В понедельник в учебно-тренировочном центре "Новогорск" состоялась организованная РИА Новости совместно с банком ВТБ, официальным партнером чемпионата мира по легкой атлетике, открытая тренировка сборной России по легкой атлетике. Главный тренер сборной страны Валентин Маслаков в разговоре с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Андреем Симоненко поделился подробностями хода подготовки к турниру.
- Валентин Михайлович, сегодняшнее нашествие полчища журналистов в Новогорск наверняка непривычно и спортсменам, и вам. Это можно считать дополнительной нагрузкой?
- Я привычен к этому, имею навыки общения с прессой. Нагрузка есть, но не чрезмерная. А для спортсменов, я считаю, сегодняшняя акция окажет положительное влияние. Они видят, что к ним есть интерес, что страна хочет знать, как они живут, как они готовятся к чемпионату мира. Это нормально - здесь собраны наши лучшие атлеты, и для популяризации вида спорта такая встреча пойдет на пользу.
- В целом внимания к легкой атлетике недостает?
- Конечно. Я давно работаю в легкой атлетике, около 40 лет, и помню советские времена, когда не было чисто футбольных или посвященных еще какому-то виду спорта изданий. Про легкую атлетику писали наравне с остальными видами, и я считаю, это правильно. Легкой атлетикой должны интересоваться все. Здесь все наши спортивные корни. Конечно, нам недостает развития в отдельных видах, где у нас резервы перехватываются. В той же гимнастике, в футболе дети начинают с ранних лет, в то время как в легкую атлетику приходят в 11-12-летнем возрасте. Это поздновато в плане развития физических качеств.
- Если перейти от общих проблем к проблемам сборной страны - за период между чемпионатом России и сегодняшней тренировкой произошли какие-либо события, повлиявшие на состав команды?
- Непредвиденное изменение у нас только одно: получила травму семиборка Татьяна Чернова, лидер мирового сезона. Мы на нее, конечно, рассчитывали. Не хотелось бы больше таких изменений, но легкая атлетика - вид спорта травматичный, где любая пробежка, любой прыжок может обернуться чем угодно.
- В каком состоянии подходят к чемпионату мира наши фавориты? У той же Анны Чичеровой были проблемы со здоровьем, помешавшие ей попробовать лужниковский сектор во время чемпионата России…
- Все чувствуют себя хорошо, и у Чичеровой нормально все сейчас, тренируется. Мы освободили ее от чемпионата России по ее просьбе, чтобы у нее была пауза для подготовки к чемпионату мира. На нее ложится большая ответственность, ей надо поддержать свое реноме олимпийской чемпионки и чемпионки мира. Верим, что все будет нормально, хотя соперницы у нее серьезные, та же американка (Бригетта Барретт) в нынешнем сезоне имеет прыжок на 2,04, она лидер сезона.
- В нынешнем году, наверное, рекордное за последние годы количество спортсменов освободили от отбора на чемпионате России, хотя в последнее время его необходимость постоянно подчеркивалась. Как объяснить это решение?
- Как я уже не раз говорил, нынешний сезон - очень сложный, в нем огромное количество соревнований. В частности, Европейская легкоатлетическая ассоциация борется за место под солнцем, и теперь, когда проходит крупный турнир мирового значения, как нынешний московский чемпионат, они в том же году соревнования не снимают, а, наоборот, добавляют. В этом году у нас состоялся командный чемпионат Европы, это очень серьезный старт, а через год они хотят проводить олимпийские европейские игры. Так что соревнования у нас только добавляются и добавляются. Вот мы и освободили около 30 человек от обязанности проходить отбор на чемпионате России, чтобы дать им возможность отдохнуть и подготовиться к крупнейшему старту сезона. Это действующие чемпионы мира, победители Бриллиантовой лиги, олимпийские чемпионы - и те, кто показывал высокие результаты по ходу сезона.
- Какая обстановка сейчас в команде? Ведь неизбежно то, что все ощущают психологическое давление перед домашним чемпионатом мира...
- Микроклимат каждой команды строится по-разному. Я с 2007 года являюсь главным тренером сборной, до этого был старшим тренером по спринту и барьерному бегу. И если до 2007 года такое давление было, то теперь мы стараемся работать максимально демократично, и климатом в сборной я доволен. С 2008 года все спортсмены могут практически без ограничений участвовать в коммерческих стартах. Раньше такого не было. Перед чемпионатом мира или Европы наши атлеты в коммерческих стартах не участвовали. И это вызывало массу проблем со стороны менеджеров, да и самих атлетов, потому что понятно, что такие старты - это не только соревнования с сильными соперниками, но и вопрос денег. Теперь у нас все просто: если спортсмен и тренер ведут себя положительно, оправдывают все надежды, то ради бога - пусть ездят.
- Но ход подготовки спортсменов к чемпионату мира наверняка контролировать сложнее…
- Безусловно, но мы специально проводим внутренние турниры для того, чтобы оценивать их уровень готовности. А тем спортсменам и тренерам, которых мы освободили, мы доверяем.
- Не во всех видах мы воспользовались своим правом хозяев чемпионата мира заявить спортсмена без норматива… Так, в женской стометровке у нас не будет участницы.
- Дело здесь вот в чем. Чемпионка России Ольга Харитонова (Белкина) показала очень средний результат - 11,51. С ним она может выступить на чемпионате мира разве что в предварительном забеге, да и то быть не на первых ролях. В прошлом же году она показывала очень неплохие результаты. Но потом у нее была травма, серьезная операция, очень сильный разрыв. Полгода она хромала. Нам бы не хотелось спортсменку подставлять, травмировать - пусть вылечится, созреет и потом выступает.
- В мужском спринте видите хоть какие-то просветы? Тот же Александр Бреднев, наш единственный участник чемпионата мира, подавал надежды…
- Все там сложно. Бреднев действительно для нашего российского спринта в прошлом году выступал уверенно, я бы даже сказал - блестяще. Но, к сожалению, нынешний сезон провел бледно. Если говорить в целом, просвет какой-то появляется. Но не могу сказать, что завтра уже все будет готово. Проблема у нас, кстати, и в женском спринте - мы сильно потеряли по сравнению с 2008 годом, когда наша команда выиграла Олимпийские игры в эстафете. Проблема с резервом - нет сильных юниоров. По юношескому возрасту одна есть неплохая девочка, но только одна, а надо пять, шесть, семь…
- То есть именно здесь могли бы помочь легионеры, о которых в последнее время стали говорить все чаще?
- К сожалению, в спринте у нас еще не скоро появятся легионеры, потому что спортсмены из стран Карибского бассейна к нам ехать не хотят. А вот кенийцы, эфиопы - это возможно, но это средние и длинные дистанции. Во всяком случае, мы ведем с ними переговоры, и я думаю, что в ближайшее время к нам приедут молодые спортсмены из этих стран. Они будут у нас учиться в институте - это, наверное, будет Казань. Приедут вместе с тренерами, и к работе с ними мы подключим наших специалистов. Тренироваться они будут совместно. Методика будет совершенствоваться, сборной будет на что опереться, и (олимпийский чемпион в беге на 800 метров) Юрий Борзаковский в одиночестве не останется. Перспектива у нас есть.
- Когда можно ожидать приезда первых натурализованных легкоатлетов?
- Думаю, уже в конце этого года они у нас появятся.