Пловец Андрей Гречин в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Веронике Гибадиевой рассказал о своем способе сохранения энергии перед соревнованиями, серьезном отношении к Универсиаде и планах на вторую часть сезона.
- Андрей, на чемпионате России вы удивили заявлением о том, что собирались закончить карьеру в 25 лет.
- Удивил? Ну да, у меня было желание завершить карьеру в 25 лет. Но это давно было. Может быть, даже лет в 16 я так для себя решил, и это где-то у меня отложилось.
- Может быть, тогда казалось, что после 25 лет жизни нет?
- Ну да, может быть, я думал, что это уже старость (смеется). В 16 лет, знаете, вообще все иначе видится.
- А как вам все виделось, например, на Олимпиаде в Пекине?
- Так сразу и не скажу, но было, знаете, много такой спортивной злости.
- Сейчас она осталась?
- Да, иначе я бы не продолжал плавать.
- Вы сказали, что слишком много отдыхали после Олимпиады.
- Да, у меня был слишком большой перерыв. Больше такого практиковать не буду.
- После выступления на чемпионате Европы в Шартре чем занимались?
- Выступал на Кубке Сальникова, лечил спину. Новый год опять же был (смеется).
- Что сказал (Геннадий) Турецкий, когда узнал, что вы не отобрались на чемпионат мира? Не спросил: "Андрей, ну как же так?"
- Нет, ничего не сказал. На самом деле я не отобрался только потому, что мне не удалось улучшить свой полуфинальный результат. С другой стороны, даже если бы я отобрался, то поехал бы на чемпионат мира только в составе эстафетной команды. Эта тенденция меня не очень радует. Хочется проявить себя индивидуально. Разумеется, это большая честь - бороться в составе эстафетной команды за медали, но хочется проявить себя и индивидуально тоже.
- Это самая главная претензия к нашим кролистам: медалей индивидуальных нет, борьба за призовые места к финалам ограничивается эстафетами.
- Да, так получается. Но мы же не специально это делаем! Нет ведь такого - "вот у меня уже есть медаль в эстафете, и больше мне ничего не надо". Что за глупости! Уверяю, такого нет ни у кого в голове. Никто не хочет никого подводить. Если болельщики думают, что нам наплевать на сборную, на Россию, что мы выступаем только за деньги... Это неправда! Плавание - не тот вид спорта, в котором люди остаются исключительно из-за денег. Да, у нас есть зарплаты, естественно, есть. Но мы плаваем не из-за денег. Это не футбол, хоккей или волейбол. Это совсем другая история, совсем другая мотивация.
- Вы тренируетесь за рубежом. Насколько серьезно там относятся к Универсиаде?
- Для них это серьезно. Это только у нас народ думает, что есть Олимпиада-80 и Сочи-2014, а других серьезных соревнований нет и не будет. Тем временем весь мир воспринимает Универсиаду как серьезные соревнования. Начиная с 2009 года планка результата довольно высока. Если кто-то думает, что это какое-то соревнование для школьников, то неправ совершенно. На Универсиаду всегда приезжают пловцы высокого уровня, которые потом становятся олимпийскими чемпионами. Примеров этому достаточно.
- Согласны с тем, что интерес к Универсиаде за рубежом обусловлен тем, что у них вообще большое значение придают студенческому спорту?
- Университетский спорт у них на высочайшем уровне. В США он вообще высоко котируется. Все, кто играет в баскетбол и американский футбол на высочайшем уровне, вышли именно оттуда. Это особая спортивная культура. Мы ее потеряли, за что и расплачиваемся. Но сейчас мы снова стали этим заниматься и, надеюсь, однажды догоним США по этому показателю.
- На чемпионате России вы сказали, что намерены побить рекорд Александра Попова на дистанции 50 метров уже на Универсиаде.
- Было бы странно, если бы я не хотел побить рекорд Попова. Вообще странно для спортсмена не хотеть плавать быстро, бить рекорды, поэтому всегда надо ставить перед собой самые высокие задачи. Иначе как? Иначе все это бессмысленно.
- Иногда мне кажется, что для спринтера вы слишком спокойный человек.
- Так в этом вся суть. Спринтер должен копить в себе энергию, чтобы выплеснуть ее в нужный момент времени. Вы никогда не увидите спринтера, идущего или бегущего куда-то без нужды для него. По крайней мере в плавании это точно так. Знаю, что Усэйн Болт тоже бережет свою энергию, знаю, что он никуда не выходил, ни с кем не общался перед соревнованиями. Он аккумулировал энергию, настраивался.
- Как вы аккумулируете свою энергию? В чем себе отказываете?
- Я себе ни в чем не отказываю, но в соревновательный период лишний раз никуда не пойду и ни с кем общаться не буду.
- Некоторые спортсмены не смотрят соревнования по телевизору, чтобы не растрачивать энергию.
- В ответственные моменты, наверное, это помогает. Но я, допустим, смотрю абсолютно спокойно все матчи, например, по футболу. Интересные матчи, наш российский футбол я не люблю.
- Только не говорите, что вы смотрите швейцарский футбол...
- Я его каждый раз наблюдаю, футболисты рядом с нами тренируются (смеется). Но насчет боления... Я абсолютно не азартный человек в этом плане, не кричу, ни за кого так уж сильно не переживаю. Нет такого, чтобы я бегал по комнате, кричал, ломал стулья (смеется). На дорожке да, могу за наших пловцов из сборной покричать, попереживать. Не больше.
- По интернету гуляет скриншот одного журнала с анонсом на чемпионат России, где сообщается, что российские пловцы поборются за выход на Олимпиаду в Сочи.
- Я читал этот журнал! Мы боремся, но никак не можем туда пробиться (смеется). Думаю, этот вопрос находится в стадии разработки, и предпринимаются попытки сделать так, чтобы мы могли выступить в Сочи (смеется).
- Вообще зимние виды спорта любите?
- Естественно, я смотрю биатлон, лыжи, хоккей. А домашняя Олимпиада, она вообще не может быть неинтересной. Следить буду. Зимние виды спорта у нас хорошо освещаются.
- Какие у вас планы на осеннюю часть сезона? Этапы Кубка мира?
- До этого еще надо дожить. В этом плане у меня все решается в последнюю минуту, посмотрим. Вполне возможно, что проедусь по европейским этапам Кубка мира. Единственное что - я не совсем люблю короткую воду.
- Большинство российских пловцов ее любит. Там много медалей...
- Вот да, там много медалей, поэтому, наверное, болельщики скорее любят короткую воду. Лично я ее не люблю. Много поворотов... Там вообще все иначе. Предпочитаю 50-метровый бассейн. Да и мало ли кто что любит. Может, все любят прыгать с крыши! Что теперь?
- А с моста? С моста бы прыгнули? (Евгений) Коротышкин как-то рассказывал о своем прыжке с моста.
- Банджи-джампинг? Я тоже сделал это в прошлом году. Было не так уж страшно лететь вниз. Куда страшнее было висеть и ждать, когда тебя медленно-медленно начнут поднимать вверх. А лететь... Ну летишь и летишь себе. Нет в этом ничего такого.
- Может быть, вам тогда в хайдайвинг пойти?
- Нет, со своей спиной и со своим ростом я не смогу исполнить ни один кульбит, а вот посмотреть было бы интересно.