Том Сауэр, который столкнулся с реалиями российского футбола, будучи помощником Руда Гуллита в "Тереке", рассказал агентству "Р-Спорт" о своей идее привезти в Россию проект Ajax Camps, где дети будут учиться играть в футбол под руководством специалистов из знаменитой академии "Де Тукомст".
- Том, для начала хочется узнать, как появилась идея открыть в России аналог знаменитых аяксовских футбольных лагерей?
- На самом деле все началось с того, что я закончил университет, работал до этого у Руда Гуллита. Потом Дик Адвокат хотел мне предложить работать с ним в "Динамо", но в итоге он туда не перешел, и мне нужно было решить, что делать с жизнью вообще. Поговорил с отцом на эту тему... Мы очень любим Голландию и любим Россию. Хотелось что-то придумать интересное. В России, к сожалению, с детским футболом все очень плохо, мы организуем как раз одну из крупнейших юношеских лиг в России, и это пользуется спросом. Спрос такой, что он превышает то количество человек, которое мы можем принять. Поэтому подумали, почему бы и не организовать что-нибудь для детей, летние футбольные лагеря. Связались с "Аяксом", и они этим заинтересовались. С одной стороны, они получают за это и деньги, с другой — популяризируют свой бренд, распространяют свою футбольную философию.
- Когда в России люди начинают проявлять инициативу, у большинства возникает вопрос: "А зачем вам все это надо"? Так вот... зачем?
- Начнем с того, что я очень люблю футбол, и хочу дать возможность детям в него играть, пригласив их в специальный лагерь хоть на недельку. Мы хотим организовать, как можно больше футбольных стипендий, чтобы дети могли попасть в лагерь не только на платной основе, но и просто так. Конечно, для меня это тоже бизнес, но в конце концов самое главное, чтобы дети в футбол играли.
- Сами вы — фанат "Аякса"?
- Да. Конечно, проживая в России, я редко могу посмотреть их матчи, не так часто, как хотелось бы. Смотрю в основном по интернету, а когда приезжаю в Голландию, хожу на матчи.
- В Амстердаме люди часто ходят на матчи молодежных команд, детских, делают это буквально каждую неделю. Да и вообще сложно представить "Аякс" без "Де Тукомст". В России к детскому футболу отношение совершенно другое. Это вас не пугает?
- Я согласен с этим, но нужно с чего-то начинать. Организация футбольных лагерей - это только первый этап для нас. Все желающие уже сейчас могут записываться на нашем сайте ajaxcamps.ru, мы намерены, как я уже сказал, организовывать стипендии. На втором этапе хотелось бы открыть российский филиал академии "Аякса". Будем работать. Кроме того, в России нет такой же философии по отношению к доморощенным игрокам, которая есть в "Аяксе", где играют в составе по восемь воспитанников. Менеджмент в российском футболе настроен исключительно на быстрый результат и люди хотят всего и сейчас. Например, можно для этого купить Халка. Это понятно, если деньги есть, это вполне понятно, правда. Но у таких клубов как "Аякс" другая философия.
- Вы ведь понимаете, что такая ситуация не прибавит интереса к вашему проекту?
- Для меня самое главное, чтобы дети получали футбольный опыт, даже если они пробудут у нас до 14-15 лет — это уже хорошо. Меня не волнует, сколько человек интересуется этим проектом прямо сейчас. Когда начинаешь что-то новое, это всегда что-то маленькое. Нужно время.
- То есть равнодушие вас не пугает?
- Я думаю, что русские люди слишком любят себя ругать. Мы сейчас работаем с ДФЛ, там нет равнодушных к нашему проекту людей, они пытаются мне помочь очень. Не все люди равнодушные, я с этим не согласен.
- Какой из российских клубов по своей философии, на ваш взгляд, больше напоминает "Аякс"?
- Мне сложно сказать. Я работал только в "Тереке", они очень много говорят о своей молодежной команде, но это даже близко не тот уровень...
- Я слышала о том, что вы пытались переплыть Атлантику на весельной лодке. Удалось?
- На самом деле в моей жизни было два плавания. Когда мне было восемнадцать, мы переплыли с отцом Атлантику на парусной яхте. И это было отличное путешествие. После того, как нас уволили из "Терека", у меня были заработанные деньги и шесть свободных месяцев. Появилась идея пересечь Атлантику на весельной лодке. Я тренировался пять месяцев, готовился к этому путешествию. Все началось неплохо, но потом мы попали в сильный шторм, нас перевернуло, пришлось нырять под лодку, доставать плот посреди ночи в волнах под четыре-пять метров. Через несколько часов нас заметил проходящий мимо лайнер - мы выстрелили сигнальной ракетой. Весело было, но вот этот момент мне не очень понравился (смеется). Обязательно повторю эту попытку, как только будет время.
- У этого заплыва, как понимаю, была и благотворительная подоплека. Вы ведь собирали деньги на то, чтобы открыть в России поле совместно с Cruyff Foundation.
- На самом деле в этом плане я немножко недоработал. У меня сейчас лежит где-то 40-50 тысяч евро, полученных нами для того, чтобы построить вместе с Cruyff Foundation маленькое футбольное поле в Тверской области. Там из-за зимы, из-за того, что нужно много документов и с той и с другой стороны, все застопорилось. Мы просто не успели построить поле до этой зимы. Эти деньги лежат в банке, по весне возобновим работу, но мне нужно еще где-то вдвое больше той суммы, которая у меня уже есть. Надеюсь, все-таки это поле мы построим, очень хочется. В любом случае эти деньги пойдут на развитие детского футбола.
- Вернемся к Ajax Camps. Этот проект - полный аналог голландского оригинала?
- Практически. Но в Голландии дети почти не остаются в лагерях, а у нас будут жить в пансионате шесть ночей и семь дней. С ними будут работать тренеры из академии "Аякса". Скорее всего, будет два тренера из "Де Тукомст", и на каждые восемь учеников будет один русский тренер, который будет сотрудничать с голландскими специалистами по ходу обучения. Планируем провести шесть лагерей по неделе каждый.
- Какой возраст детей для приема в лагеря?
- С восьми до четырнадцати. Примерно 96 детей будет в лагере. ДФЛ будет разыгрывать бесплатные квоты, ведь им виднее, какой ребенок больше их заслуживает.
- Не хотите пригласить какого-нибудь известного голландского футболиста для работы в лагерь, чтобы добавить внимания к проекту?
- Это зависит от спонсоров. Если какая-то большая компания захочет спонсировать, если телевидение подключится, если появится идея сделать специальное шоу со знаменитым голландским футболистом, который будет работать в лагере с талантливыми маленькими игроками... Мне же в любом случае важнее раздать как можно больше бесплатных квот, чем привезти в лагерь какую-нибудь звезду футбола.
- У вас есть любимый футболист?
- Был. В прошлом году это был Робин ван Перси. Так как я в Англии болею за "Арсенал", теперь мне сложно называть ван Перси любимым игроком. Хотя, если честно, у меня не бывает так, чтобы был любимый футболист на все времена. Мне нравятся герои здесь и сейчас, герои матчей. Например, для меня таким героем стал Андре Ойер в матче с бразильцами на чемпионате мира 2010 года. Тогда на разминке сломался Йорис Матейсен, основной защитник, и Ойер вышел и отыграл так, как должен был, выручил команду. Он был в тот момент без клуба, ему было тридцать шесть. С защитниками у нас вообще проблема в Голландии, но для той ситуации он сыграл просто нереально. И вот в такие моменты у меня появляются свои герои. В прошлом сезоне таким героем для меня был ван Перси, да и сейчас он такое вытворяет!
- Его часто критикуют за матчи в составе сборной.
- И напрасно. Он приносит очень много пользы команде. Я не беру в пример прошедший Евро — там все ужасно сыграли. А вот на чемпионате мира он был очень полезен. Многие предпочитают Хунтелара в качестве "девятки" для сборной, но если посмотреть на его статистику, он забивает больше аутсайдерам и середнякам. Кстати, та сборная, которая дошла до финала чемпионата мира, в большинстве своем так или иначе имела отношение к "Аяксу".
- Многие скажут, что "Аякс" нынче не тот и выпускники у него стали так себе...
- Я с этим не согласен. Если взять сейчас всех футболистов, которые воспитаны "Аяксом" или которые начинали карьеру в этом клубе, соберется довольно приличная компания, можно составить хорошую команду. Для примера: тридцать пять процентов футболистов в голландском чемпионате прошли через нашу академию. Просто сейчас сам "Аякс" не может удерживать футболистов из-за финансовой составляющей, но с академией по-прежнему все в порядке.
- И все-таки, после истории с Рудом Гуллитом было столько негатива, был неприятный для вас резонанс в прессе - и вам все еще хочется делать что-то хорошее для российского футбола?
- Пусть говорят что хотят. Правда. Пусть говорят. Что мне с этого? Знаете, даже когда я Атлантику переплывал, когда чуть не утонул, нашлись люди, написавшие "бездельники студенты чуть не утонули в океане", а другие писали в газетах "герои спаслись". Всегда будут те, кто выступит против тебя с критикой. Для меня этого ничего не меняет. Руд Гуллит - близкий для меня человек, могу сказать о нем только хорошее. Может быть, у людей это была зависть. Ну зависть так зависть... Ничего с этим не поделаешь.