Во вторник 21-летняя россиянка Елена Лашманова стала чемпионкой мира, добавив в свою золотую коллекцию последнюю важнейшую награду в спортивной ходьбе. Из-за пишущих и снимающих журналистов ее путь от арены до комнаты допинг-контроля занял почти два часа. Тем не менее, олимпийская чемпионка согласилась уделить несколько минут корреспонденту "Р-Спорт".
Финишировала два раза
- Елена, на вас же лица нет. Неужели не осталось сил на радость?
- Я расстроилась (улыбается). Все из-за этой ошибки на финише. Подумала, что дистанция уже закончилась, а нужно было еще круг идти. Я боялась, что судьи покажут записку или что Аня (Анися Кирдяпкина) меня обойдет. Оборачивалась, видела, что она все ближе и ближе. Медаль отдавать не хотелось, поэтому нашла в себе силы еще ускориться. Даже не знаю, что сейчас чувствовала бы, если эта ошибка повлияла на результат.
- Но все же это – золото чемпионата мира. Обычно люди ему радуются.
- Да я еще не осознала, наверное, что победила. Плюс все-таки накапливается усталость, хочется отдохнуть, а не радоваться.
- Тренер не объяснял, где нужно финишировать?
- Наверное, говорил, но я не понимала, что он конкретно имеет в виду. Думала, разговор о чем-то другом. Мальчишек же я не смотрела, не видела этот круг по стадиону. В общем, была в шоке. В итоге зрители показали, что нужно идти дальше, а я им поверила.
- Может, организаторам стоило как-то по-другому трассу продумать?
- Нет, дело совсем не в этом. Сама трасса была очень интересно продуманна – начинаешь на стадионе, потом возвращаешься. Такая же схема была на Гран-при в Италии, это намного интересней, чем наматывать обычные круги.
Китаянки удивили
- На Олимпиаде вы были "темной лошадкой", теперь выходили на старт в статусе мировой рекордсменки. Есть разница?
- Наверное, нет. Волнение было, но оно есть перед любым стартом. Разве что тот факт, что дома выступали, как-то добавлял эмоций. Мне кажется, вся Мордовия сюда приехала за нас болеть.
- На дистанции были моменты, когда нужно потерпеть? За исключением, конечно, финишного круга.
- Когда шли уже вдвоем с Аней, она постоянно прибавляла темп. И я все время думала, что не смогу удержаться. Но потом вкатилась, а чуть позже оторвалась. Этот момент был самый сложный.
- От кого ждали конкуренции сегодня? От китаянок?
- Да, даже немного удивились, что они постоянно находились на втором плане. Изначально считали, что китаянки будут бороться с нами. Но потом на поворотах увидели, что они к нам не приближаются, и стало ясно – они сегодня нас не догонят.
- Были какие-то задачи по времени? Может, приблизиться к мировому рекорду? Или изначально нацеливались только на медаль?
- По времени никаких задач не было – только борьба за место. Мы с самого начала пошли в темпе по 5 минут за километр. Это наш средний темп, который наматываем на тренировках. Если сравнить с Олимпиадой, то там мы с самого начала шли 4,25. Это – большая разница в скорости, поэтому задача была держаться в группе и в какой-то момент сделать рывок.
С Каниськиной скорости были бы выше
- То, что на трассе не было Ольги Каниськиной, сильно повлияло на результат?
- Очень жаль, что Каниськина не смогла выступить. А почему нет? Она, так же как и мы, была отобрана на чемпионат мира. Оля если бы выступала, то была бы одним из лидеров, это точно. Я даже допускаю, что кого-то из нас могли бы и снять в процессе. Потому что скорости бы возросли, а техника у нас не самая идеальная.
- По ходу гонки вы иногда переговаривались с Кирдяпкиной. Обсуждали тактику?
- Вначале ничего сверхъестественного не говорили. Мы шли друг за другом, и Аня просила воды подать. Потом, когда уже шли первыми, Аня сказала, что нас догоняют и пора увеличить темп. Ускорились, слаженно работали, а потом уже стали разбираться – у кого, какая задача была, тот то и делал.
- У вас же индивидуальный вид спорта. Неужели нет соперничества внутри команды?
- Мы же тренируемся вместе, постоянно поддерживаем друг друга и знаем, кто на что готов. Поэтому хоть вид спорта индивидуальный, мы здесь выступаем как в команде. Каждая на дистанции выполняет свою задачу, а победа… как судьбой написано, так оно и выходит.
- Ваша команда могла сегодня завоевать весь подиум. Но, увы, Веру Соколову сняли за 500 метров до финиша.
- Ужасно обидно за Веру! Она была готова, и также хотела завоевать медаль чемпионата мира. Обиднее могло бы быть только в том случае, если бы сняли после финиша. Такое у нас тоже бывает. Но, повторюсь, ужасно обидно.
За последнюю неделю прошла 150 км
- Вы – олимпийская чемпионка, чемпионка мира и обладатель мирового рекорда. И все это – в 21 год. Как заставите себя завтра выйти на очередную тренировку на сколько-то там километров?
- Просто надо спорт любить, вот и все. А когда любишь спорт, и когда есть полное взаимопонимание с тренером, то все в радость. Плюс теперь еще появляется ответственность перед людьми, перед республикой. Все это складывается в результат.
- Вы как-то говорили, что записываете тренировки. И сколько вы проходите обычно?
- Я вам так сказать не смогу – все по-разному. Но, например, за последнюю неделю, пока готовились к чемпионату, прошла, если не ошибаюсь, 150 километров.
- Изначально вы должны были участвовать на Универсиаде, но в окончательный состав не попали. Почему?
- Этого я вам не скажу (улыбается).
- Но в плане подготовке к чемпионату мира это вам помогло? Все-таки ваша соперница Кирдяпкина в Казани выступала и выиграла.
- Не думаю, что есть какая-то разница. Аня участвовала в Универсиаде, я – в финалах Гран-при. Так что по количеству стартов в этом году у нас с ней примерно одинаково.
Популярность мне не нужна
- Новоиспеченный чемпион мира Александр Иванов рассказывал, что не послушался Чегина во время своего захода в воскресенье. А вы?
- Бывает, что могу не послушаться Виктора Михайловича, но он ругается (смеется). В смысле не ругается, а делает замечания. Поэтому сегодня я его слушала с начала и до конца. Просто бывают ситуации, когда приходится самой принимать решения, как это было, например, на Олимпиаде.
- После Лондона ваша жизнь как-то изменилась?
- Со стороны прессы стало больше внимание – я уже столько интервью раздала за этот год, что не вспомню. Стали приглашать на разные светские мероприятия. Все остальное – по-прежнему. У нас не так много свободного времени, я стараюсь проводить его с семьей. У меня есть племянница, обожаю забирать ее из детского сада (смеется).
- В общем, звездой спорта вы себя не ощущаете?
- В Москве, наверное, меня точно на улице не узнают. Ну и пусть, я нисколько не расстраиваюсь и даже где-то немного радуюсь. Популярность мне не нужна.
- Неужели не хочется стать этаким "русским Усэйном Болтом", чтобы в мире говорили о вас, о ходьбе, о Мордовии?
- Нет, не хочу. Я для этого слишком стеснительная (улыбается). Я лучше буду русской Еленой Лашмановой.