мне придает уверенности. А в зал пришли мальчики лет 10-12. Я выхожу, а они шумят: Наташа, вперед, и отправляют мне какие-то записки. Я выхожу, а они нападают: автографы, фотографии. Все так круто. Для популяризации борьбы для Москвы, для России это отличный турнир. Нам нужно проводить больше турниров. Для меня это был первый взрослый старт в Москве, и мне понравилось бороться дома (смеется).
- Схватка с полькой на результат матча уже влияния не имел. Как вы себя настраивали?
- Моя схватка всегда последняя, я как-никак тяж (смеется). Конечно, когда Света выигрывает 4:0 и проваливается, начинает катить, проваливается. Мы очень сильно расстроились. Я думала, все будет зависеть от меня. Была настроена. Вот-вот финал. Но не тут-то было. Все расстроились: девочки, тренеры. Девяносто процентов мы должны были быть в финале. Азербайджан привез неплохой состав, но, как говорит нам наш главный тренер Юрий Аванесович Шахмурадов, лучше вас нет (смеется).
"Буду вспоминать, что такое борьба"
- Федерация организовала конкурс "Мисс турнира". Сейчас он идет в социальных сетях. Вы - один из лидеров.
- Мы, в первую очередь, женщины. Будет интересно посмотреть, кого наши зрители посчитают "Мисс турнира" (смеется).
- Деликатно предлагаете проголосовать?
- Конечно, голосуйте (смеется). А мы посмотрим, у кого какой вкус на женскую борьбу.
- Вы сделали паузу после Олимпиады и вот уже в строю. Что дальше?
Романа Власова, вон, в армию призвали.
- Я увиделась с Юрием Аванесовичем на турнире Анны Шамовой в Орехово-Зуево, и он сказал: "Наташа, некому, некому бороться! Выручай!" Ну как я могу его подвести. Уже наотдыхалась, и эти сборы, честно говоря, стали как спасательный круг. Я уже соскучилась по девочкам, по борьбе. Перед Олимпиадой они мне надоели, но сейчас успела отдохнуть (смеется). Сейчас будет Кубок России среди женщин на базе "Озеро Круглое". Я буду бороться, надо вспоминать, что такое борьба. Сегодня провела две встречи, и они завершились туше в первом периоде. А все-таки нужна тяжелая борьба, чтобы добирать функционально. Толку от этих встреч мало.
Шахмурадов: "Надо уравнивать весовые категории"
- Вы довольны положением дел в виде спорта?
- Надо приравнять весовые категории во всех видах борьбы, прибавить, может быть, женщинам. Женская борьба станет на равных с вольной и греко-римской борьбой. Это будет рассматриваться на заседании в Венгрии 23-го числа.
- Вы сможете что-нибудь пролоббировать?
- Нет, голос имеет только президент федерации, мы только в качестве наблюдателей, поможем, если сможем. FILA села в капкан после Олимпиады, проведя чемпионат мира, на котором выступало семь человек. Самое главное – определение весовых категорий. Но очень сложно увеличить количество медалей на Олимпиаде. А вот вопрос с весовыми категориями. С чего начинать отсчет? 50, 60, 65, 70 кг? А куда девать средние веса? Поэтому они попали в тяжелую ситуацию.
"Российской женской борьбе нужна система"
- Как рассматриваете эти соревнования?
- Выставили молодежный состав. Некоторые девочки замуж вышли, у них сейчас другие дела.
- Воробьева, однако, в составе.
- Ее заставил, как лидера, чтобы ориентир был на нее. Не освободили ее ни от одного сбора, делала все. Отборолись нормально, но это не лучший наш результат, у нас они еще будут. Сейчас сделали изменения, которые будут играть положительную роль.
- Победили на турнире украинки, в финале одолевшие сборную Азербайджана…
- Украина быстрее адаптировалась к женской борьбе. Половина азербайджанской сборной – украинцы. Есть система, выдают, как бразильцы в футболе. В Азербайджане проводятся женские соревнования. У них есть средства, которые позволяют им это делать. Они выигрывают на чемпионатах мира четыре-пять медалей. Они лидеры в Европе. А мы подтягиваемся, нам нужна система. Но потенциал есть. Сейчас сделаны некоторые изменения, и у нас есть хорошие перспективы. К тому же, видя ту помощь, которую нам оказывают. Для женской сборной сейчас благополучные условия.
-Какие, например, изменения?
- Объединили молодежную и взрослую сборные страны. Поменяли методики, много профессиональных вещей, выезд за границу, совместный с мужчинами сбор. Молодые ребята будут готовиться с нами. Надо увеличить соревновательную нагрузку, а девушки слабенькие.
-То есть подготовка к новой Олимпиаде уже началась?
- Да, и нас есть, что делать.
"Некоторые спортсменки из сборной уйдут"
- Светлана Бабушкина в весовой категории до 67 кг сделала ошибку, но боролась ярко. Может говорить, что она потенциально лидер?
- Нет, у нас есть еще молодые. Из тех, кто выступил на этом турнире, двое уйдут, нельзя делать ставку больше на этих людей. Не хочу называть фамилии, чтобы не обиделись.
- Какие у них шансы вернуться?
- Всегда можно вернуться, тренироваться, выигрывать. Но, глазами тренера, они больше не прибавят, даже если выиграют, например, завтра. Потолок исчерпан. Могут молодые, амбициозные люди. У нас такие есть: Тражукова, Липатова. Они молоды, у них есть потенциал.
- Лера Жолобова вышла замуж, Люба Волосова пока не может принять решение.
- Выигрывать могут все. Главное – результат.
- В конце месяца Кубок страны. Будете ли кого-нибудь освобождать?
- Нет. В прошлом году этот турнир был международным. Но попросили побороться между собой, чтобы понять вертикаль, кто первый, кто второй, кто третий. Надо посмотреть, что у нас есть в хозяйстве. Мы сделали просто Кубок страны, без всяких призовых, просто смотр. А те сборники, кто не будет участвовать в Кубке, не смогут участвовать в Мемориале Ярыгина, с которого начинаются деньги, призовые фонды, сборы.