Экс-главный тренер сборной России Вячеслав Быков посетил контрольный матч ЦСКА против "Давоса" в швейцарском городе Зурзее и пообщался с российскими журналистами на самые различные темы: возможность работы в Континентальной хоккейной лиге (КХЛ), приглашение в армейский клуб американского специалиста Джона Торчетти, возвращение Ильи Ковальчука в Россию.
- Вячеслав Аркадьевич, признайтесь, не скучно вам в Швейцарии?
- (Улыбается) О чем вы говорите? Приуныть ведь можно и в Москве. Все зависит от человека: какой ритм жизни он выбирает.
- Сейчас вы ждете предложений из КХЛ?
- Каждый специалист, который пробовал себя в качестве главного тренера или ассистента, всегда будет стараться быть на виду. Конечно, я жду предложений, но важно, чтобы оно не помешало моей работе с польской сборной. Тогда я с удовольствием его рассмотрю. Кстати, в конце августа польская команда будет играть товарищеские матчи. Игорь Захаркин уже находится в Польше.
- Когда истекает срок действия вашего соглашения со сборной Польши?
- Я всегда строил контрактные отношения так: если мы с работодателем удовлетворяем друг друга, то продолжаем работать, если нет – останавливаемся, чтобы не загонять себя в рамки, когда ты не можешь прервать сотрудничество. В таких ситуациях человеческие взаимоотношения начинают ломаться.
- Как-то так повелось, что вас ждут в каждом клубе КХЛ, в котором увольняют тренера.
- (Смеется) Правда, во все уже назначали. Призрак Быкова в каждом городе! Как призрак Гамлета. Но я не виноват.
- Ждете первых отставок в чемпионате КХЛ сезона-2013/2014?
- Нет, хочу, чтобы все тренеры работали как можно дольше, я всем желаю удачи. Считаю, что в нашем тренерском цехе мы должны быть корректны и лояльны, должны уважать друг друга, иначе нас другие сожрут. Я никогда не жду отставок коллег.
- От иностранных клубов получаете предложения?
- Недавно один швейцарский клуб выходил на меня. Предлагали заняться всей их детско-юношеской системой. Эта работа занимала бы у меня слишком много времени, поэтому решил отказаться.
- Вы действительно отказали одному из клубов КХЛ в прошлом сезоне, потому что решили, что на данный момент семья важнее?
- Однажды подходит тот момент в жизни – можно сказать, что это возраст – когда ты начинаешь спрашивать себя: для чего живешь, как хочешь жить. Я выбираю то, что на данный момент считаю правильным для себя и своей семьи. Наслаждаюсь ли я жизнью сейчас? Стараюсь. Ведь если есть момент, его нужно использовать.
- Вячеслав Аркадьевич, вы ни о чем не жалеете?
- Как и у каждого в жизни, у меня что-то не получалось, но жалеть об этом… Нет, я ни о чем не жалею.
Жаль, что ЦСКА тренирует не наш специалист
- Знаете, что на контрольной игре ЦСКА с "Амбри-Пиоттой" армейцев и журналистов забросали пластиковыми бутылками, стаканами?
- Сожалею о том, что произошло на предыдущем матче против "Амбри-Пиотты". Мне было грустно прочитать интервью Олежки Сапрыкина после игры. Такое поведение не присуще швейцарцам, но в семье не без урода.
- Какой совет вы дали бы новому главному тренеру ЦСКА Джону Торчетти?
- Никакой, потому что Торчетти – специалист, который уже много всего повидал. Сказал бы только, что нужно оставаться собой и уважать российские традиции. Это очень важно. Что касается хоккея, то у каждого тренера своя философия. Судя по всему, ЦСКА будет играть в динамичный хоккей, это будет на пользу армейцам.
- Вы как относитесь к приглашению на пост главного тренера ЦСКА американца?
- У меня нет неприязни ни к одному человеку, который связан с хоккеем. Как бы грустно ни было видеть иностранца на тренерском мостике ЦСКА, я понимаю, что такова жизнь. Руководство сделало такой выбор, а нам остается только болеть за нашу родную команду. Конечно, жаль, что ЦСКА тренирует не наш специалист.
Ковальчук может прибавить в СКА
- В КХЛ главной новостью лета стал переход Ильи Ковальчука в СКА. Что думаете о его решении вернуться в Россию?
- Уверен, что Илья все тщательно обдумал. Мне кажется, решающим моментом стал локаут, когда он поиграл в СКА, посмотрел на Континентальную лигу изнутри. В Петербурге на него рассчитывают, и, на мой взгляд, в СКА он может прибавить. Потому что в России другая площадка, больше пространства.
- Вам досадно наблюдать за тем, что происходит с Николаем Жердевым, который играл у вас в ЦСКА и в национальной команде?
- Досадно – неподходящее слово. Жердев – не мальчик, он уже семейный человек. Он сам выбирает свою стезю, здесь нельзя ни жалеть, ни сочувствовать.
- Защитник Кирилл Кольцов, с которым вы работали в "Салавате", недавно заявил, что вы хотели отчислить его по ходу первого сезона работы в Уфе.
- Это было после сезона, а не по ходу. Я и сейчас могу сказать: когда Кирилл профессионально к себе относится, это очень сильный хоккеист, когда начинает лоботрясничать… Извините, это не мой вагон.
- Правда, что за два года вы ни разу с ним двумя словами не перекинулись?
- Ерунда. Как можно быть тренером и не говорить со своими игроками? Такого не может быть. Я могу сказать, что Кирилл – специальный человек. Он интроверт, это не Саша Радулов, который может послать вас, а через минуту уже с вами обниматься.
- Жердев и Кольцов – это самые яркие примеры игроков, которые так и не раскрыли в полной мере свой талант?
- В наше время, пожалуй, да. Хотя Жердев дважды чемпион мира, а Кольцов два раза становился чемпионом России. Сказать, что карьера у них не сложилась, точно нельзя.
- Еще один вопрос на тему "Салавата". Генеральный менеджер уфимцев Олег Гросс заявил в интервью, что Кубок Гагарина в 2011 году клуб выиграл, благодаря своим финансовым возможностям, а заслуга тренеров Быкова и Захаркина не так уж велика. Обидно слышать подобные высказывания?
- Каждый имеет право высказываться так, как он хочет. Я не сторонник дискутировать на тему того, был ли Кубок Гагарина выигран за счет денег или не был. У нас ведь много примеров, когда богатые клубы ничего не добиваются. Я считаю, что из тех ребят, которые у нас были, нам удалось создать хороший коллектив и добиться победы благодаря нашей общей работе.
- По большому счету у вас, наверное, уже и недоброжелателей в России не осталось…
- (Улыбается) До поры, до времени. Врагов у меня вообще никогда не было. Кому-то нравится мой стиль работы, как я строю взаимоотношения, кому-то – нет.
- Многие из тех, кто вас критиковал, затем стали хорошо с вами общаться. Тот же Вячеслав Фетисов.
- Со Славой у нас был разговор. Мы с ним слишком много съели соли вместе, как говорится, для того чтобы оставаться не в дружеских отношениях.
- Вячеслав Аркадьевич, после майского чемпионата мира вы не хотели говорить о российской сборной. Все-таки нужно ли в преддверии домашней Олимпиады сильно беспокоиться из-за выступления национальной команды на чемпионате мира?
- Нужно просто поддерживать команду. Нам с вами чего беспокоиться? Этим должны заниматься тренеры и игроки. Даже не то, что беспокоиться, а просто готовиться. Мы можем помочь только своей поддержкой, послать команде свои флюиды.