Двукратный чемпион мира, нападающий ЦСКА Алексей Морозов в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Семену Галькевичу раскрыл обстоятельства своего ухода из "Ак Барса", вспомнил, как пятнадцать лет назад познакомился с главным менеджером армейцев Сергеем Федоровым, и рассказал о своей последней встрече с главным тренером сборной России Зинэтулой Билялетдиновым.
- Алексей, на сегодня у вас запланированы три больших интервью подряд. Каким был ваш рекорд по количеству интервью, записанных одно за другим?
- Обычно это происходило на чемпионатах мира. Многие журналисты просили об эксклюзивном интервью, и когда у сборной был свободный от игр день, мы договаривались об общении. Все-таки вам тоже нужно работу выполнять, я все понимаю. Рекорд? Думаю, что больше четырех-пяти интервью у меня никогда не было.
- По времени это сколько занимало?
- Получалось что-то около двух часов.
- Контрольный матч с "Клотеном" стал первым для вас в форме ЦСКА. Какие остались впечатления от дебюта?
- Уже скорее хотелось выйти на лед, если честно, очень соскучился по игре. В первом периоде было довольно тяжело – все-таки темп игры выше, чем на тренировках. Постепенно втянулся, стало полегче. "Клотен" - обычная, средняя команда, которая тоже еще только находится в процессе подготовки к сезону. В общем, четырех шайб нам хватило для уверенной победы, дебют можно признать удачным (улыбается). Главный тренер Джон Торчетти после матча сказал, что остался доволен нашей игрой.
- Все ждали вашего дебюта еще на прошлой неделе, когда ЦСКА встречался с "Атлантом". Почему не сыграли в московском матче?
- Просто не поставили на игру, тренер решил проверить других ребят. В Швейцарии сейчас почти тридцать игроков ЦСКА, и Торчетти нужно посмотреть всех, поэтому я не рассчитываю, что буду выходить в каждом матче. Впереди еще контрольный матч с "Югрой" в Москве, впереди Кубок мэра - у нас достаточно игр для того, чтобы набрать форму к старту сезона.
- В матче с "Клотеном" вашими партнерами по тройке были Сергей Широков и Николай Прохоркин. Пока нет ясности, будете ли вы выходить в том же сочетании в следующих играх?
- С тех пор, как команда вышла на лед недели три назад, мы тренируемся в одной связке, поэтому мне кажется, что пока будем играть вместе. Посмотрим, как будет дальше, устраивают ли тренеров наши действия. Мы с Широковым и Прохоркиным стараемся, на тренировках договариваемся, что будем делать, как играть.
- Против "Клотена" вы регулярно выходили на позиции защитника при розыгрыше большинства. Насколько комфортно вам в этой роли?
- Да, у нас такой чуть-чуть нестандартный розыгрыш, пытаемся запутать соперника (улыбается). Думаю, что справился со своей задачей – мы забросили две шайбы в большинстве.
- Это первый подобный опыт для вас?
- Можно сказать и так, я всегда играл как минимум на полборта ниже.
Одним из первых поздравил Федорова с подписанием контракта с "Детройтом"
- Сколько все-таки думали над предложением ЦСКА?
- Недолго. Когда узнал, что с "Ак Барсом" мы прощаемся на данном этапе, то начал общаться с руководством ЦСКА, после чего сказал своему агенту Алексею Ситникову, что хочу играть в армейском клубе. Агент начал договариваться обо всех нюансах.
- Чем вас так привлек ЦСКА?
- Подбором игроков, отношением к ним со стороны руководства, тем, что перед ЦСКА ставится задача выиграть Кубок Гагарина.
- Ключевые моменты вы лично обсуждали с главным менеджером ЦСКА Сергеем Федоровым?
- Конечно, мы встречались несколько раз, потому что за один день обсудить все мы просто не успели. У меня были вопросы по тренерскому штабу, хотелось знать, какую роль мне будет отводить тренер, потому что все понимают, что состав у ЦСКА очень сильный, есть Сашка Радулов, на котором строится первое звено, а мы оба правые нападающие… Много-много было разных вопросов, хотелось понять, как все это будет выглядеть, как мы будем играть. Все это мы и обсуждали с Сергеем Федоровым.
- Помните, как познакомились с Федоровым?
- Да, конечно. Это 1998 год, Олимпиада в Нагано. Тогда я был еще совсем молодой, а Федоров, Буре были для меня большими звездами. Многие ребята приехали в Нагано с женами, тренерский штаб разрешал приглашать их на обеды, а мы с Сергеем приехали одни, поэтому, когда возвращались из города в олимпийскую деревню на автобусе, то много разговаривали, он давал мне разные советы. Помню, что одним из первых поздравил Федорова с подписанием контракта с "Детройтом" - он ведь тогда бастовал.
- Вы предполагали, что после завершения карьеры Федоров займет руководящую должность?
- Думаю, этого никто не знал. Я вообще был уверен, что он еще года два-то поиграет, потому что последний сезон в магнитогорском "Металлурге" у него был очень хороший. Но судьба повернулась так, что он получил предложение от ЦСКА и не отказался от него. Сейчас у Федорова хорошая, интересная работа.
Мой уход мог быть кому-то выгоден в Казани
- Алексей, вы не хотели уходить из "Ак Барса"?
- Я ждал предложения от казанцев, но через три дня после того, как команда ушла в отпуск, мне сообщили, что "Ак Барс" решил прекратить сотрудничество.
- Что почувствовали, узнав, что клуб, которому вы отдали девять лет, в вас не заинтересован? Было обидно?
- Не знаю, как описать эмоции. Задело ли? Хотелось, конечно, доиграть в одном клубе, тем более, что моя карьера складывается так, что я из команды в команду не скачу. Не привык менять клубы, но спортивная карьера такая, что приходится менять клубы. Мы предполагаем, а бог располагает. Обиды никакой нет, мы расстались полюбовно. С нами достойно попрощались, наградили орденами.
- Предложения не было совсем? Или то, что предлагали вам, вас не устроило?
- Были варианты, но не на те позиции, не на те условия, чтобы их рассматривать. Считаю, что достоин лучшего, еще могу поиграть.
- Как вам объяснили это решение?
- Сказали, что я должен понять и принять это решение.
- Может, кто-то хотел, чтобы вы ушли?
- Кому-то в "Ак Барсе" мой уход мог быть выгоден. Кому? Догадывайтесь сами. На этом предлагаю закрыть тему.
- Не один год тройка Данис Зарипов – Нико Капанен – Морозов была в числе лучших в лиге. В это межсезонье все три форварда покинули команду. "Ак Барс" найдет, кем вас заменить?
- (Улыбается) Наверное, уже заменили, если в команде сейчас пять звеньев. Все нахваливают тройку (Тим) Стэплтон – (Александр) Бурмистров – (Михаил) Варнаков. Интересно будет посмотреть.
- Следите, значит, за "Ак Барсом"?
- Конечно, слежу, новости читаю. "Салават Юлаев" в Праге вот они разгромили на днях со счетом 6:1.
- Алексей, признайтесь, как вы будете без Даниса Зарипова?
- (Смеется) А как он без меня? Это жизнь, никто не скроет, конечно, что удобнее играть с партнером, которого ты хорошо знаешь, с которым вы давно друг друга изучили. Жизнь расставила все так, что не получилось у нас уйти в одну команду – теперь будем сыгрываться с новыми партнерами. Знаю, что Даниса поставили в тройку с Сергеем Мозякиным, с которым они давно дружат. Надеюсь, у них все получится.
- Морозов уже давно ассоциируется с Зариповым, Зарипов – с Морозовым. На самом деле вы близкие друзья или все-таки вне льда общались с Зариповым не так много?
- Среди игроков "Ак Барса" с Данисом мы общались ближе всего, наши жены дружат, дети знают друг друга, поэтому мы много времени проводили вместе и вне льда.
Журналисты только о Радулове и спрашивают
- Алексей, вы ведь коренной москвич, но последние пятнадцать лет провели в Питтсбурге и Казани, приезжая в столицу лишь летом. Вам хватало этого времени? Или соскучились по родному городу?
- В принципе, хватало. Не могу сказать, что соскучился. Уж по пробкам московским я точно не скучал (смеется), но теперь придется сталкиваться с этой проблемой.
- Чего вам в Москве будет не хватать после девяти лет в Казани?
- Чего будет не хватать… За девять лет я прижился к базе, к квартире - ко всему. Дети меня уже терзают: "Папа, а когда мы поедем в Казань?". Сложно будет забыть Казань, но у меня уже началась другая жизнь, детей тоже уже определили. Старший сын пойдет в нулевой класс в московской школе, и в хоккейную секцию мы его отдаем. Мы уже построили свои планы, полностью переключились.
- В "Ак Барсе" вы были звездой номер один. В ЦСКА так или иначе внимание в первую очередь будет приковано к Александру Радулову. Вы рады этому?
- (Смеется) Меня уже сейчас все журналисты только о Радулове и спрашивают. Вообще, это даже хорошо. Я со своей стороны Саше во всем помогу. Я не буду переживать, если обо мне не будут много говорить, я уже немолодой игрок, все это прошел. И потом, если у нас будут хорошие результаты, то говорить будут обо всех.
- С Радуловым вы провели одну смену в матче с "Клотеном"? Впервые в жизни играли вместе?
- Да, вышли вместе, и Сашка ушел на левый край. Раньше мы никогда с Радуловым не играли.
- То есть вариант, что вы будете играть в одной тройке, существует?
- Не знаю, что тренеры думают о таком варианте, пока они экспериментируют, смотрят.
Я бы оставил капитаном Радулова
- К слову, о тренерах. Поделитесь вашими первыми впечатлениями от работы Джона Торчетти?
- Североамериканский стиль, быстрые, интенсивные тренировки с хорошей нагрузкой. Пока все так, как я себе и представлял, учитывая свой опыт игры в Национальной хоккейной лиге. Посмотрим, насколько его схемы сработают на наших больших площадках, принесут ли установки Торчетти результат – покажет только время.
- Торчетти сказал, что сам определит капитана команды. Вы готовы к этой роли?
- Я бы оставил капитаном Сашку Радулова и как ветеран ему бы помог. Радулову еще играть и играть, и полученное сейчас звание капитана пойдет ему только на пользу.
- Задача выиграть Кубок Гагарина была озвучена руководством ЦСКА?
- Она была озвучена мне в ходе переговоров по контракту. Со всей командой руководство проводило пока только ознакомительное собрание, о целях на сезон нам не говорили, но ребята все прекрасно понимают.
- Даты матчей ЦСКА с "Ак Барсом" в кружочек обвели?
- (Улыбается) Все помню, конечно. Нашу игру в Казани перенесли с 28 января на 3 ноября, а домашний матч уже через месяц состоится – 19 сентября.
- Думаете о том, с какими чувствами будете выходить на лед?
- Как-то было, что задумался. Первая мысль была о том, что будет довольно странно, а потом понял, что особенных эмоций быть не должно. Это будет обычная игра, хотя настраиваться на бывшую команду, конечно, буду серьезно.
- Хотелось бы сыграть в финале Кубка Гагарина против "Ак Барса"?
- (Улыбается) Хотелось бы.
Билялетдинов сказал, что будет следить за мной
- Без вопросов на тему сборной, надо полагать, не обходится ни одно ваше интервью?
- (Улыбается) Хотите узнать, надеюсь ли я попасть на Олимпиаду? Надеюсь. Все зависит от того, как пойдет игра у команды – сейчас тяжело сказать, насколько мы будем успешны. Посмотрим, как я буду проявлять себя в сезоне. Понятно, что попасть в Сочи можно будет только в том случае, если я буду лучше своих конкурентов.
- Когда последний раз общались с главным тренером национальной команды Зинэтулой Билялетдиновым?
- Неделю назад на игре с "Атлантом".
- Что он сказал?
- Ничего особенного, мы обменялись мнениями о Торчетти, Билялетдинов спросил, как проходит наша подготовка к сезону, как мое здоровье. Сказал, что будет следить за ЦСКА, будет следить за мной.