Корреспондент агентства "Р-Спорт" Анатолий Самохвалов в редакционном блоге рассуждает о том, почему мотор атак московского "Локомотива" Денис Глушаков сбавил в 2012 году свои обороты.
"Локомотив" в этом сезоне живет как в коммуналке: в атмосфере болельщицкого галдежа и застольных тренерских установок в духе "идем к цели, воспитываем волю и характер". Гремит посуда, скрипят кровати, кто-то время от времени дергает веревку бачка, а по трибуне тянется рулон туалетной бумаги с шаблонными претензиями к руководству. При этом ничего страшного не происходит: команда и клуб работают. Сплошная рутина, даже какая-то однообразная. Но коммунальная квартира ведь всегда буянит, прежде чем облобызаться.
Это и есть сегодняшний "Локомотив", на котором даже не хочется подробно останавливаться в концовке первой части чемпионата. Потому как не был его футбол по-настоящему познавательным. Те игроки, которых можно назвать мастерами, не опускали планку, подмастерья же бегали чумазыми по полю и периодически выигрывали. Главный тренер Славен Билич обозначил свою игровую идею, особенно злоупотребляя словечком "компактность", и кое-что успел вложить в ноги игроков. Но того, что зовется стилем, хорват этой "компактностью" не добился. Суть в том, что коренное отличие его команды от команд Хиддинка, Спаллетти или Слуцкого в том, что эти трое разновозрастных ребят имеют возможность потреблять класс своих игроков. Потреблять то, что создали до них другие. У Билича же практически полный состав полуфабрикатов, если мы, конечно, ставим их в контекст максимальных турнирных задач. Чтобы идея Билича заработала, он должен суметь в оставшееся весеннее время повысить уровень большинства футболистов. Чтобы фланговый Самедов, пошедший с одобрения тренера по полю с выдумкой, восхищался нагрянувшим разнообразием в своей игре не только в интервью и мечтах, а по обыкновению. Когда старательность переходит в смысл. Подобного перехода хочется ожидать и от капитана Глушакова. Вот тут-то и поставим точку, сменив направление рассуждений.
"Локомотив" и капитан были в этом году очень друг на друга похожи. И "Локомотив" облик капитана в полной мере отражал. С одной стороны, Глушаковым тихо интересовался "Зенит" и открыто Капелло, с другой, Глушаков ничем не дополнял "Локомотив". Даже в те моменты, когда он брал игру на себя, ему были свойственны наиболее простые решения, что особенно бросалось в глаза на фоне порой эталонного баланса действий Н'Доя и Кайседо. Глушаков не прогрессировал, но уверенно занимал плацдарм для дальнейшего развития карьеры. Сам "Локомотив" тоже перебивался на "стандартах", на индивидуальном мастерстве, используя уже нажитое, но ощущения застоя он не внушал.
Неожиданно для меня самого, но Глушакова я понял - насколько вообще могу его понимать – не в матче каком-нибудь геройском, а в том, в котором он вышел на замену и ничем не отметился. В Краснодаре, когда национальная сборная принимала американцев. Тогда Денис стучался затылками с Майклом Брэдли в товарищеской встрече. Два опорных хава, два хороших умника без претензий на гениальность. Тренеры такими восторгаются вслух, но втайне мечтают о других.
Матч хоть и завершился вничью (2:2), но показалось, что американец выиграл. Причем победа его выражалась убедительнее, чем любые цифры на табло. Лысого парня с видом киношного американского патриота, который встает в шесть утра, поднимает звездно-полосатый стяг и до мурашек закаляет тело аккордами национального гимна, хвалили после матча в Краснодаре все российские эксперты. О Глушакове в тот вечер вспомнил лишь Капелло, поделившийся с игроком казенным игровым временем.
Таких Глушаковых как Брэдли в футболе достаточно. Они рождаются в спортивных семьях, в ползунках идут на стадион посмотреть на великих, тех Блохиных и Платини, глобальных и локальных, с которыми прут бревна их папы и дяди. Наверняка каждый из них жевал шоколадку, вынутую из кармана такого идола. У Глушакова статный дядька, который до сих пор даст фору племяннику и по качеству шевелюры, и по трофеям – чемпион-спартаковец, чемпион Европы, хоть и молодежный. Дядьку прочили в выдающиеся плеймейкеры, но "разгильдяй был Валерка", - уверяют сослуживцы, - угас в тени других". Отец Брэдли – Боб - тоже не чужая для мировой футбольной общественности персона.
Такие как Глушаков и Брэдли привыкли делать все опрятно, чинно, раз в пятилетку меняя прически. Такие в каждом матче дают возможность фотокорреспондентам изобразить встречу напряженной и самоотверженной.
Еще они каждый свой трансферный евро вытесывают годами, чеканят его усердно… И вот тут сходства завершаются, и вот тут побеждает уже Глушаков, нарушая логическую последовательность. Текущая стоимость 25-летнего россиянина, по данным transfermarkt.de, составляет 9 миллионов евро. 25-летнего Брэдли – 3,5 миллиона. Это при том, что американец из года в год берет все новые вершины, развивается индивидуально и умело адаптируется к новым игровым стилям, а Глушаков будто бродит вокруг себя самого без скачков в мастерстве, без новых решений, и оценивается стереотипами – "попадание в состав", "российский паспорт", ну и на закуску "воля" с "характером". Стоимость Брэдли формирует его футбол, стоимость Глушакова – конъюнктура.
Брэдли еще в преддверии прошлого сезона, когда он числился игроком менхенгладбахской "Боруссии", интересовались российские клубы, один даже делал предложение на 3 миллиона евро в качестве суммы контракта плюс 500 тысяч агентской комиссии и 1,3 миллиона годовой зарплаты. Американец поначалу отказался, затем, через месяц, хотел возобновить переговоры, но, получив от россиян отказ, отправился на небольшие условия в веронский "Кьево". Стал там лидером, и даже начал функционально расширяться в своем амплуа чуть ли не до пирлоподобности, а потом и перешел в "Рому". И теперь представьте, что Брэдли – русский, и проделал он этот полуторагодовой путь не по Германии с Италией, а по России, где в роли Гладбаха была бы "Мордовия", в роли "Кьево" - "Амкар", а вместо "Ромы" - "Анжи". А потом, за сборную России он показал бы то же самое, что показал против сборной России. Сколько бы он стоил? Сейчас он стоит почти в три раза меньше, чем Глушаков. Потому как чеканить евро вножную куда тяжелее, чем просто вариться в "рублевой зоне" и соответствовать общепринятым нормам футбола российского.
Поэтому и рутинен весь "Локомотив"-2012, который талантливо подобран, но которому не на ком потренироваться в чемпионате, дабы понять, что такое стиль, что такое баланс игры в атаке, что такое настоящий универсализм и чем он отличен от статичной перебежки с фланга на фланг двумя бровочниками.