Новобранец "Эдмонтон Ойлерз", экс-защитник "Авангарда" Антон Белов рассказал в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Антону Григорьеву, почему он решил продолжить карьеру в НХЛ, признался, что именно в Омске вырос как хоккеист, и заявил, что не считает себя "железным" кандидатом в олимпийскую сборную России по хоккею.
"За лето нужно добавить в "физике"
- Когда вы поняли, что созрели для НХЛ?
- Полтора года назад. Много разных факторов повлияло. Прежде всего, это мечта. Остальное - сопутствующие моменты. В прошлом году я остался в "Авангарде", о чем совершенно не жалею. Сезон для меня сложился здорово, жаль только, что команда вылетела из плей-офф во втором раунде и со сборной за медали побороться не получилось. Но опыта за это время я приобрел массу. И понимаю, что если ехать в НХЛ, то именно сейчас - или никогда.
- Как оцените свой двусторонний контракт с "Эдмонтоном"?
- Как новичок, я не мог подписать односторонний контракт. Главный плюс в том, что я никем не задрафтован, и поэтому подписал соглашение на год, а не на три. Вообще, я очень рад, что оказался в "Эдмонтоне". Из всех клубов «Ойлерз» проявлял самую серьезную заинтересованность во мне. Прежде всего, потому, думаю, что команде необходим защитник именно такого типа, как я.
- С кем-то из «Эдмонтона» вы контактировали в последнее время?
- Нет, представители клуба контактировали с моими представителями. Но я слышал, что генеральный менеджер "Ойлерз" Крейг Мактавиш приезжал на чемпионат мира и следил за моей игрой. Мне нравится, что команда в Эдмонтоне подбирается очень перспективная. Есть молодые звезды, особенно в нападении, так что у клуба большое будущее.
- С молодой звездой "Эдмонтона" Наилем Якуповым вы общались?
- Нет, мы не знакомы.
- Канадские болельщики очень требовательны, особенно к легионерам. Готовы к давлению со стороны публики?
- Для меня здесь нет ничего нового, потому что в Омске болельщики точно такие же. Требуют результата, ждут, что команда будет выкладываться в каждом матче на 100%. И знаете, это здорово. Я убедился на личном опыте, как сильно в Омске любят хоккей, как переживают за команду, за то, как она выступает. В Сибири эмоции очень яркие, и я буду рад, если в Канаде увижу такие же.
- Вы следили за матчами НХЛ? Что вам придется изменить в себе, в своей игре, чтобы быстро адаптироваться к заокеанскому хоккею?
- Конечно, я смотрел матчи. Задачу на лето для себя уже определил: нужно добавить в "физике". Подкачать плечи в первую очередь, потому что хоккей в НХЛ контактный, там меньше площадки и много столкновений. И, само собой, нужно стараться как можно быстрее избавляться от шайбы, не возиться с ней подолгу. Отобрал - отдал нападающему, ничего не придумывая. Ошибки там не прощаются.
- В России вы проявляли себя как атакующий защитник. Удастся вам сохранить этот стиль за океаном?
- Будем надеяться, что удастся. Понятно, что защитник в первую очередь должен думать об обороне. Но мне кажется, в последние два года я доказал, что могу играть одинаково успешно как в защите, так и в нападении. Думаю, в "Эдмонтоне" это видели и брали меня не только для того, чтобы я отрабатывал в своей зоне, но и в атаке что-то создавал.
- Когда вы должны появиться в расположении клуба?
- Пока не знаю, я ведь только недавно подписал контракт. Планирую поехать в Канаду пораньше, чтобы найти жилье, адаптироваться и потренироваться с командой.
"Кто начинает разговаривать, заканчивает играть"
- Можно сказать, что "Авангард" стал этапным клубом для вас?
- Я вообще не любитель менять команды. Знаете, чуть что не получается, сразу менять клуб, искать более выгодный контракт... Это не мое. В прошлом году я рассматривал вариант с НХЛ, но решил остаться в Омске. Говорил с тренером, обсуждал ситуацию с семьей и пришел к выводу, что мне стоит остаться в России, в "Авангарде". До Омска был ЦСКА, и когда я, молодой игрок, перешел в "Авангард", в одну из сильнейших команд лиги, для меня это, конечно, стало событием. Из 17 человек, которые в 2008 году пришли в клуб, в основе на сегодняшний момент остался только я. Был еще Игорь Волков, но он уходил и возвращался. Что-то все это, наверное, значит. Я чувствую, что вырос здесь как игрок, особенно в последние годы. Очень благодарен Сумманену и Матикайнену - эти финские тренеры многое дали мне, работа с ними пошла мне на пользу. Когда хоккеисту так доверяют, он, конечно, растет.
- Чего "Авангарду" не хватало в последние годы, чтобы завоевать золото?
- На самом деле, чтобы команда стала чемпионом, должно сложиться воедино столько мелочей... Ясно, что многое зависит от подбора игроков, от подготовки к сезону, тренировок, работы вне льда. Но также на результат очень влияют такие факторы, которые не близкие к хоккею люди изначально не принимают во внимание: организация поездок, питания, проживания, подбор времени перелетов... Масса всего. Почему мы не подошли к чемпионству, наверное, должно разбираться руководство. Могу сказать от себя: команда, единый кулак, коллектив, у нас в последние годы были. Мы побеждали в регулярном чемпионате, играли в финале, неплохо шли до плей-офф в нынешнем сезоне. Чего не хватило в этом плей-офф? Мне кажется, "физики". Если же говорить именно о коллективе, то я бы не стал разделять "Авангард" позапрошлого и прошлого сезонов.
- Почему вы практически не общались с прессой по ходу последнего чемпионата?
- Услышал как-то в сборной очень хорошую фразу: тот, кто начинает много разговаривать, заканчивает играть. Просто принял для себя решение сосредоточиться на хоккее. Не отвлекаться на посторонние вещи.
- Но в НХЛ так уже не получится.
- Да, в контракте есть пункт, согласно которому игрок должен общаться с прессой и участвовать в публичных клубных мероприятиях.
- Как у вас с английским, кстати?
- В "Авангарде" столько англоговорящих специалистов побывало за последние годы, что проблем в общении с тренерами, партнерами по команде или журналистами у меня точно быть не должно (улыбается).
"Искусственные ограничения убивают конкуренцию"
- Сейчас всех заботит вопрос, как правильно подготовиться к Олимпиаде 2014 года, как выиграть хоккейное золото.
- Это объяснимо, все-таки главные соревнования четырехлетия, да еще в России. Конечно, существует повышенный интерес, многие специалисты стремятся высказать свое мнение. Но у руля сборной есть тренер, есть руководители федерации. Им и решать, как будет развиваться наш хоккей, как сборная будет готовиться.
- Как оцениваете предложения сократить количество матчей в чемпионате КХЛ, сократить количество легионеров?
- Это искусственные ограничения, убивающие конкуренцию. Если хоккеист выглядит сильнее, почему он не может пройти в состав? Вот почему сейчас "подписывают" легионеров? Многие менеджеры клубов говорят, что зарубежные игроки по классу не уступают российским, а по деньгам оказываются в два раза дешевле.
- Вас называют одним из кандидатов в олимпийскую команду...
- Тренер определяет игроков на Олимпиаду, и кто как будет выглядеть перед турниром, тот и поедет в Сочи. Нельзя говорить о ком-то как о "железном" кандидате в основу сборной. Конечно, я буду ждать вызова и постараюсь себя проявить как можно лучше.
- Переход в НХЛ - новый этап в вашей карьере, в вашей жизни. Что движет вами сейчас?
- В первую очередь я хочу профессионально расти. У меня был вариант подписать этим летом многолетний контракт с Омском и обеспечить себя и свою семью на долгое время. Но я считаю, что подобные вещи спортсмена расслабляют. Когда знаешь, что у тебя есть контракт, что деньги идут, появляется ощущение спокойствия, сытости - и сейчас же останавливается развитие. Даже самому себе можно говорить «все нормально, я работаю», а на самом деле стоять на месте. Вот именно этого я боюсь. По этой причине я всегда заключал контракты на минимальный срок, предпочтительно на год. Я хочу расти, прогрессировать и потому принял решение отправиться в НХЛ. Нужно до конца оставаться требовательным к самому себе.