Один из лидеров сборной России по конькобежному спорту Денис Юсков, победивший в четверг на чемпионате мира в Сочи на дистанции 1500 метров, в интервью агентству "Р-Спорт" рассказал об отсутствии предолимпийского мандража, впечатлениях от предыдущих Игр в Ванкувере и о том, почему не хочет соревноваться на роликах.
- Денис, у вас первая значимая победа была на юниорском уровне. Расскажите о ней.
- Это был европейский чемпионат по юниорам в сезоне-2006/2007, выиграл тогда "пятерку", "полторашку", на "тройке" проиграл пять сотых. Тогда еще там Ян Блокхайзен бегал. Есть фотка на фэйсбуке, где он на втором месте стоит (смеется).
- Приятно видеть Блокхайзена проигравшим?
- Да чего там, пацанский возраст. Это сейчас выигрывать надо.
- Было ощущение того, что "я выиграл и теперь точно попрет" по части результатов?
- Неа. В семнадцать лет о таком не задумываешься, живешь сегодняшним днем. Просто получал удовольствие от того, что делаю. Просто бегал.
- Как вы вообще в конькобежном спорте оказались?
- В моей школе жена нынешнего личного тренера преподавала физкультуру. У меня сестра младшая занималась на дополнительных занятиях, и я вечером приходил ее забирать.
- Сестра занималась конькобежным спортом?
- Не все так просто (смеется). Я вообще до поры до времени не понимал, в какой вид спорта пришел. В таком возрасте никто и не говорил, какой это вид спорта будет. Просто физкультура. Слово "конькобежный спорт" от тренеров я вообще не слышал долго, собственно, пока не началась ледовая подготовка. В общем, когда сестру забирал, после ее группы приходили взрослые ребята, которые играли в футбол. Мне это стало интересно, потому что я хотел играть в футбол с самого раннего детства. В итоге я пришел в эту группу заниматься, в секцию записался. Оказалось, те ребята просто разминались, и это была вовсе не футбольная секция. Спустя года два я встал на коньки. До этого момента я и не знал, что пришел в конькобежцы.
- И как оно случилось?
- Тренер сказал: "Завтра едем на Черкизовскую". Мы туда приехали на хоккейную коробку, коньки нам выдали. Вопросов не задавал, маленький был. Стоять на коньках мне не понравилось: ноги разъезжались, ботиночки были мягкие, да и сами коньки, как я уже сейчас понимаю, были так себе. Честно сказать, для меня загадка, как я остался в этой секции после такого отрицательного первого впечатления. Оно было по типу "Вообще кошмар". С другой стороны я видел, что ребята, которые уже повзрослее, хорошо бегают и мне понравилось, тоже так хотел, глядя на них.
- В фигурное катание не хотели пойти?
- Нет, я не фигурист от рождения. Хотя сейчас у нас столько технических элементов на быстрой скорости, такие пируэты надо выписывать. Надеюсь, до акселей и тулупов дело не дойдет (смеется).
- В какой-то момент дети всегда хотят бросить спортивную секцию и больше гулять, телевизор смотреть.... У вас такое было?
- Было. Мама сказала: "Не хочешь, не ходи, а вообще - надо". Спасибо ей за такой подход.
- Вы выросли в спортивной семье?
- Да, в ней даже есть мастер спорта по волейболу. И вообще в семье у нас много волейболистов.
- Тогда почему не волейбол?
- Так мне не предлагал никто. Сейчас в удовольствие могу поиграть. Смотрел тут на Олимпиаде матч России с Бразилией. Отличная была игра.
В поисках взрослой жизни
- В школе хорошо учились? Признайтесь!
- До какого-то момента учился хорошо.
- Как большинство, до пятого класса?
- Нет, чуть дольше у меня это продлилось. После 10-го класса пошел в училище олимпийского резерва. Уже были первые успехи в спорте. В средней школе у меня были суперские условия, все знали, чем я занимаюсь, и никто меня не напрягал. Женя Сиряев в тот момент уже учился в училище олимпийского резерва, и по его рассказам мне почему-то показалось, что там будет еще легче. Искал какой-то легкости, взрослой жизни. Как всем подросткам, мне очень хотелось побыстрее повзрослеть. Это потом уже понимаешь, какое это было беззаботное время. В общем, в училище олимпийского резерва оказалось все сложнее. Однако преподаватели все равно помогали, спасибо им. Так уж сложилось, что у меня хорошие отношения складываются со взрослыми.
- А со сверстниками?
- Да я вообще не конфликтный человек (смеется).
- Первый взрослый чемпионат России когда был?
- В прошлом году. Я был юниором и пропустил два года из-за дисквалификации, так что сразу перешел во взрослый возраст.
- В какой момент решили вернуться?
- А я и не заканчивал со спортом. Было много людей, которые меня поддерживали, все принимали участие. Продолжал тренироваться, попутно устраивал личную жизнь. Так что из конькобежного спорта я не выключался. За три года, пока я не бегал, было много моментов, когда приходило ощущение "вот оно, все скоро закончится и буду выступать". Все никак не получалось. А к прошлому сезону уже готовился в Коломне, мы там с Костей Полтавцом пересекались, со сборной.
- Как вам с ним работается?
- Хорошо. Я же говорю - неконфликтный я человек.
- Костя вообще очень требовательный?
- Конечно, требовательный. Работа у него такая. Все ведь хотят результата.
- Чем были удивлены, когда пришли тренироваться в сборную: может быть нагрузкой, режимом...
- В принципе, наверное, ничем. В 2007 году у меня был опыт тренировок со сборной, тогда еще под руководством Вадима Саютина. Меня тогда пригласили после успешных результатов по юниорам. Ваня Скобрев был там, Женя Лаленков. Я и тогда был ко всему готов, и сейчас ничего не боюсь.
- И смены обстановки?
- И смены обстановки. Может быть, в будущем мне бы хотелось потренироваться в голландской команде. Хотя, думаю, что через год у нас будет команда не слабее, чем знаменитая TVM.
Не время экспериментировать
- Главный тренд сезона: совмещать ролики и конькобежный спорт. Барт Свингс, Михел Мюлдер это делают весьма успешно. Не хотите попробовать?
- У меня, к сожалению, есть не очень приятный опыт по части роликов. Бежал соревнования, 40 километров, стер все ноги. Может быть, ролики у меня были недостаточно хорошие. В Воронеже мы тогда бегали. Бежал не очень быстро, мне, честно сказать, не понравилось. Сами ощущения мне не нравятся - ролики проскальзывают на повороте. На льду все-таки помягче, чем на асфальте. В принципе, мы каждое лето на роликах тренируемся, ну и на скорость работаем. Соревноваться на роликах я бы не хотел. В футбол бы поиграл, а вот на роликах бегать - нет, все-таки мне не нравится.
- Может быть, тогда есть желание пробежать марафон? Какой-нибудь поменьше - километров пятьдесят.
- Не исключаю такой возможности, но не сейчас. Марафонская подготовка в нашу систему тренировок к Олимпийским играм не вписывается. Мы же готовимся к "полуторке" и командной гонке. Это в плане подготовки совсем другая история, но мне было бы интересно пробежать марафон.
- Олимпиаду в Ванкувере хорошо помните?
- Конькобежную ее часть - да, хорошо.
- Кто больше всего впечатлил?
- Ваня (Скобрев) меня очень впечатлил. Для меня неожиданно все это было. Я понимал, что он проделал огромную работу, но просто до этого момента у меня на глазах такого прогресса в результатах не происходило.
- Как он вам, как партнер по команде?
- Да отлично все, он мне очень помогает. Позитивный, веселый и вообще молодец. Хороший парень.
- Что вы скажете тем, кто считает ваш вид спорта неинтересным?
- Пусть смотрят другие виды спорта, чего уж.
- То есть вы не страдаете от недостатка внимания?
- Ну почему не страдаем... Иногда смотрю нарезку со стартов времен 80-х - там стадионы были просто забиты на конькобежных стартах. Мне непонятна эта ситуация. Куда все делось? На Кубок России если каким-то чудом человек придет, он там больше зрителей кроме себя не увидит. Разве что спортсмен какой поднимется на трибуны за соперниками посмотреть. Может быть, стоит уничтожить Интернет, и тогда люди потянутся? Хотя, голландцам на коньки это не мешает приходить, да и не только голландцам. Я бы сам вообще на все соревнования ходил. Если получится посмотреть что-то на Олимпиаде, буду очень рад.
- Об Олимпиаде. Вы всегда такой спокойный, Денис. Неужели у вас нет предолимпийского мандража?
- Вообще ничего не боюсь, никаких стартов и неважно домашние они или нет. Я просто бегу, бегу и бегу. Есть только я и ледовая дорожка.