Многократный паралимпийский чемпион Алексей Ашапатов в интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Алене Шиловой рассказал об успехах российских спортсменов на организованном Международным паралимпийским комитетом (IPC) чемпионате мира по легкой атлетике, признался, что не ожидал от IPC решения полностью убрать его класс из дальнейшей программы Паралимпиад, и заявил, что намерен перейти в другой вид спорта, чтобы участвовать в Играх в Рио-де-Жанейро.
Паралимпийцы чувствуют себя гостями на спортивных базах
- Впервые в истории сборная России заняла первое место на чемпионате мира IPC (53 медали, 26 золотых). Ему предшествовало второе место на ЧМ-2011 и успешное выступление на Паралимпиаде в Лондоне. Результат ЧМ закономерен?
- Это показатель развития, прогресса: с каждым годом мы коллективом сборной улучшаем свои результаты. Конечно, сборная Китая на этом чемпионате была представлена не в полном составе, и нам было проще бороться с соперниками, ведь, наши конкуренты в медальном зачете, в основном, китайцы. Но мы выступили очень удачно, что говорит о том, что вообще паралимпийский спорт в России развивается хорошо, мы получаем внимательное отношение со стороны руководства страны, главы государства. Поэтому такие результаты. Главное, что все развивается и развивается правильно.
- Команду Китая на ЧМ представляли 22 атлета, от России выступало 66. Вы полагаете, что в случае выступления китайцев первым составом, итоговая картина была бы другой?
- Да, с китайцами нам пока тяжело бороться. Они задействованы во всех видах, по несколько человек. У нас же такие "медалеемкие" виды, как коляски и сопутствующие классы (с тяжелыми формами инвалидности), пока не развиваются. Важно, чтобы руководство акцентировало внимание на этих видах, чтобы они начали прогрессировать. Если это случится, будет большое подспорье для сборной, для дальнейшего роста результатов в общекомандном зачете. Американцы тоже больше всего медалей завоевали "колясками".
- На Паралимпиаде сборная была второй. Действительно ли паралимпийский спорт в России на таком высоком уровне?
- Сейчас чувствуется подъем, потому что идет развитие многих видов спорта. Раньше была узкая направленность – в основном развивалась легкая атлетика. Команды выезжали меньшим составом, меньше было видов. Сейчас сборная старается захватить все виды спорта, из-за чего по всей России началось целенаправленное развитие именно тех видов, которые не так были развиты до этого. Вот пример нашего центра спорта инвалидов в ХМАО: у нас уже очень много видов, которых еще нет в программе Игр, но думаю, что со временем они появятся. Работа ведется по всем видам спорта равноценная, целенаправленная и результат будет. И такие центры создаются во многих городах. Это чувствуется по количеству ребят, которые приезжают на чемпионат России, оно с каждым годом растет.
- Заметно изменилось отношение государства к спортсменам-паралимпийцам: например, вознаграждение за победы на чемпионатах Европы, мира и Олимпиадах сравнялось со здоровыми спортсменами. А что касается отношения, ситуация такая же? Вы чувствуете, что вы на равных?
- Пока такого ощущения нет. Все равно мы чувствуем себя гостями на базах, где тренируются здоровые сборные: они устанавливают правила, время, когда им удобно, не считаясь с нами. Идут на уступки, но конечно, хотелось бы иметь свою базу, где мы были бы хозяевами и спокойно готовились круглый год, не задумываясь о том, что тренироваться нужно выходить либо рано утром до 10, либо в обеденное время, в самый солнцепек. Думаю, что со временем у нас такая база будет. А так мы тренируемся на лучших базах, которые есть в России для легкоатлетов (в Сочи и перед крупными чемпионатами нас пускают в УТЦ "Новогорск"), мы не обделены вниманием. Вообще важно наладить дружеские отношения со здоровой сборной, все-таки мы делаем одно дело, и двигаться надо вместе.
- По крайней мере, в плане побед вы – пример для здоровой сборной.
- Там другие цели и задачи. Нам никто задач не ставит. Такой результат, который мы показываем, больше следствие желания самих спортсменов.
- Задачи по медалям вам не ставят, но все спортсмены - что на Паралимпиаде, что на чемпионате мира сейчас - говорили о желании помочь сборной России выиграть.
- Все, кто приходит в сборную, становятся профессионалами, а задача любого спортсмена - победить. Все это понимают и делают. Аппетит приходит во время еды, и здесь также - выиграв один забег, они настраиваются на победу в другом. Это правильно.
На ЧМ снова победил сам себя
- Состав сборной по легкой атлетике после Паралимпиады обновился, появились молодые спортсмены, и многие из них говорили, что вы, как капитан, помогали им на чемпионате мира.
- У нас вообще очень дружная команда, а не то, что я один, как старший товарищ, хожу и всех учу. Конечно, на своем примере стараюсь показать правильное отношение. Стабильно выступаю на всех основных соревнованиях с хорошими результатами, и многие стремятся тоже именно в таком ритме выступать. Никто не дает слабину. Потому что если ты дашь слабину, то молодые ребята увидят и тоже начнут где-то халявить. А у нас цели одни, задач много и тут никому нельзя расслабляться. Дай бог, если мой пример многим пойдет на пользу, они также дальше будут выступать и серьезно настраиваться на все старты, как я.
- Для вас после второй успешной Паралимпиады тяжело было найти мотивацию и подготовиться к чемпионату мира?
- Чемпионат мира после Паралимпиады - очень тяжелый старт, это преодоление себя в очередной раз, потому что подготовка к Играм в Лондоне была очень сложная, изматывающая, длинная. После того, как ты пахал три года без перерыва, действительно, тяжело найти мотивацию. И тяжело было выйти из того состояния после Олимпиады, потому что не тренировался, а занимался здоровьем. У меня не очень большой был перерыв после Игр, чтобы подготовиться к чемпионату мира, и я в очередной раз убедился в своих силах, что умею в нужный момент настроиться, подготовился достаточно удачно, хорошо выступил. В очередной раз была борьба с собой, и снова сам себя победил (улыбается).
- Вы лично ожидали, что у всей сборной будет такой результат?
- Многие молодые ребята не полностью раскрылись на Паралимпийских играх, а еще появились новые ребята, которые хотят быть первым номером сборной. Конкуренция в команде растет, и она подстегивает всех на движение и медали. Сейчас уже просто так ни у кого не получится выиграть. Хорошо, когда есть конкуренция, это прогресс, движение вперед. И первое место сборной России сейчас можно было ожидать после выступления в Лондоне и на предыдущем чемпионате мира. Мы приехали в Лион основным составом, и уже можно было ждать высокого результата, когда многие сборные взяли перерыв.
- В любом случае, удивление иностранцев по поводу лидерства России было очевидно.
- Америка, Бразилия, Украина приехали в боевых составах. Конечно, им тяжело сдавать позиции, когда они всю жизнь были в лидерах, а тут появились россияне и начали выигрывать все. Но негатива я не заметил. А удивление есть. Но ничего страшного, привыкнут.
- То есть сборная России теперь первое место не отдаст?
- Да, надо приучить всех к тому, что у нас очень сильная команда и с русскими надо считаться.
Придется менять вид спорта
- Главная тема после чемпионата мира – изменение программы в легкой атлетике. Сокращают некоторые классы, убирают виды, в результате чего россияне потеряют много медалей. Вас это касается напрямую. И спортсмены сборной России обеспокоены, что их капитана лишают возможности участвовать в соревнованиях, а сборную России лишают капитана.
- Да, это действительно меня хорошо коснулось (улыбается). У меня полностью убирают и ядро, и диск, и копье. Вообще весь 58-й класс, где я выступал, у мужчин и женщин убирают полностью. Почему? В Паралимпийском комитете сидят думающие люди, которые размышляют о развитии каких-то видов, которых не было ранее. По моему мнению, сейчас урезают многие очень зрелищные виды, интересные, где показывались высокие результаты. Люди уже стремились к результатам здоровых спортсменов, а сейчас эти виды сокращают. Я сомневаюсь, что это правильно.
- Нет ли в этом умышленных действий против России?
- Со стороны действительно может показаться, что против России какой-то заговор: убрали много видов там, где у нас золотые медали, и это очень обидно. Но мы не одни такие, многие сборные остались недовольны. Где-то политика IPC в плане развития правильная, а где-то – идет в ущерб интересам спортсменов. Но я думаю, что никто из тех ребят, у кого убрали классы, не будет унывать, потому что есть и другие виды. Может быть, даже придется переходить в другие дисциплины. Может, за счет этого они хотят сделать еще больший скачок, чтобы было больше молодых спортсменов, новых видов и дисциплин? Все равно все будет хорошо. Русские люди умеют перестраиваться, настраиваться и если где-то убудет, добавиться в другом. Будем бороться так, чтобы на следующих Играх у нас количество медалей не уменьшись из-за того, что урезали столько видов.
- Вы четырехкратный паралимпийский чемпион – дважды в толкании ядра и дважды в метании диска. Что вы сами будете теперь делать?
- Есть другие виды, будем думать, времени еще много. Увидите, когда будут следующие крупные соревнования. Конечно, тяжело в 40 лет менять вид деятельности, но будем двигаться дальше: еще узнают обо мне в новом виде. Я долго и волейболом занимался, и армреслингом. Столько лет в спорте, уже наработаны определенные физические кондиции, могу проявить себя в другом амплуа.
- Вы были готовы к такому решению Международного паралимпийского комитета?
- Честно говоря, не ожидал, что полностью уберут класс, думал, что хотя бы один вид оставят. Нам ничего не объяснили, никому это не понятно. Загадка, что они хотели этим сделать. Но они так категорично убрали этот класс, а ведь для многих ребят из других стран, кто выступал в одном виде, это был заработок, жизнь. А сейчас им тяжелее, чем мне, потому что я могу найти другой вид, а им, возможно, придется заканчивать. И тут переживаешь, потому что это касается не только этих спортсменов, но и их семей, детей.
Что не делается все к лучшему, может, думают, что будет прогресс. Были случаи в истории паралимпийского спорта, когда некоторые виды убирали, а потом возвращали опять, и так шло развитие. Может быть, это еще и не окончательное решение, потому что много сборных будут писать протесты, просить пересмотреть вопрос. Надеюсь, что коллективные письма рассмотрят, так что унывать не надо, надо дальше жить, готовиться, двигаться вперед.
- Вы уже представляете, как на следующих крупных соревнованиях - на чемпионате Европы в 2014 году - будете выступать в другом виде?
- Да, подготовлюсь к чемпионату Европы в другом виде, догадываюсь даже в каком, но говорить пока не буду (улыбается).
- Паралимпийцам и так приходится пройти через многое, спорт становится для них смыслом жизни. Ненормально ведь заставлять их завязывать…
- Конечно. Но, наверное, в IPC считают, что люди прошли реабилитацию и уже готовы к дальнейшей жизни. Может, в этом они видят задачи паралимпийского спорта?
- Какие у вас планы после чемпионата мира?
- Восстановиться, отдохнуть и с осени уже начинать готовиться к чемпионату Европы. Главное будет определиться с видом, и вперед. К январю уже будет ясно, к чему готовиться. Пока еще надеемся, что в IPC одумаются, если же нет, будет запасной вариант. А сейчас после чемпионата мира мы всей семьей будет отдыхать, путешествовать. И пока я даже не хочу думать о том, что будет, не хочу вникать в эти интриги. Когда все станет ясно - убирают или нет, спокойно начну подготовку.
Российские легкоатлеты должны успешно выступить на ЧМ в Москве
- Скоро в Москве стартует чемпионат мира по легкой атлетике. Вам это событие интересно?
- Я бы с удовольствием побывал, попереживал, потому что знаком со многими спортсменами. Хотелось бы поддержать наших ребят. Хорошо, что у нас в стране начали проходить такие масштабные мероприятия. Может быть, все-таки легкая атлетика возродится и поднимется на еще более высокий уровень, потому что отношение изменилось. Футбол теснит легкую атлетику со стадионов, но я считаю, что надо строить стадионы не чисто футбольные, а чтобы они были приспособлены и для легкой атлетики. Я не думаю, что футбол у нас более массовый спорт, чем легкая атлетика.
- За кого-то персонально будете переживать на чемпионате мира?
- Мне хочется увидеть всех звезд мировой легкой атлетики, начиная с Усэйна Болта, заканчивая метательными видами. Больше буду наблюдать и переживать за метательные дисциплины, которые мне ближе, за прыгунов в высоту, потому что мы проводим вместе много времени на сборах, друг у друга учимся. А паралимпийцы действительно вкалывают на тренировках очень много. Вообще легкая атлетика должна жить дружно - и здоровые, и паралимпийцы должны идти вместе, добиваться больших результатов. Я хочу пожелать всем нашим спортсменам удачи и успеха на чемпионате мира в Москве, чтобы российская легкая атлетика ворвалась на лидирующие позиции и занимала первые места в общекомандном зачете во всех чемпионатах. Пускай это начнется уже на ЧМ-2013.
- Елена Исинбаева, Анна Чичерова, Иван Ухов – медийные персонажи, звезды, которых знают все. Кого бы вы назвали звездой из состава паралимпийской сборной России?
- А у нас все звезды. Все те, кто преодолел себя и находится в команде, уже имеет право называться звездой. В моей жизни было много случаев, когда люди, став инвалидами, уходили в себя, терялись из этой жизни. А ребята, кто в сборной, живут полноценно, всех их есть за что уважать. У нас очень дружный коллектив, хорошая команда - одна большая звезда. И мне очень приятно быть ее капитаном. Мы всей командой России смогли занять первое место, весь этот коллектив – единое целое, и за счет этого мы победили.