Новый старший тренер женской сборной России по бобслею Янис Мининс в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Еленой Дьячковой рассказал о том, почему он согласился на работу с командой, о перспективах россиянок на зимних Олимпийских играх в Сочи, а также о современных тенденциях в мире бобслея.
- Как так случилось, что вы стали тренером сборной России?
- Я два года работал тренером сборной Бельгии, набрался опыта. (Главный тренер сборной России) Пьер (Людерс) видел, как я работал. Наверное, я делал это достаточно хорошо, если мне предложили такую работу в столь ответственный момент. Пьер сказал: "Хотел бы ты принять этот вызов и поработать с нами хотя бы до Сочи?" Я ответил, что надо все обдумать, проанализировать ситуацию, посмотреть, какие люди работают в сборной. Дал принципиальное согласие, но попросил время на то, чтобы уладить все вопросы с бельгийцами.
Я считаю, мой плюс в том, что я уже многое знаю про российских бобслеисток. Я все время был в бобслее, в этой большой семье. И девушки меня знают как бывшего спортсмена, так что нам особо не нужно узнавать друг друга. Я думаю, процесс адаптации пройдет безболезненно, и мы сможем работать вместе. Сейчас начался первый сбор, мы проводим серьезную работу, пока все складывается хорошо. Я очень доволен тем, как спортсменки подошли к этому сбору.
- Из Бельгии вас отпустили без проблем?
- Уговаривали остаться, конечно, ведь они уже привыкли ко мне, к тому, что я все делаю один – как человек-оркестр. А в сборной России я старший тренер и буду работать еще с бобами как механик, потому что это очень важно. У меня есть опыт работы с техникой, ее подготовкой. Мы поработаем вместе с девочками в гараже, я помогу им настраивать бобы, покажу, как легче и правильнее это делать. Будет очень интересно посмотреть, как это все сработает. Думаю, результат должен быть.
- С бельгийками был ваш первый опыт работы с женскими командами?
- Да. Я сначала работал в Словакии, но там не такой высокий уровень. Сборная Бельгии уровнем повыше, там у меня было восемь спортсменок. Первый опыт работы с женщинами был непростым – они как кошки, вместе долго быть не могут. Но ничего, я со всем справился.
- Со сборной Бельгии вы добились прогресса?
- Мы поднимались наверх. Но там нет таких ресурсов, как в России, и нет такого потенциала. Тем более были травмы, но мы все равно работали на результат и достигли своей цели: три раза вошли в топ-8 в Кубке мира. В Сочи как раз было последнее наше удачное выступление, мы совсем немного отстали от второй российской команды и топ-10. Поэтому меня и не очень хотели отпускать. Там все шло как надо. Мыслями я уже был с Бельгией на Олимпиаде, но оказался в итоге здесь.
- Вы долго могли наблюдать за выступлениями россиянок со стороны. Чего им пока не хватает, чтобы выступать успешно?
- Главная тенденция, которую я вижу сейчас в женском бобслее - большой прогресс на старте. Особенно у американской команды, куда просто прислали спринтеров высочайшего класса, и все три экипажа сразу взлетели вверх. Только из-за старта! То же самое можно сказать про канадок. Если смотреть на начало минувшего сезона, немок мы почти не видели в тройке призеров. Они очень нервничали, потому что не понимали, что все так быстро изменилось, что старт стал настолько важен. Однако немцы – это немцы, они всегда найдут возможность что-то сделать, потом они подтянулись. Но все равно этот заданный высокий уровень старта остался.
И мы тоже смотрим в этом направлении. Когда я только приступил к работе со сборной России, знал, что мы пойдем по такой же дороге и будем стараться существенно улучшить старт. В сборной появятся несколько спортсменок, которые присоединятся к нам из легкой атлетики. Имен я пока называть не буду, но усиление серьезное. Мне кажется, что и некоторые девушки из нашей команды способны еще улучшить свои результаты – особенно разгоняющие.
- Кто-нибудь может помешать канадке Кейли Хамфрис снова стать олимпийской чемпионкой?
- Наш вид спорта интересен тем, что он технический. Все могут допустить ошибку, тем более в Сочи, где трасса очень техничная, с тремя контруклонами. Здесь важен не только старт, но и то, как ты едешь, насколько ты стабилен. Хамфрис зарекомендовала себя как стабильный и очень сильный пилот, но есть и такие моменты, как травмы. Надеюсь, что их удастся избежать, но вероятность их получения нельзя исключать, в том числе и нам, но хочется верить, что травмы не помешают честной и интересной борьбе.
Думаю, немцы не сдадутся, будут искать варианты, как подобраться поближе к Хамфрис. Американки тоже будут искать такие способы, и мы уже видим, какие – первым делом они делают ставку на старт. Они уже скоро просто будут пугать мужчин-бобслеистов среднего уровня своим стартом. Не стоит забывать об англичанках, потому что им также выделен большой бюджет, вызваны серьезные спортсмены на просмотр, еще неизвестно, как все сложится.
И мне очень интересно, как наши девушки подготовятся к сезону. Надеюсь, обойдется без травм, и мы выполним запланированную работу, откатаем заезды на трассе. Та же Оля (Стульнева) даже без хорошего старта - а я не считаю тот старт, который был в прошлом сезоне, хорошим - показала, что способна на большее. Судя по показателям, Оля находится в очень хорошей форме, и она будет только улучшаться. Если улучшим старт, то я думаю, результат будет хорошим. И не только в Сочи, но и в сезоне, потому что мастерство пилота растет со временем, и я надеюсь, Оля уже достигла такого уровня, чтобы удерживать стабильность. В прошлом году я был занят своими бобслеистками и не так часто смотрел за ее выступлениями. Но была пара трасс, где ей просто не повезло, что она не попала в топ-10 и даже еще выше.
- А хороший результат, по вашему мнению, это какой?
- Если говорить о Кубке мира, нужно вспомнить результаты минувшего сезона. Мы ни разу не попали в топ-10 за исключением Сочи, где Оля стала седьмой. Сначала я надеюсь на то, что мы хотя бы заедем в топ-10, это поможет девочкам психологически собраться и понять, осознать, что они могут бороться за высокие места. Мне хочется, чтобы мы с первого этапа вошли в десятку – это очень поможет всем подготовиться, в голове все поставит на места, даст уверенность. Моя цель – сразу вломиться в первую десятку, а к Олимпиаде подойти как кандидаты на шестерку или даже на медали. Думаю, там будет очень жесткая борьба, все будут очень близко, третье и шестое место разделят мизерные доли секунды. Это наша цель – шестерка или медаль. И если будет возможность взять эту медаль, мы ее возьмем, мы будем там. Конечно, будет трудно бороться с лидерами, но я все равно надеюсь на прогресс, потому что мы будем работать так хорошо, как можем. А на своей домашней трассе еще и стены помогут!
- Вы приезжали зимой в Сочи еще со сборной Бельгии. Какими были впечатления от трассы, тренировок?
- Было всякое. По трассе были возражения – особенно от скелетонистов, потому что из-за качества льда им было трудно, голова болела после заездов. Я это видел в гостинице со стороны. Мои девочки особо не жаловались, они привыкли уже к сложностям. Было, конечно, такое, что отменяли тренировки из-за плохого состояния льда, но с моей стороны никакого негатива не было. Я видел, что трасса очень интересная. Самому даже хотелось поехать, попробовать. Тренеры все ходили, смотрели, никто ничего не знал – как ехать, рулить, проходить виражи.
Ребята, строившие трассу, хорошо постарались, чтобы она была технически очень сложная. Мы убедились в этом на соревнованиях, когда основные пилоты сборных Англии и Австрии, которые обе держатся в топ-10, оказались позади всех, потому что пара технических ошибок – и все, ты уже позади. Да и у всех остальных заезды нестабильные были. Одни в первом заезде, а другие во втором допустили ошибки. Трасса очень техничная, и мне это нравится, я думаю, в этом наше преимущество. Тут нужно сделать много заездов, чтобы понять, как нужно правильно ехать, и мы это используем.
Зато когда приехали, сразу было ощущение, что здесь будут Олимпийские игры. Контроль, посты, гостиницы... У меня вообще было такое впечатление, что такого быть не может! Сделали целый город с нуля. Сразу было ощущение – это олимпийский город, все готовятся, стройки идут в полную мощность, все в грязи, работники что-то делают. Мне все это напомнило Турин, когда мы тоже приезжали на первый этап Кубка мира перед Олимпиадой. То же самое было: пыль, люди еще работали, строили все. Сразу было ощущение, что скоро здесь будет что-то грандиозное.
Еще что удивило в Сочи, так это погода. Выходим из гостиницы, ждем автобус, а термометр показывает +18. Едем на трассу, там похолоднее, но все равно очень тепло. В центре Сочи вообще жарко. Это было так странно.
- У вас самого блестящая карьера за спиной. Не рано ли ее закончили?
- У меня были разногласия с федерацией (бобслея Латвии), поэтому решил, что надо заканчивать. Не видел смысла портить свое здоровье, если тренеры и федерация не ценят меня как спортсмена и просто издеваются. Я просто понял в один момент, что уже многого достиг, и бороться, бежать все время против ветра нет смысла. Решил, что приму новый вызов, начну работать как тренер. Считаю, сделал верный выбор.
- Здесь именно те условия для работы, которые вы ожидали увидеть?
- Да. К примеру, я очень приятно удивлен, что здесь, в Сочи, все есть, в том числе медицинский центр, где есть все, что нужно спортсменам. Условия идеальные, как мне кажется, даже нечего прибавить. Главное - правильно работать, найти правильных людей, спортсменов. Все должно идти с юниорского уровня. Нужно опять искать новых пилотов – сильных физически. Это новая волна, поколение, когда приходят мощные пилоты, когда делают пилотами атлетов высокого уровня.
Например, мой разгоняющий (Оскарс Мелбардис) выиграл сейчас в Сочи, а ведь совсем недавно он был позади меня, он был очень сильным разгоняющим. Думаю, и в мужской сборной России надо двигаться в этом направлении - молодых разгоняющих, которые уже сильны, ставить пилотами, думать уже про будущее после Олимпиады. Я считаю, это правильный путь в бобслее. Это делают все нации, в том числе немцы. Там есть такой молодой парень (Франческо) Фридрих, который выиграл чемпионат мира в двойках, он очень сильный физически. Если ему дадут сильных разгоняющих – то все... То же самое голландцы. Они нашли сильного пилота (Иво) де Бруина. У них в команде есть проблемы в коммуникации между пилотом и главным тренером, но я уже видел в прошлом году, какой сильный потенциал у этого пилота. Однако у голландцев поменялся тренер, отношения не срослись, и все пропало, в том числе и старт, не успели подготовиться.
У американцев (Ник) Каннингем - тоже бывший разгоняющий, то есть и сборная США следует этим веяниям, как и латыши. Первыми, кто начал это все, были швейцарцы. Все пошло с (Беата) Хефти. Он был самым сильным разгоняющим, одним из сильнейших в мире, а его еще и за руль посадили. И вот результат – первый раз выступает, и сразу Кубок мира в двойках. Вот я и хочу с девочками двигаться в этом направлении. У нас есть одна кандидатка, которая могла бы себя попробовать в роли пилота. Мы уже делаем ставку на нее. Имя говорить не буду. Надеюсь, это все сработает, и у нас в будущем будет очень сильный пилот, который сможет бороться с канадками и американками.