Если сразу же называть вещи своими именами, Мария Шарапова - не просто теннисистка, а объект сексуального желания огромного количества мужчин по всему миру. Достаточно почитать комментарии к любой записи Шараповой в ее аккаунте в Facebook, чтобы понять, как все запущено. Но феномен популярности Марии разгадать не так просто, как кажется. Да, длинноногая. Да, блондинка. Да, с зелеными глазами и длинными волосами. Да, красавица. Ну так сядьте в метро на "Речном вокзале", выйдите на "Красногвардейской", и я вас уверяю, что за этот час вы увидите с десяток красавиц не меньших. Так же много (ну хорошо, почти так же) симпатичных девушек в лондонском, парижском и нью-йоркском метро. Но миллионы и миллионы пользователей интернета продолжают набирать в поисковиках именно эти два слова - Мария Шарапова. Как будто других не существует.
Как раз в том самом 2003 году, когда Курникова продолжала периодически заявляться на турниры только для того, чтобы с них потом сняться, на одном из соревнований должна была состояться встреча знаменитой на весь мир Анны с 16-летней российской теннисисткой, чье имя пока еще знали только "инсайдеры" и люди, очень уж пристально отслеживающие юниорский спорт. Это была она - Мария Шарапова, которая уже тогда очень по многим параметрам была похожа на Курникову. По моему, отличающемуся от общепринятого, мнению, как раз не внешне - у них совершенно разный тип лица. А вот дорога, которой шла маленькая Маша, была той же. В детском возрасте уехала с отцом (Курникова - с мамой) в Америку. Попала в ту же самую академию Ника Боллетьери. Добилась серьезных успехов на юниорском уровне. Была взята под опеку крупной менеджментской компанией IMG, завидовавшей славе раскрутившего Курникову Octagone. Нет, никаких сомнительных знакомств со взрослыми дядями Шарапова не водила - напротив, даже сейчас ее личная жизнь не является публичной. Но в нескольких журналах яркими фотосессиями еще совсем юная Мария отметилась. И, конечно, главное - очень быстро стала побеждать. В 16 лет Шарапова уже выиграла два турнира WTA, а через год сенсационно покорила Уимблдон.
Именно тогда "фирменные" стоны Марии Шараповой, которыми она сопровождает каждый удар, стали раздаваться почти из каждого телевизора мира. Слава, обрушившаяся на несовершеннолетнюю, на минуточку, теннисистку, была колоссальной. Ее приглашали на самые популярные телешоу. У нее взял интервью Джей Лено. Предложения о фото- и видеосъемках сыпались со всех сторон. Душещипательную историю восхождения Шараповой рассказывали на десятках языков - и тогда же ей приклеили прозвище "Кричащая Золушка". Интернет заполонили фотографии Шараповой на корте и за его пределами, в разных ракурсах, в том числе, усилиями британских таблоидов и не имеющих национальности папарацци, не совсем приличных. IMG оставалось только, что называется, "стричь купоны". И, естественно, думать о том, что делать дальше - меньше всего бизнес-команде Шараповой хотелось, чтобы их подопечная, как многие другие рано вспыхнувшие звезды, рано и погасла.
Что касается второго важнейшего компонента популярности Шараповой, который формулируется двумя простыми словами Sex sells, то здесь менеджерам теннисистки тоже необходимо было действовать предельно аккуратно. Никаких съемок в стиле "ню" - женщина должна оставаться загадкой. Никаких подробностей частной жизни. Только баскетболист Саша Вуячич получил привилегию числиться помолвленным с Шараповой и даже выходить с ней на корт во время тренировок. Что было до него - тайна, покрытая мраком. Видели Шарапову на матчах Хуана Карлоса Ферреро и Энди Роддика, приглашала она к себе на 18-летие Адама Левина и его Maroon 5 - ну и что с того? Да и после расставания со словенцем Шарапова не спешит делиться личными секретами. А тот факт, что ей все-таки пришлось объявить болгарина Григора Димитрова своим новым бой-френдом, обусловлен только настырностью папарацци, "застукавших" молодых людей в объятиях друг друга.
В то же время ко всему, что касается стиля одежды Марии на корте и вне его, привлекалось максимальное внимание. Шарапова, подписав долгосрочный контракт с Nike, стала первой в истории теннисисткой, которая к каждому крупному турниру представляет новый наряд. Причем с обязательной презентацией и рассказом об идее его создания. Так, костюм к "Ролан Гаррос"-2006 был создан с претензией на балетный, на US Open того же года Мария выступала в "маленьком черном платье", идея которого была навеяна "Завтраком у Тиффани". Хорошо известно, что Шарапова сама участвует в разработке дизайна своих теннисных нарядов. Правда, с каждым годом в них все меньше экстравагантности - Мария все-таки взрослеет.
Дизайном теннисной одежды реализация творческого потенциала Шараповой, как известно, не ограничивается. Совместно с компанией Cole Haan Мария представляет свою собственную линию обуви. Ну а мармеладки Sugarpova, которые Шарапова в этом году привезла и в Россию - вообще ее собственный, придуманный ею лично бизнес. Что касается рекламных контрактов, то обращает на себя внимание одна важная деталь - они все долгосрочные. То есть в Шарапову верят - никто не боится, что в какой-то момент откроется ящик Пандоры, который превратит ее из "хорошей девочки" и кумира миллионов в падшего ангела, как это произошло с теми же Тайгером Вудсом и Лэнсом Армстронгом.
Правда, должен признаться, что однажды мне повезло - в один из приездов Марии на Кубок Кремля, кажется, в 2006 году, была организована ее встреча с группой из четырех или пяти журналистов, в число которых вошел и я. Те полчаса, которые удалось провести в компании Шараповой, я буду помнить всегда. Мы общались так, как будто у нас и не было никаких диктофонов. Лишь первые секунд 10 царило напряжение - от волнения мы потеряли дар речи. А потом Маша, видя наши перекошенные лица, встала со стула и, шагнув в сторону двери, сказала: "Ну раз нет вопросов, я тогда пойду". И заразительно расхохоталась своей шутке, которую, думаю, она использовала в подобных ситуациях не раз. Всё - дальше было веселье, шутки, взаимные подколки. "У всех спортсменов есть свои приметы на счастье - хоккеисты, например, не бреются". "Нет, я бреюсь!" Кажется, ей самой эта болтовня доставляла удовольствие. То интервью до сих пор у меня в числе самых любимых. И я искренне не понимаю, какой вред имиджу Шараповой могли нанести вот такие встречи, если бы они проходили чаще. Но увы, больше поговорить с Шараповой "за жизнь" не удавалось - максимум три-пять актуальных вопросов после пресс-конференций.