Борис Гельфанд, победитель турнира памяти легендарного шахматиста, восьмого чемпиона мира Михаила Таля, проходившего в Москве, в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказал о значимости участия в мемориале Таля, участи аутсайдера и возвращении из "небытия".
- Борис Абрамович, самые лучшие поздравления. Честно сказать, мы этого не ждали - какие чувства испытывает человек, выигравший турнир, перед началом которого он был седьмым-восьмым по рейтингу?
- Вы знаете, мне игралось легко, поскольку в таком турнире есть десять фаворитов (улыбается). Я хорошо подготовился, отдохнул, и с первого дня игра у меня стала складываться хорошо. Мне удалось выиграть партию уже во втором туре, что придало мне уверенности. И в дальнейшем получалось играть хорошо.
- А как надо играть, чтобы выиграть турнир с таким сумасшедшим составом?
- Надо просто играть хорошо - чтобы все складывалось удачно, и тебе сопутствовало везение.
- Год назад, во время матча за звание чемпиона мира с индийцем Виши Анандом, вы говорили: моя стратегия - идти от партии к партии. Судя по всему, она не изменилась?
- Да, все осталось так же. После каждой партии задача прежняя - восстановить силы, подготовиться и думать только о следующей партии. Без глобальных мыслей о турнирном положении, месте в мировом рейтинге и т.д.
- Не совсем поверю вам - неужели вы в таком звездном составе перед турниром не думали, хорошо бы выйти на "плюс два"...
- В любом турнире хорошо выйти на "плюс два" (смеется). Но каждому шахматисту ведь хочется большего. "Плюс пять" - ведь еще лучше, согласитесь? Но ведь и соперники тоже не дремлют. И к каждой партии надо было готовиться по-особому.
- Тот факт, что вначале очень сильно рванул Хикару Накамура (американец японского происхождения лидировал в турнире, набрав сначала 3 из 4, а потом 4,5 из 6), вас не удивил?
- В целом - да, но не очень. Но у него стиль такой - он много выигрывает, много проигрывает. Но вы же помните, он первую партию проиграл, а во второй на 15-м ходу был в безнадежной позиции с Владимиром Крамником. Сложись эта партия по-другому (Крамник в итоге проиграл), это был бы совсем другой турнир и для Крамника, и для Накамуры.
- Для вас ключевой в борьбе за первое место стала победа именно над Накамурой. Как бы вы охарактеризовали эту партию?
- Он сам играет и дает играть - была сложная борьба, я пытался поймать его на контратаке и у меня это получилось.
Турнир Таля - самый престижный в мире
- Борис, вы не в первый раз играете на мемориале Михаила Таля. Как вы относитесь к приглашению организаторов, как вы себя соотносите с позицией Михаила Таля, и какая из ваших сыгранных в Москве партий понравилась бы Михаилу Нехемьевичу?
- Турнир Михаила Таля я люблю по многим причинам. Во-первых, это один из (крупных) турниров, на который меня приглашают. Много ведь есть турниров в мире... Вот есть Бильбао, но меня туда не приглашают. И мне очень импонирует, что организаторы, приглашая сильнейших в мире гроссмейстеров, всегда дают шанс талантливому российскому гроссмейстеру. Ведь в предыдущих играли Евгений Томашевский, Ян Непомнящий, в этом году - Дмитрий Андрейкин. И сильнейшие российские шахматисты тоже ротируются - Петр Свидлер, Александр Грищук, Сергей Карякин...
Я считаю этот турнир самым престижным в мире. А что касается партий в стиле Таля... Многие немного схематично думают, что Таль - гений атаки. Да, это так, но он блестяще играл любые позиции, которые были в его боевом стиле. И многие сыгранные партии ему могли бы понравиться.
- А ваши, Борис Абрамович?
- Думаю, что кое-какие из выигранных его бы порадовали (улыбается).
Мой футбольный аналог - Хави
- Знаю, что вы поклонник "Барселоны". А к кому бы из игроков вы бы отнесли себя в футбольном плане?
- Пожалуй, к Иньесте - это мой любимый игрок. Но по игровому стилю я, наверное, больше близок к Хави.
- А если оценить участников матча за шахматную корону - Магнуса Карлсена и Вишванатана Ананда?
- У Карлсена типично практичный стиль - в любой, даже сугубо ничейной позиции, он борется за каждый шанс. И техника игры у него, конечно же, выдающаяся. А если говорить об Ананде, то сейчас он возвращается к классическому стилю игры, хотя начинал немного по-другому.
- На пресс-конференции после одного из туров Крамник сказал, что ему безразлично, кто победит в матче Ананд - Карлсен. А каково ваше мнение?
- Я буду болеть за хорошие шахматы. Я люблю хорошие шахматы.
- Борис, вы сказали, что много гуляли по Москве. А вас, кстати, узнают на улицах?
- Редко, знаете, редко, мы же не публичные люди. Но все же чаще, чем в других городах - ведь Москва - самый шахматный город в мире (улыбается). Ведь даже Накамура удивился, когда его здесь узнали в ресторане!
- Борис, сегодня вы шли на партию с Владимиром Крамником, в которой вас устраивала ничья. Вы шли делать ничью?
- Я играю черными и играю надежно. А если бы Володя перегнул палку, то попытался бы переиграть его в контратаке. Он тоже играл надежно, проверив, знаю ли я редкие варианты...
- То есть агрессия с его стороны была?
- Конечно. Мне пришлось сделать ряд ходов, которые были единственными. К счастью, я хорошо помнил теорию и не ошибся.
Феникс по имени Гельфанд
- Борис Абрамович, мой вопрос может показаться вам обидным, но это мой вопрос. Год назад, когда вы не "дожали" Ананда в, по большому счету, выигранном чемпионском матче (партии в классические шахматы завершились со счетом 6-6, а на тай-брейке Гельфанд проиграл 1,5-2,5, упустив ряд выигрышных вариантов), многие известные специалисты сказали: "Все, Боря закончился"... А вы все опровергаете и опровергаете - за счет чего?
- А вы знаете, что меня хоронят уже 15 лет? Впервые это началось, когда мне стало 30 лет - "все, Гельфанд закончился". Но, знаете, то, что меня постоянно отправляют на пенсию, мне и помогло. Да, за эти годы я не участвовал в крупных турнирах, но я скопил необходимые силы, что мне помогает играть сейчас. А мотивация... Вы знаете, шахматы - такая игра, которая таит в себе много загадок. И каждый раз, когда садишься за доску, хочется найти именно лучшее решение, хочется разгадать данную тебе загадку.
- Борис Гельфанд образца июня 2013 года - это оптимальный вариант?
- В этом турнире я находился в одной из лучших своих стадий готовности. Но ведь нет же предела для совершенствования (улыбается).