Законопроект о санкциях для болельщиков, нарушающих правила поведения во время спортивных соревнований и наказаниях для организаторов, не обеспечивающих безопасность посетителей состязаний, был внесен на рассмотрение Государственной Думы правительством РФ в ноябре 2012 года и вот сейчас парламентарии подошли к окончательной редакции документа. Как ожидается, закон будет принят нижней палатой парламента уже 2 июля. Текст инициативы вызвал широкий общественный резонанс и немало споров, в том числе среди самих болельщиков, которых не раз приглашали в парламент для обсуждения положений будущего закона. Как утверждают в Госдуме, к их мнению прислушались, да и глава Всероссийского объединения болельщиков Александр Шпрыгин сказал РИА Новости, что законопроект сбалансирован. Другой важный документ, направленный на борьбу с договорными матчами, был внесен в Госдуму главой государства, и сейчас также интенсивно готовится к принятию. Его депутаты планируют принять, если получится, до середины июля.
О нововведениях, которые вот-вот начнут действовать в нашей стране и о том, насколько взвешенными получились законодательные предложения, в интервью корреспонденту РИА Новости Стелле Дубовицкой рассказал глава профильного комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, член фракции ЛДПР Игорь Ананских.
— Игорь Александрович, Госдума уже приняла во втором основном чтении так называемый законопроект о болельщиках, все поправки по сути уже внесены. Как Вам кажется, насколько оптимальным оказался текст инициативы и позволит ли он решить проблему с болельщиками, которая сегодня очень остро стоит в нашем обществе?
— Я думаю, что сейчас законопроект представляет собой оптимальный, выверенный текст, который, с одной стороны, максимально учитывает интересы всех участников спортивного процесса, а с другой стороны, он четко прописывает права и обязанности как болельщиков, так и организаторов. Закон – это инструмент для того, чтобы все участники спортивного праздника понимали, что нужно жить по-новому и по-старому уже не получится. У нас в ближайшее время будут проводиться большие спортивные соревнования, растет интерес к спорту и очень важно, чтобы отношение к нему изменилось со стороны болельщиков и со стороны организаторов мероприятий. Закон на сегодняшний день оптимален, чтобы зрители спокойно могли находиться на спортивных аренах, в том числе с семьями, и не переживать за собственную безопасность.
— Законопроект вводит новый вид наказания – административный запрет на посещение соревнований до семи лет для болельщиков, злостно нарушающих правила поведения зрителей. Много предложений звучало при прохождении законопроекта в стенах Государственной Думы, в том числе и о том, чтобы обязать болельщиков, которым суд запретил посещать соревнования, отмечаться в местном отделении полиции в дни проведения состязаний. В итоге от этой идеи решили отказаться. Вам не кажется, что это убьет всю идею? Механизм контроля-то нужен.
— Я так не думаю, механизм контроля будет. Недавно по моей инициативе в МВД был создан отдел по работе с болельщиками, сотрудники которого будут взаимодействовать с фанатами на постоянной основе, а не только два часа на время матча и час до него, заведут агентуру среди болельщиков, смогут видеть ситуацию изнутри. Во-вторых, на стадионах усиливается система видеоконтроля и будут создаваться "черные списки" болельщиков-нарушителей. Определить их, я уверен, мы сможем. Если фанат, которому запрещено посещать матчи, прошел на соревнование, органы МВД смогут достаточно оперативно это выяснить. Программное обеспечение уже позволяет идентифицировать человека и находить его персональные данные по фотографии. В базе будут фото и данные таких болельщиков, и система сможет отследить их. Ведь на самом деле отметка в полиции тоже была бы формальностью. Мы же, к примеру, когда лишаем водителя прав, не заставляем его каждый день отмечаться в ГИБДД. На мой взгляд, в случае с законопроектом о болельщиках, мы даже больше застрахованы от неправомерного их появления на стадионе. Мы идем по пути, когда человек сам должен понимать, что если есть такой запрет, он не должен нарушать. И мы предупреждаем его, что если он нарушит постановление суда, его ждут более строгие меры.
Мы разговаривали с руководителями фанатских движений, которые отмечали, что за последние нескольких месяцев накал спал и количество правонарушений на матчах резко уменьшилось. Мы встречались с болельщиками неоднократно. Мы благодарны, что в итоге многочасового общения они не только поняли, что закон нужен, но и за то, что мы смогли найти взвешенные решения и согласовать нормы закона. Посмотрим, как он будет работать. Все штрафы и карательные меры направлены больше на профилактику, предупреждение правонарушений. Штрафы будут, но мы сделали так, чтобы люди старались вести себя нормально.
— Предполагается, что одновременно с принятием закона правительство утвердит правила поведения зрителей и правила обеспечения безопасности при проведении соревнований. На ваш взгляд, насколько оправдано решение сделать общие правила и для футбольных соревнований, где масса нарушений, и для фигурного катания – более спокойного вида спорта в этом плане?
— В тексте законопроекта действительно говорится, что права и обязанности болельщиков и организаторов соревнований будут прописаны в правилах поведения и обеспечения безопасности. Я настаивал на том, чтобы министерство спорта приняло эти правила ко второму чтению законопроекта в Думе, и на сегодняшний день могу констатировать, что тексты правил согласованы. Мы неоднократно проводили встречи со спортивными федерациями, с клубами, с болельщиками, представителями профильных министерств и ведомств и на последней встрече в итоге утрясли спорные моменты – в правилах остались те пункты, которые, как мне кажется, наиболее правильные. Что касается того, что правила общие для зрителей любого вида спорта, по-моему, это совершенно нормально. Когда мы готовили этот документ, мы акцентировали внимание на таких видах спорта, как футбол, где наибольшее количество нарушений. Получается, что с остальными видами спорта меньше проблем, но они тоже подпадают под такие же требования.
— Некоторые спортивные федерации стали высказывать недовольство тем, что на них возлагаются новые функции и что их обязывают заниматься тем, за что раньше, к примеру, отвечало МВД. Не нравится, что нагрузка на них возрастает.
— Я общался со многими руководителями клубов. Могу сказать, что многие сами уже закупают системы видеонаблюдения с возможностью идентификации личности, потому что понимают важность и необходимость этого. Законопроектом мы ввели ряд требований. В первую очередь требование по видеонаблюдению. Это сделано для того, чтобы главным образом отойти от продажи именных билетов и прохода по паспортам на спортивные объекты. Такая возможность вызывала недовольство общества, и мы с этим согласны, потому что это создавало бы большие очереди, опоздания на матчи и т.д. Мы понимаем, что из-за небольшого количества нерадивых болельщиков не должны страдать все остальные. Поэтому мы дали право правительству, а не организаторам мероприятия, определять, на какие спортивные соревнования проход будет по паспортам. Понятно, это будут какие-то крупные турниры, важные матчи, или те матчи, по которым есть предпосылки для неадекватного поведения болельщиков или сложные взаимоотношениям между болельщиками. Это будут исключительные случаи, которые не будут переходить в массовость. Мы указали, что Минспорта будет определять виды спорта, на которые будет распространяться требование об оснащении стадионов системами видеонаблюдения. Мы это делаем для того, чтобы не все 170 федераций, которые есть на сегодняшний день, внедряли эти системы. Подавляющее большинство видов спорта те, где нет никаких проблем с массовыми нарушениями во время проведения соревнований. Но это делать надо, потому что из-за слабой системы видеонаблюдения нарушителей на матчах очень часто не удается идентифицировать. Чтобы клуб смог провести матч, стадион должен будет получить сертификат на проведение соревнований, а он не сможет получить сертификат, пока не оснастит стадион системами камер. Те, кто сейчас быстрее побеспокоятся и введут системы, будут в плюсе, потому что у них будет проводиться гораздо больше спортивных соревнований за счет тех, кто не захотел вложить средства и оказался не допущенным до проведения официальных спортивных соревнований. Мы таким образом стимулируем руководство спортивных сооружений, чтобы они были более оснащенными и шли в ногу со временем, а не просто "выжимали" деньги из старых площадок, сдавая их в аренду и ничего не вкладывая в их развитие.
— На ваш взгляд, возможен ли рост цен на билеты на спортивные соревнования, так как собственники спортивных объектов захотят компенсировать свои затраты и поднимут арендную плату, а организаторы будут вынуждены, в свою очередь, увеличить стоимость входных билетов?
— Я не думаю, что нововведения должны увеличить стоимость билетов. Что касается контролеров-распорядителей, которых организаторы смогут нанимать для обеспечения безопасности на соревнованиях, то мы не обязываем их это делать, мы оставляем организаторам право выбора, либо нанимать контролеров, либо приглашать сотрудников полиции. Что касается систем видеонаблюдения, это затраты не настолько большие, чтобы увеличивать стоимость билетов даже на несколько процентов. Руководство спортивных объектов проводит же текущий ремонт стадиона или перекладывает газон, но они не говорят, что билеты должны подорожать. Это повод, которым могут воспользоваться, чтобы вести разговоры об увеличении стоимости, но к реальности это не имеет никакого отношения. Возможно, если бы сегодня мы приняли закон, которым уже завтра обязали оснастить стадионы камерами, то да, нужно было бы найти деньги, взять кредит, а здесь мы специально отложили вступление в силу этой нормы, мы даем полтора года с момента утверждения правил правительством, чтобы это было сделано плавно, не было суеты и чтобы ни в коем случае не было оснований для разговоров, что из-за новых требований повышается стоимость билетов. Это никак не связано.
— В законопроекте предусматриваются штрафы до полумиллиона рублей за нарушение правил обеспечения безопасности как для организаторов, так и для собственников спортсооружений. Кто же будет нести ответственность? Кто будет платить штрафы в случае чего?
— Чтобы не получилось так, что организатор будет кивать на собственника объекта, а тот в свою очередь на организатора, мы оговариваем, что они будут нести солидарную ответственность. А кто будет отвечать, у них должно быть прописано в договоре. Нам главное, чтобы они не смогли уйти от ответственности. Или они прописывают в договоре, кто и за что отвечает, либо будут отвечать солидарно – и те, и другие.
— Еще один момент, связанный с законом о болельщиках. Будет ли он распространяться на иностранных граждан, которые будут приезжать к нам на соревнования? Этот вопрос очень актуален в связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году.
— Иностранные граждане, находясь на территории нашей страны, подчиняются нашим законам. И незнание закона не освобождает их от ответственности в чужом государстве. Так что нормы этого закона будут распространяться и на тех болельщиков, которые будут приезжать в нашу страну.
— С законопроектом о болельщиках все более менее понятно. Что с инициативой президента, направленной на борьбу с договорными матчами, которая предусматривает штрафы до одного миллиона рублей и лишение свободы до семи лет за "противоправное влияние на результат соревнований"?
— Мы хотим принять этот закон в весеннюю сессию (до середины июля – ред.). Это не гарантировано, но мы делаем все возможное, чтобы он был принят в весеннюю сессию, потому что закон важный и нужный, и, конечно, мы хотим, чтобы он был принят как можно быстрее.
— Когда он принимался в первом чтении, по нему также было много споров и многие говорили, что санкции очень маленькие. Во втором чтении вы будете увеличивать размеры санкций?
— Законопроектом предусматриваются санкции как в виде конкретных размеров штрафов, так и в размере совокупного дохода за полтора-два года. В разных видах спорта у спортсменов, у тренеров разные зарплаты. Для кого-то 500 тысяч рублей – это годовая зарплата или доход за несколько месяцев, а для кого-то — недельная зарплата. Суд будет принимать решение, какое назначить наказание – конкретную сумму или по совокупному доходу, который в некоторых видах спорта гораздо превышает размеры штрафов. Суммы не принципиальны, главное – это суммарный доход.
— Еще есть мнение, что санкции вводятся, но доказать, что матч договорной, очень сложно, хотя все факты налицо и есть косвенные доказательства. Есть опасения, что закон просто не будет работать на практике. Можно ли принять такой закон, чтобы он был жизнеспособным?
— Здесь самый главный момент, который позволяет надеяться, что закон сможет работать – это перевод уголовной ответственности за такой "спортивный подкуп" из разряда преступлений небольшой тяжести к средней за счет повышения срока лишения свободы до семи лет. Это позволит органам МВД заниматься конкретным делом не по факту совершения преступления, а по информации о возможности совершения такого преступления. Сейчас органы правопорядка могут начать разбираться только по факту, а к этому времени уже договорились, уже деньги поделили, все разбежались и уже не о чем разговаривать. Теперь органы смогут проводить предварительные следственные действия до факта совершения преступления, прослушивая разговоры, выставляя наружное наблюдение и предпринимая какие-то другие меры. Это самый важный момент. Когда мы собирали рабочие группы, я спрашивал у представителей правоохранительных органов, что им нужно, чтобы они могли выявлять и бороться с договорными матчами, они говорили, что им как раз нужно иметь возможность начать действовать до факта совершения преступления.
В завершение беседы глава комитета подчеркнул, что это первый законопроект, внесенный президентом за последние 20 лет, который связан со спортом. Это, по мнению Ананских, говорит о высокой актуальности проблемы и отражает серьезное намерение государства бороться с этим явлением.