В воскресенье в Москве завершился мемориал Таля - шахматный турнир наивысшей, 22-й категории. Победа Бориса Гельфанда, последнее место Владимира Крамника, успех Дмитрия Андрейкина - эти и другие итоги соревнований специально для агентства "Р-Спорт" проанализировал международный мастер по шахматам, известный телекомментатор Николай Попов.
Я считаю, что на результаты мемориала Таля повлияли как прошлые, так и предстоящие события. Последнее место Владимира Крамника объясняется, на мой взгляд, тем, что он еще не отошел от турнира претендентов, который был, возможно, лучшим в его жизни и который он, по общему мнению, должен был выиграть. Крамник показал там высочайший уровень подготовки и класс, но победить не получилось – в связи с различными обстоятельствами. И мне кажется, что он до сих пор в себя не пришел. Современные шахматы – это вещь очень жестокая, и в Москве он показал самый неудачный результат в карьере.
Все началось в первом туре, когда Крамник встречался с Магнусом Карлсеном, который отобрал у него возможность сыграть матч на первенство мира, опередив в турнире претендентов по дополнительным показателям. Россиянин в позиции, когда ничья была практически очевидна, допустил грубейшую ошибку и перешел в проигранный эндшпиль. Что ему померещилось – непонятно, но ничейную позицию Крамник проиграл за три хода. То, что он проиграл ее человеку, с которым боролся за право сыграть в матче на первенство мира, стало дополнительным психологическим ударом. Во втором туре для Крамника происходит еще одно плачевное событие – он умудряется проиграть выигранную позицию Хикару Накамуре. В дальнейшем Володя так до конца от этих ударов и не оправился, проиграл еще одну партию Дмитрию Андрейкину и занял чистое последнее место. Случай, конечно, уникальный. Удивительно, что практически самый лучший и худший турниры в его карьере разделили всего три месяца.
Дмитрий Андрейкин из четырех российских участников показал лучший результат, что, конечно, неожиданно. Но с другой стороны, Андрейкин в мире шахмат хорошо известен специалистам и тем, кто внимательно следит за турнирами, это не случайная фигура. Андрейкин выигрывал высшую лигу чемпионата России, это гроссмейстер хорошего уровня. В этом турнире он действовал с повышенной надежностью, словно сам себе хотел доказать - я могу с грандами играть на равных. Ему удалось это сделать, он сыграл "+1", более того, он ни в одной партии не стоял хуже. Все было прочно и надежно. Однако есть и обратная сторона медали – в девяти партиях у Андрейкина восемь ничьих и победа над Крамником, находившимся в состоянии грогги.
Многие сейчас говорят – Андрейкин является молодым шахматистом, который может ворваться в элиту. Тем не менее, все относительно – Андрейкину 23 года, он из поколения Карлсена, Сергея Карякина, Фабиано Каруаны. И на сегодняшний день Карякин, Каруана, не говоря уже о Карлсене – состоявшиеся элитные шахматисты, в этом возрасте и Карпов, и Каспаров, и Таль были чемпионами мира. А Дмитрий Андрейкин, так скажем, только на пути в элиту. Будем надеяться, что успешное выступление придаст ему уверенность, но пока это промежуточный этап. Сможет ли он закрепиться в элите, покажут только следующие турниры. Потому что одно дело поставить себе задачу никому не проиграть, и другое – стремиться выигрывать.
Самое интересное в этом турнире, конечно, было участие претендента Карлсена и чемпиона мира Вишванатана Ананда, которые в скором времени проведут матч. Но анализировать игру этих шахматистов на мемориале Таля в свете этого матча довольно сложно. Карлсен, к примеру, считает, что он играл не очень хорошо и много ошибался. Но он такой шахматист, который, даже ошибаясь, свои очки набирает. В Москве он умудрился проиграть белыми непонятную, на мой взгляд, партию Каруане. Карлсен пошел на позицию без всякого преимущества и в равном эндшпиле проиграл ее, допустив непостижимую для его уровня ошибку. Надо также понимать, что Карлсен старался здесь не показывать те дебюты, которые готовит к матчу. Например, в последнем туре Карлсен сыграл с Шахрияром Мамедьяровым староиндийскую защиту, которая никогда в его творчестве не встречалась и, наверное, больше не встретится. То есть дал своеобразный сигнал Ананду: мол, я могу и этот дебют сыграть, готовься к нему.
Ну и, конечно, партия, которую Карлсен выиграл у Ананда – одна из загадок этого турнира. Ананд был просто разгромлен. Причем на ровном месте: вроде бы никаких достижений по дебюту у норвежца не было, Ананд имел прочную позицию, но в три-четыре хода вдруг черные развалились. Для индийского гроссмейстера это очень неприятный удар, неслучайно, что после этого он проиграл еще одну партию, и его итоговый результат в этом турнире более чем скромный – 3,5 очка. Но опять же, говорить о том, что судьба матча решена и Карлсен выиграет, преждевременно. Лучше всех это, думаю, понимает сам Карлсен. Что касается его результата в турнире, то, хоть Магнус его и не выиграл, результат "+2" можно назвать хорошим. Карлсен сыграл на уровне своего высочайшего и рейтинга – если и потерял, то считанные единицы.
Еще два российских участника - Сергей Карякин и Александр Морозевич - сыграли ниже своих возможностей. У Карякина, как мне кажется, наступил спад после победы на турнире в Норвегии. В Москве он не выиграл ни одной партии, явно был не в форме. Морозевич набрал тоже немного очков - 3,5. Но он, в отличие от того же Андрейкина, ставил изначально перед собой другие задачи. Морозевичу важно доказать, что он умеет побеждать элиту, а не просто играть с ней на равных. Это яркий шахматист, и в хорошей форме он способен на многое. Но мемориал Таля для него не сложился. Он рисковал - но не получилось у него показать того, что он может.
Самым интересным, пожалуй, участником турнира стал Накамура. В соревнованиях с таким составом из девяти партий восемь сыграл результативно. Единственную ничью сделал с Андрейкиным. Накамуру в первом туре буквально разорвал Мамедьяров. После этого он играет с Крамником, получает проигрышную позицию - без пешки и компенсации, умудряется эту партию выиграть, благодаря чему набирает в пяти турах 4,5 очка. А затем благополучно проигрывает три оставшиеся партии. Партии Накамуры запомнились - он либо выигрывал красиво, либо проигрывал с треском.
Победитель турнира Борис Гельфанд был самым возрастным участником соревнований. 24 июня ему исполнилось 45 лет, то есть он сделал себе замечательный подарок ко дню рождения. Гельфанд, гроссмейстер высочайшего класса, играл в Москве, не испытывая дополнительного психологического давления. После проигранного им матча на первенство мира Ананду прошло много времени, Борис уже успокоился - и, сыграв в свое удовольствие, выступил в свою силу. Как сам говорит, жалеет только о том, что не выиграл у Карлсена в подавляющей позиции. Опередил в итоге норвежца на половину очка.
Можно ли Гельфанда рассматривать в качестве возможного претендента на участие в будущих матчах на первенство мира? Трудно сказать. Молодежь подпирает – те же Каруана, Карякин на подъеме, а Гельфанд уже игрок возрастной. И, если посмотреть на коэффициент ЭЛО всех участников турнира, у Гельфанда он восьмой, меньше только у Мамедьярова и Андрейкина. Если честно, я не думаю, что Борис сможет совершить подвиг и еще раз принять участие в матче на первенство мира. Для современных шахмат его возраст уже практически пенсионный. А современные шахматы, как я уже сказал – вещь жестокая.