Вратарь ЦСКА Максим Третьяк не стал первым номером драфта КХЛ 2013 года. Внук легендарного советского голкипера Владислава Третьяка, пошедший по стопам деда, был выбран родным клубом лишь под 12-м номером. Это не помешало 16-летнему Максиму стать одним из самых популярных хоккеистов нынешнего драфта и после него побеседовать с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Александром Рогулевым.
На то он и дедушка, чтобы ругать
- Фамилия у вас какая-то знакомая. У вас из родственников в хоккей никто не играл?
- Да, был вратарь один такой, под 20-м номером играл. Но вы, наверное, не помните, это давно было (смеется).
- Дайте угадаю, на коньки вас поставил дедушка?
- Нет, нет. Меня вся семья на первую тренировку привела. И тут даже не столько дедушка настаивал, сколько лично мое желание попробовать было. Да и каток у нас недалеко от дома. Спросил родственников. Они сказали, мол, попробуй: если понравится, продолжишь, не понравится – будем что-то другое искать. Мне понравилось.
- Естественно, сразу стали играть в воротах?
- И снова мимо. Я примерно два года в поле бегал, научился кататься. И уже потом вратарскую форму примерил. Как-то не получалось у меня полевым игроком, к шайбе долго бежал. А в воротах сразу получилось. Наверное, гены.
- Дедушка игры с вашим участием смотрит эмоциональнее, чем игры российской сборной?
- Знаете, я не помню, чтобы он когда-то вживую мои игры смотрел. Сам не хочу, чтобы он приходил. Сразу начинаю волноваться и думать не о том, о чем нужно. Потом уже смотрим игру в записи, разбираем каждый момент детально. Каждое отдельное движение даже. Вот тогда я получаю "на орехи" по полной!
- Что, Владислав Александрович и крепким словцом может ругнуть?
- Ну конечно. На то он и дедушка! Но пусть и говорит так, это намного лучше, чем когда кто-то подбирает слова, старается смягчить. Иногда слышишь: "Молодец, грамотно сыграл". А потом приходит дедушка, и ты понимаешь, что… как бы это сказать... нет предела совершенству.
Многие говорят про блат, но я не слушаю
- Ваш отец вообще не имеет отношения к хоккею?
- К профессиональному точно нет. Он - доктор, хоккеем никогда не занимался. Но это его выбор. Никогда не слышал, чтобы кто-то, и особенно дедушка, его решение под вопрос ставили.
- На хоккей-то родители ходят? Или вы вообще без родственников играете?
- Родители ходят. Мама старается не пропускать домашних матчей, но на выездные выбирается очень редко. Во-первых, выездов теперь много стало с моим переходом в команду МХЛ, а, во-вторых, я почему-то в гостевых матчах лучше играю, и появилось суеверие, чтобы мама на выездные игры не приезжала. А папа вообще матчи вживую почти не смотрит. В решающие моменты он слишком волнуется и до конца досмотреть не может.
- Насколько сложно учиться в хоккейной школе с фамилией "Третьяк"?
- Точно нелегко. Естественно, многие считают, что я везде по блату прохожу, что меня тянут за уши. Мне остается только пытаться не слушать этих людей, Бог им судья. Уже нет никакой разницы, кто и что говорит, главное - перед собой честным оставаться, продолжать работать, как работаю.
- Какие-то конфликты были, связанные с вашим "хоккейным" происхождением?
- Я вообще человек неконфликтный, поэтому ничего такого не было. Когда говорят, что сделал что-то не так, не спорю. Значит, так надо. Мотаю на ус и делаю так, как говорят.
- Хоккейная школа ЦСКА вообще достаточно известная в плане скандалов. Чего стоит только история с увольнением Андрея Разина. По вашему году что-то подобное случалось?
- Да я даже про Разина никаких историй не слышал. По нашему году и подавно не было ничего такого. И родители, и парни все дружелюбные, всегда все вместе были. Я вообще думаю, что 1996 год в клубе был одним из самых сильных за последнее время, потому что наша команда с самого начала была как кулак. Не зря мы почти все свои турниры выиграли.
Глупо, если нет желания поиграть в НХЛ
- Перед драфтом вы уже назвали себя патриотом, сказав, что в Северную Америку пока не собираетесь. И что, даже планов поиграть в НХЛ нет?
- Нет, ну какому хоккеисту не хочется в НХЛ, правильно? Будет глупо, если я скажу, что не хочу туда когда-нибудь уехать. Другое дело, что уровень КХЛ и НХЛ сейчас потихоньку выравнивается, и в каждой из этих лиг играть престижно. Да, я хочу в НХЛ, но только в далеком будущем. Не думаю, что несколько сезонов в России мне помешают.
- Но на драфт НХЛ в следующем году вы собираетесь?
- Туда еще попасть надо (улыбается). Поэтому я пока даже об этом не думаю. Мне сначала надо с ЦСКА нормальный сезон провести, выложиться полностью, помочь команде, чем смогу. И уже потом думать о драфтах и всем остальном.
- Нынешний ЦСКА таков, что пробиться в основу в столь богатом клубе почти невозможно.
- Не думаю, что здесь есть какие-то правила. У кого-то получится пробиться, у кого-то – нет. Лично я так рассуждаю: если работаешь на совесть, то рано или поздно результат появится и тебе дадут шанс. А там уже все от тебя зависит.
- С Буцаевым хорошо знакомы?
- Да, я же хожу на тренировки взрослой команды, общаюсь. Мне Вячеслав Геннадьевич много подсказывает, я почти на каждом занятии узнаю что-то новое от тренеров. Меня же уже в прошлом сезоне третьим вратарем брали в основную команду. Вот, надеюсь, в новом сезоне это будет регулярно. Когда выходишь на лед со звездами, как-то автоматически прибавляешь (смеется).