Генеральный директор АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года" Владимир Леонов в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову подвел первые итоги студенческих Игр в Казани, рассказал о проблемах, с которыми столкнулись организаторы, а также поделился самым ярким впечатлением от соревнований.
- На протяжении нескольких лет Вас спрашивали о том, будет ли готова Казань к проведению Универсиады. Сейчас будет уместен другой вопрос – оказалась ли она, на ваш взгляд, к ней готова?
- До конца Игр осталось совсем немного времени. Уже пройден достаточно короткий по времени, но по факту большой путь. В преддверии Универсиады я говорил о 90 процентах готовности Казани, а сейчас можно сказать, что мы оказались готовы практически на все сто. Оказались готовы и к различным обстоятельствам, и к погодным условиям и, как оказалось, к тем или иным форс-мажорам, которые возникали во время Игр. На сегодняшний день все проходит в штатном режиме. Каких-то кризисных внештатных ситуаций не было. Если говорить о клиентских группах, то основные из них - участники, спортсмены, официальные лица, которые посетили Казань, не просто довольны, а под большим-большим впечатлением. И не только от организации Игр, но и от ауры мероприятия, ауры нашего города, которая действительно стала спортивной столицей России. Проведение Универсиады еще раз подчеркнуло этот статус Казани.
По всем направлениям мы оказались на первом месте. С точки зрения количества спортсменов, количества и качества объектов, количества видов спорта, по которым проходили соревнования – были побиты все рекорды. Более 60 рекордов Универсиад были установлены в процессе состязаний. Следующим организаторам будет сложно выдержать такой темп и чем-то еще раз удивить. Очень приятно, что Игры привлекли очень большое внимание средств массовой информации. Об Универсиаде говорил весь мир. И я знаю об этом не понаслышке, самый проверенный метод – это сарафанное радио. Когда кто-то, с кем ты давно не общался, положительно высказывается об Универсиаде. Причем эти отклики не надуманные, а совершенно искренние.
По статистике, которую мы изучили совместно с FISU, наша телевизионная аудитория составила более 3 миллиардов человек. По той же четкой статистике церемонию Открытия посмотрели более миллиарда человек, и сегодня к нам обращаются с тем, чтобы повторить ее в телевизионном эфире, настолько шоу впечатлило телезрителей.
- То есть вы как генеральный директор АНО "Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года», довольны тем, что увидели в исполнении своих сотрудников.
- Я, правда, очень доволен и испытываю внутреннее удовлетворение от проделанной работы. Понятно, что у меня была своя зона ответственности, но один в поле не воин. Банально, но это действительно так. Мы провели практически Олимпийские игры по формату, с точки зрения всех сервисов, всех клиентских групп, транспорта, видов спорта, безопасности, питания. Это комплексное крупное мероприятие с огромным количеством направлений, в реализации которых задействованы определенные люди. И самое большое счастье для меня, что все эти механизмы сработали.
Не скажу, что на сто процентов сработали, как часы, были некоторые сбои. Но они возникали не потому, что мы что-то не предусмотрели. Некоторых моментов мы просто не ожидали. Мы были готовы ко многому, но некоторые проблемы возникают лишь непосредственно "в бою". Определенные ситуации было достаточно проблематично спланировать или спрогнозировать, но, несмотря на это, проработка тех или иных рисков была. Просто при переходе от теории к практике теоретическая схема не всегда срабатывает. Нужно принимать оперативные решения в конкретной ситуации, молниеносно реагировать на возникающую проблему.
И, в целом, четко сработала не только дирекция Универсиады. Четко сработал механизм под руководством Игоря Ивановича Шувалова как председателя организационного комитета. Практически все глобальные решения были приняты именно на уровне оргкомитета Игр.
Виталий Леонтьевич Мутко на протяжении всего турнира находится в Казани, сам контролирует многие вопросы, сам во всем участвует, сам вовлечен в процесс от и до. Конечно же, президент Республики Татарстан, председатель правительства, мэр города. Эти люди действительно горели проектом Универсиады, как и я. На протяжении всех пяти лет подготовки они вникали во все подробности, всегда были в курсе всего происходящего. Любой из них может дать подробнейшее интервью и рассказать обо всех цифрах с глубокой детализацией. И это несмотря на то, что Универсиада - лишь один из проектов, который они курируют. Это еще один показатель того, что к процессу подготовки и проведению Игр никто не относился равнодушно.
И подобное отношение руководства передалось и всем остальным. Каждый житель, каждый человек, который был вовлечен в подготовку к Универсиаде прямо или косвенно, старался по мере своих сил способствовать реализации проекта. И мы видим, что Казань сегодня встречает гостей на высшем уровне, все сервисы работают, люди улыбчивы и доброжелательны.
Опять-таки, если говорить о переходе от теории к практике. Когда мы готовились к Играм, мы много говорили о волонтерах, которые должны были создавать душу этих Игр, и мы видим, что они и правда ее создают. Они молодцы. Эти ребята со всех регионов России, которые работают с утра до ночи. Они – одно из важнейших наследий Игр. У нас растет замечательная, искренняя, правильная молодежь. И это не пустые слова. Это уже проверено практикой.
- Если говорить в целом о проекте Универсиады. Какова его итоговая стоимость?
- Стоимость Универсиады составила 228 миллиардов рублей. Это весь бюджет Игр, в том числе инфраструктурный и операционный. В эту сумму входит стоимость всего, что было сделано для Игр, во имя Игр и во время проведения соревнований. Здесь все спортивные объекты, это деревня Универсиады, аэропорт, железная дорога, станции метро, уличная дорожная сеть, фасады зданий, IT-технологии, церемонии открытия и закрытия. Отголосок этих Игр будет греметь еще долго. Это чувствуется, это можно потрогать, это можно посчитать. У нас каждый год, если говорить о федеральном и республиканском финансировании, проходила комплексная проверка Счетной Палаты РФ. Мы каждый год проходим эти проверочные мероприятия, причем проходим без замечаний, поскольку у нас очень жесткая система контроля денежных средств.
Это те деньги, за которые смогли реализовать этот проект мы. Сравнивать с другими Универсиадами достаточно сложно. Если говорить об Играх в Белграде и Шэньчжэне, то это разные Универсиады. Разное количество объектов построено и отремонтировано, разные подходы к реализации проекта, в конце концов разное географическое положение, которое также налагает отпечаток, например, на стандарты строительства.
- Сколько всего людей было задействовано при проведении Универсиады?
- Если говорить о дирекции Универсиады, то сегодня у нас работает порядка 880 человек штатного персонала и чуть больше трех тысяч временного. Это нормальная практика, особенно по временному персоналу. У нас огромное количество объектов, как спортивных, так и не спортивных. Временный персонал нанимается на определенный срок. Волонтеры – 20 тысяч человек, хотя заявок было в 2,5 раза больше. Это лучшие, действительно, лучшие ребята со всей нашей страны, Республики Татарстан, Казани и даже зарубежья. В целом, мы, конечно, делали упор на наших ребят, поскольку Татарстан все-таки студенческий регион. 15 тысяч, работающих на Играх в качестве волонтеров – это представители Казани и Татарстана, и порядка пяти тысяч - это иногородние волонтеры, в том числе и иностранные. На протяжении двух лет мы создавали в каждом крупном федеральном регионе рекрутинговые центры, и там эти ребята проходили обучение. Лучшие приезжали в Казань, и уже здесь проходили дополнительную подготовку.
- Количество туристов, посетивших город за время проведения Универсиады, известно?
- Мы еще собираемся проводить аналитику и собирать статистику заездов из гостиниц и аэропорта, но уверен, что та цифра, которую мы получим, будет больше тех ста тысяч, о которых мы говорили изначально. Окончательные итоги мы опубликуем уже после окончания Игр.
- Вы сказали о сарафанном радио, и нельзя не спросить о вашем мнении о том, что говорили об Универсиаде. Например, о письме волонтера, который жаловался на тяжелые условия работы.
- Я в целом скажу об этих письмах. Это совершенно нормально, когда у человека есть мнение. И здесь не может быть правильного или неправильного мнения, каждый волен высказываться. Обращения, подобные тому, о котором говорите вы, не были регулярными. Если бы описанная ситуация была системной ошибкой, то обращения были бы не разовыми, мы получали бы сотни их. При таком объеме работы у нас была возможность реагировать только на системные ошибки. Единичные случаи решались на местах, в рабочем порядке.
Всякое ведь может быть. Возможно, человеку просто захотелось написать, чтобы на него обратили внимание. По факту системных сбоев и ошибок, где были бы массовые негодования и обращения, не было. Были частные случаи, однако они, безусловно, субъективны. И это не только мое мнение. Если проблема становится системной, мы начинаем реагировать. А если частный случай, то мы не стремимся обратить ее в системную ошибку.
- Второе, о чем много говорят: дирекция универсиады раздала билеты рабочим, обязав их посещать Игры, чтобы, не дай бог, трибуны были пустыми.
- Мы не раздавали ни одного билета. Продажи билетов мы начали за год до старта Игр – 6 июля 2012 года. Полностью были реализованы билеты на церемонию открытия, хорошо была построена реализация билетов по ряду видов спорта, например, художественной гимнастике. Но по ряду видов спорта, менее популярных, мы понимали, что для заполнения трибун необходимо будет принять некоторые административные меры. Однако билетов мы не раздавали и никого не заставляли приходить на соревнования, мы пошли по отраслевому принципу. Пригласили руководителей предприятий, договорились о цене в 50 рублей и реализовали эти билеты среди сотрудников предприятий, чтобы трибуны не пустовали на ряде непопулярных видов спорта или на таких крупных объектах, как Центральный стадион, где проходила легкая атлетика.
Но спортивная программа Универсиады начала пользоваться бешеной популярностью, начался ажиотаж. Уже после начала Игр, после грандиозной церемонии открытия, многие захотели быть вовлеченными в процесс. Это, к сожалению, тоже система. Билеты были доступны в свободном режиме целый год, но колоссальный спрос на них появился именно в дни Универсиады. Доходило до того, что люди, приходя в кассу, хотели приобрести билеты на баскетбол или волейбол, а когда узнавали, что их нет, покупали на шахматы. Людям захотелось посетить мероприятия Универсиады, чтобы потом рассказать, что и они были здесь. Это приятно. Пусть даже были некоторые проблемы, но очень приятно, что были аншлаги. Что было на финальном матче у волейболисток! Я такого никогда не видел.
На соревнованиях по легкой атлетике на стадионе "Центральный два дня подряд были полные трибуны. Представители федерации и объекта говорили, что даже на футбол столько зрителей не собирается. И на утренней сессии были полные трибуны, и на вечерней. Это такой по-настоящему хороший посыл, хороший ажиотаж. Да, были сбои на протяжении первых дней, когда мы не оказались готовы к такому объему спроса, но затем все наладилось, мы поменяли систему распространения, некоторые моменты исправили и дополнили. Удалось оперативно среагировать и выправить ситуацию, которая была близка к кризисной. Однако такой высокий интерес людей - это тоже, безусловно, показатель успеха нашего проекта.
- Большие очереди у дверей стадионов – еще один момент, на который жаловались зрители.
- Надо понимать, что усиленный контроль – это элемент концепции безопасности. У нас были просчитаны все входы, было произведено зонирование, было закуплено и установлено необходимое количество оборудования. Мы просили всех, кто посещал соревнования, приходить заранее, но, к сожалению, большинство зрителей привыкли приезжать прямо перед началом состязаний. В итоги образовывались очереди, но они, к сожалению, были неизбежны, поскольку существует определенный регламент досмотровых зон. Поставить больше "рамок" на некоторых объектах было физически невозможно. Однако большинство зрителей относились к очередям с пониманием.
Можно было, конечно, вообще открыть все объекты, не производить досмотр, но все это делалось для того, чтобы люди чувствовали себя в безопасности. И здесь нужно подчеркнуть, насколько четко сработали наши силовые структуры. Лишь поначалу возникали некоторые шероховатости, но все было отлажено очень быстро. Никаких личностных конфликтов, все очень четко, вежливо и профессионально. После двух-трех дней подобной работы служб безопасности, даже те зрители, которые, возможно, и были настроенные на конфликт, успокаивались и вели себя очень интеллигентно.
На самом деле, в ходе мероприятий Универсиады у казанцев формируется новая культура посещения спортивных мероприятий. Зрители стали приходить на мероприятия заранее, чтобы не стоять в очередях. Мы же со своей стороны создаем все условия для того, чтобы их ожидание на трибунах было веселым и приятным, на всех объектах есть анимационные программы и кейтеринг. Из проблемы с очередями мы сделали правильный вывод, и, я надеюсь, он пойдет на пользу будущим организаторам.
- Несколько слов о наследии. Понятно, что не удастся проводить в каждом объекте какие-то соревнования каждый месяц…
- Удастся. Поверьте. Мы проводим в Казани более 300 спортивных мероприятий в год. Каждый объект задействован, и с загрузкой объектов проблем никаких нет. Мы проводим огромное количество соревнований – первенств, чемпионатов разного уровня. На каждом объекте открыта детско-юношеская школа, каждый объект абсолютно открыт для посещения горожанами. На самых крупных объектах проводят свои соревнования профессиональные клубы.
У нас появились два новых объекта, которые требуют особого подхода в обеспечении загрузки, но по одному из них у меня нет вообще никаких сомнений – Дворец водных видов спорта. Сразу после сдачи объекта, на нем прошли три чемпионата России, престижнейший международный турнир по прыжкам в воду, а теперь – Универсиада. И после Игр он будет активно использоваться. В частности, например, в Казани, к сожалению, не было секций синхронного плавания, поскольку не было необходимых для занятий условий. Теперь они появились на базе Дворца водных видов спорта. Уже есть договоренность с федерацией, которая готова привезти в Казань тренеров, а с сентября начать набор детей.
Прыжки в воду – прекрасный, безумно красивый вид спорта. И здесь тоже есть договоренность о начале тренировок с сентября. Мы начали подготовку, и к чемпионату мира по водным видам спорта, который пройдет в 2015 году.
Еще одии огромный объект – футбольный стадион "Казань-Арена". Буквально на днях в Казани был Фабио Капелло, мы провели для него venue-тур. Во вторник на арене был представитель FIFA, технический директор по чемпионатам мира по футболу, Юрген Мюллер. Он осмотрел стадион и сказал, что это один из лучших с футбольной точки зрений стадионов, из существующих в мире. После Универсиады там будет постелен газон, и арена станет домашней для казанского "Рубина". С Виталием Мутко и РФС мы уже говорили, что этот стадион может использоваться для проведения матчей сборной России. Это большое подспорье и Москве, и Санкт-Петербургу. Такой стадион нужно использовать, и мы обязательно будем это делать. Тем более что зрительский интерес после Универсиады вырос.
А Центральный же стадион будет полностью переоборудован под проведение состязаний по легкой атлетике, тем более все предпосылки для этого есть. Мы сделали там полную реконструкцию, поменяли все легкоатлетические дорожки, создадим зону для метания. Есть задумки о проведении юношеского чемпионата мира по легкой атлетике, но пока это в процессе обсуждения.
- Ваше самое яркое спортивное впечатление от Универсиады.
- Мне не так часто удавалось посещать соревнования, но смог с сыном вырваться на водное поло. Я сам занимался им девять лет. Был полуфинал Россия – Сербия, мужской турнир. А я слежу за российской сборной. К сожалению, в последнее время у нас команда не на таком уровне, который был, когда я увлекался водным поло, и когда Ирек Зиннуров был капитаном олимпийской сборной, он был для меня кумиром. И во время игры, на которой я был, он сидел рядом со мной, комментировал встречу. Матч был очень ярким, трибуны были полны. Россияне выиграли с разницей в один мяч. И рядом был мой сын, мое подрастающее поколение.… И, несмотря на то, что это был не финал, я получил глубокое удовлетворение от посещения игры. Было очень хорошо. Пожалуй, пока это самое яркое событие, связанное со спортом. Надеюсь, наши победят венгров в финале. Если получится, обязательно схожу на эту игру.