Чемпионат мира по фигурному катанию интересен не только тем, что это главный старт сезона. Он словно неделя моды – становится для специалистов смотром современных тенденций и источником для будущего вдохновения. О подмеченных в ходе состоявшегося на прошлой неделе мирового первенства нюансах в такой важной части фигурного катания, как дорожки шагов профессионально, но интересно рассказывает постоянный эксперт агентства "Р-Спорт", тренер и хореограф-постановщик Академии фигурного катания Санкт-Петербурга Валентин Молотов.
Дорожки шагов – это элемент, наименее прозрачный с точки зрения оценок судей, но по зрелищности и воздействию на зрителей иногда не уступающий сложнейшим прыжкам. Казалось бы, "стоимость" дорожки невысока - у лидеров-мужчин сумма в пределах от 4 до 6 баллов. Но когда серебро от золота отделяют считанные баллы (а именно такой случай произошел на последнем чемпионате мира), борьба идет за каждую десятую. Не зря дорожку часто стали переносить в первую половину программы, чтобы либо выкатывать ее на относительно "свежих" ногах с хорошим шансом получить высокий уровень, либо дать себе передохнуть после первых прыжковых каскадов и заодно повысить "стоимость" прыжков, которые смещаются во вторую половину программы. Во многих программах дорожка перестала быть зажигательной кульминацией, когда после выполненного прыжкового набора можно пуститься в свободный пляс. Теперь последовательность шагов выстраивается для получения необходимого уровня сложности. Ничего опасного в такой тенденции не вижу - динамика роста мастерства исполнения дорожек, скорее, положительная.
Оценивая дорожки в двух программах чемпиона мира Патрика Чана, не скажу ничего нового — канадец превосходно обучен, у него эталонные дорожки, как по уровню постановки и сложности, так и по качеству исполнения. Именно выучка и контролируемый конек позволяют ему показывать очень четкие ребра на всех шагах. Сегодня мало кто умеет так же точно, как Чан, "вставать" в нужное ребро. В короткой программе на музыку Рахманинова дорожка исполняется в самый тихий момент, и Чан использует даже такое преимущество, как звук легкого и протяжного хруста конька, свойственный при работе только на глубоких ребрах. В произвольной программе характер дорожки совсем другой — беззаботный, танцевально-маршевый. Работа корпусом и руками, так называемые features (черты для уровня сложности, я их называю "фичами" или "фишками") в виде махов, выпадов, раскатистых троек и корабликов, разнообразных подпрыжек в кабриоль и разножки — все оценено судьями на максимальный уровень сложности.
Казахстанский фигурист Денис Тен не только превысил свой сезонный рекорд на несколько десятков баллов, но практически в одночасье стал одним из самых компонентных фигуристов мира. Многие задаются вопросом, как такое могло произойти, когда с предыдущего старта оценки за каждый компонент взлетают на полтора-два балла вверх, хотя такую разницу другим фигуристам приходится нарабатывать годами. На мой взгляд, если принять во внимание то, что Денис выдал два лучших проката в своей карьере, что у него нестандартная, какая-то даже кинематографическая концепция программ в этом сезоне (один саундтрек к фильму "Артист", когда произвольная программа является сюжетным продолжением короткой), сами программы эффектные, прекрасно обыгранные, легко и качественно исполненные и понятные зрителю, то почему судьям не поощрить его здесь и сейчас? Тем более, когда соперники сами все отдали...
Что касается дорожек обеих программ, то в первую очередь подкупает их танцевальность, зрелищность и разнообразие "фишек". В короткой программе дорожка драматичная, туда постановщик перенес трагические нотки сюжета — одиночество, отчаяние, борьбу. В произвольной программе дорожка - грациозная чечетка в стиле Фреда Астера. Я помню Тена еще маленьким юниором, начинавшим свой путь на российских внутренних Кубках, где он с блеском выкатывал сложнейшие джазовые программы. В этом сезоне природная танцевальность и чувство стиля пригодились Тену особенно кстати. Когда я смотрю на его конек в дорожках, то первое, что бросается в глаза - очень похожая манера ставить ребро на ногу, как у Чана, такая же легкость и скорость на твиззлах, много характерных именно для канадца остановок и позировок. Прекрасный выбрал образец для подражания Тен!
Чемпион Европы Хавьер Фернандес весь сезон боролся с судьями за уровни своих дорожек и почти всегда проигрывал. Дорожки обеих программ поставлены на максимально сложный уровень - четвертый, но только в Лондоне Хавьеру удалось испанскую дорожку короткой программы выполнить на 3-й уровень (до этого случались и вторые), а за танец Чаплина в произвольной программе судьи наконец-то дали четвертый с очень хорошими плюсами. В короткой программе дорожка испанца больше похожа на технический элемент для необходимого уровня сложности, в "Чаплине" - это мини-спектакль с очень изящным обыгрыванием пластики легендарного персонажа немого кино. Конек, линии, работа свободной ноги и корпуса у Фернандеса, конечно, уступают лидерам, но четкие критерии 4-го уровня есть — количество блоков, поворотов, смены направления, разнообразие "фишек". На понижении уровня, даже при хороших плюсах за качество элемента, Фернандес теряет по полтора балла в итоговой оценке. Интересно будет посмотреть, как тренерский коллектив Брайана Орсера справится с этой задачей в олимпийском сезоне.
Единственный российский участник, дебютант чемпионата мира Максим Ковтун в короткой программе больше, чем на 3-й уровень за дорожку, по мнению судей, пока не претендует, а к произвольной программе дорожка поставлена на 4-й, о чем говорят три отчетливых блока шагов. На мой взгляд, Максиму пока явно не хватает реберности на шагах и длины "хватающих" дуг, из-за чего создается впечатление, что он едет по прямой. И не совсем равномерно по дорожке распределена работа корпуса. Ее слишком много между шагами, а она должна быть отчетливо видна и на самих шагах, иначе создается впечатление неподвижного корпуса и слишком активных рук, чем, кстати, всегда и отличаются российские одиночники. "Фичи" у Максима местами сложнее, чем у того же Фернандеса, но поскольку испанец свои исполняет качественнее, они у него смотрятся дороже и эффектнее. Надеюсь, к следующему сезону Максим прибавит в скольжении и шагах.
Дорожки шагов в женском одиночном катании вызывают лично у меня гораздо больше вопросов, поскольку увиденное по телевизору зачастую серьезно разнится с тем, что написано в протоколах с оценками. У бронзовой медалистки чемпионата Мао Асады, к примеру, в дорожке короткой программы на музыку Гершвина стоит четвертый уровень с полутора баллами в плюс за качество элемента. Мне же ее дорожка кажется пустоватой с точки зрения шагового контента - слишком много танца и подпрыжек, первые метров десять фигуристка вообще едет без предписанных шагов, танцуя на зубцах. Мне, как хореографу, такую дорожку не зачли бы даже на внутренних соревнованиях. В правилах ясно сказано, что последовательность шагов должна начинаться от борта и заканчиваться бортом напротив, рисунок дорожки должен охватывать всю площадку льда. Не хватает широкого раската, работы корпусом и ярко выраженных ребер на шагах. Можно сделать вывод, что уровень достигнут за счет хореографии и переходов внутри дорожки - и отчасти ввиду высокого авторитета японской фигуристки у судей. С "Лебединым озером", которое Асада выбрала для произвольной программы, все гораздо понятнее, и к выставленным баллам у меня вопросов нет. Лебедиными "фичами" ее переходы в дорожке, конечно, назвать можно с натяжкой, но в легкую игру с классическим балетом они вполне вписываются. Блоки шагов хорошо читаемы, работы корпуса и рук много, работа свободной ноги у Асады всегда на высоком уровне.
Похожая ситуация и с короткой программой Каролины Костнер, в которой дорожка вызывает у меня противоречивые чувства. Во-первых, из-за качества исполнения некоторых шагов я не вижу блоки хотя бы на третий уровень (на второй они есть). Очень тяжелый для исполнения первый блок шагов и неявный второй, не хватает необходимого качества на крюках и выкрюках. Зато шикарное исполнение петель и твиззлов, прекрасно выкатанные "фишки", а связующие шаги полностью компенсируют недостатки в блоках. В произвольной программе на "Болеро" Равеля блоки тоже не совсем выражены, в каждом из них есть спорные элементы. Но дорожка поставлена с расчетом на вторую оценку, она несет хореографическую нагрузку и одновременно является кульминационной точкой программы. Я после чемпионата Европы отмечал некоторую тягу Костнер к катанию на двух ногах именно в дорожках, но стоит отметить, что такие приемы итальянка всегда компенсирует сложной работой корпуса (прогибами, заклоном) и очень интересными позами.
У чемпионки мира Ким Ю На шаги в дорожках исполнены так, будто это связующие элементы и чистая хореография — на высокой скорости, с хорошей амплитудой и скольжением, одухотворенно и в постоянном контакте со зрителями. Обе дорожки (и к "Поцелую вампира" в короткой программе, и к "Отверженным" в произвольной) поставлены очень музыкально, гармонично и в соответствии с последними тенденциями даже скрыты в "теле" программы, растворяясь шагами перед прыжком аксель, например.
Аделина Сотникова — единственная наша участница чемпионата мира, которая весь сезон получает высшие уровни за все дорожки шагов. В короткой программе у меня были вопросы лишь к удобству расстановки шагов и обилию испанских позировок, которые фигуристка не всегда успевала четко зафиксировать. В произвольной программе на музыку к фильму "Бурлеск" шаги расставлены более логично и удобно для выкатывания, есть место для зажигательного танца после всех выполненных элементов, но часто бросается в глаза качество исполнения крюков, где не хватает работы коленом опорной ноги. А поскольку такие же крюки и у Максима Ковтуна, можно предположить, что в группе этих фигуристов крюкам и выкрюкам уделяется внимание, как проходным шагам, хотя из всех элементов дорожки шагов они наиболее важные.
У Елизаветы Туктамышевой обе дорожки поставлены и исполнены на третий уровень, что, видимо, является на сегодня тренерской установкой, поскольку прыжковый контент ее программ — самый сложный. Я ранее уже отмечал, что в шагах должно быть больше работы корпусом, и что сегодня дорожки, исполненные в нарочито вертикальном положении корпуса, выглядят устаревшими. Но Лиза хорошо спасает ситуацию очень пластичными руками и актерской игрой, хотя есть вопросы к глубине ребер на шагах внутри блоков, к не всегда отчетливому разрешению поворотов и слишком прямому рисунку.
В короткой программе Алены Леоновой на саундтрек к фильму "Миллионер из трущоб" "индийская" дорожка отчетливого третьего уровня, но много активной работы корпусом и руками, поэтому четвертый уровень на усмотрение судей стоит вполне обоснованно. По ребрам все шаги хорошо читаемы, но хотелось бы более качественного исполнения, которое часто отсутствует из-за чрезмерной "разухабистости" в характере самой дорожки. С точки зрения режиссуры обе дорожки Леоновой идут уже после прыжков, всегда в высоком темпе, на эмоциональном подъеме и с целью завести публику, как и во всех ее программах последних двух сезонов.