Женщины стали слабым полом? Или просто раньше были слишком сильные? Чудеса результатов женщин в Москве-1980 с послесловием.
В первых двух частях мы рассмотрели в целом логичную динамику результатов мужчин в легкоатлетических соревнованиях на чемпионате мира 2013 года и Олимпийских играх 1980 года, которые прошли в "Лужниках".
В соревнованиях женщин картина совершенно иная. Надо отметить, что программа женских соревнований за минувшую треть века была существенно расширена. Кроме пяти новых беговых дисциплин и ходьбы на 20 км, в технических видах женщины стали соревноваться в тройном прыжке, прыжке с шестом, метании молота. Программа пятиборья была увеличена до семиборья.
В беге на 100 метров Людмила Кондратьева выиграла золото 1980 года со сравнительно слабым по нынешним временам результатом – 11,06 секунды. В финальном забеге 2013 года она стала бы с этим временем только седьмой.
А вот на 200-метровке олимпийской чемпионкой второй раз подряд после Монреаля-1976 стала Бербель Вёккель из ГДР с новым олимпийским рекордом 22,03 секунды. В 2013 году Шелли-Энн Фрейзер-Прайс пробежала на 0,14 секунды медленнее. Весьма высокие результаты, уступающие только времени Фрейзер-Прайс, показали Наталья Бочина (22,19) и юная Мерлин Отти (22,20). Это время позволило бы им стать призёрами и сейчас.
Та же ситуация на дистанции 400 метров: Марита Кох из ГДР победила с новым олимпийским рекордом - 48,88 секунды, что на 0,53 с выше результата чемпионки 2013 года. Кох с этим результатом уверенно выиграла бы и Олимпиаду 2012 года в Лондоне, где победительница Саня Ричардс-Росс пробежала в финале за 49,55 с. Надо отметить, что в 1985 году Кох установила мировой рекорд на 400-метровке (47,60), который держится до сих пор.
Забег на дистанции 800 метров на Олимпиаде стал триумфом советских легкоатлеток. Пьедестал заняли Надежда Олизаренко, Ольга Минеева и Татьяна Провидохина. Результат Олизаренко (1.53,43) стал новым мировым рекордом и остаётся олимпийским рекордом до сих пор. Мировой рекорд Ярмилы Кратохвиловой, установленный в 1983 году, лишь на 0,15 секунды превышает результат Олизаренко. В 2013 году чемпионкой стала кенийка Юнис Джепкоэч Сум, но её время (1.57,38) 33 года назад стало бы только шестым в финале.
Гораздо быстрее чемпионки 2013 года бежала и Татьяна Казанкина, выигравшая золото на 1500 метров с новым олимпийским рекордом. Абеба Арегави была медленнее Татьяны на 6 с лишним секунд. Её время было бы только восьмым в финале 1980 года.
Наконец, в барьерном беге видим превосходство современных спортсменок: Вера Комисова из СССР установила в 1980 году олимпийский рекорд (12,56), но сейчас это время не позволило бы ей выиграть даже бронзу.
В эстафетах 4х100 и 4х400 метров могла бы развернуться весьма интересная борьба между чемпионами 1980 и 2013 годов. Сборная ГДР победила в более скоротечной эстафете с новым мировым рекордом (41,60), но в 2013 году бегуньи с Ямайки были быстрее с новым рекордом чемпионатов мира (41,29). А вот сборная США, ставшая в 2013 году второй, отстала бы от ГДР очень существенно - более чем на секунду. Советская эстафетная команда 4х400 метров показала результат на 0,07 секунды выше, чем команда России, выигравшая золото на прошлой неделе.
В технических дисциплинах также преимущество за легкоатлетками прошлого. В 1980 году чемпионка Татьяна Колпакова из СССР прыгнула в длину на 7,06 метра, что на 5 см превышает результат чемпионки 2013 года Бриттни Риз. Американка проиграла бы и серебряному призёру Олимпиады Бригитте Вуяк (7,04 м).
В прыжках в высоту в 1980 году итальянка Сара Симеони победила с результатом 1,97 метра, эту же высоту покорили бронзовые медалистки 2013 года, а вот чемпионка Светлана Школина преодолела 2,03 м, что выше мирового рекорда 1980 года, который принадлежал тогда той же Симеони (2,01 м).
В толкании ядра даже безусловный мировой лидер последних лет Валери Адамс из Новой Зеландии не имела бы шансов на медаль, если бы не сумела существенно увеличить свой результат. В 1980 году Илона Слупянек из ГДР толкнула лишь на 4 см ближе своего свежего мирового рекорда, установленного в мае того же года (22,45 см). С тех пор мировой рекорд вырос лишь на 18 см стараниями Натальи Лисовской (22,63 см), даже личный рекорд Адамс (21,24 м) более метра уступает результату Слупянек в олимпийской Москве. Серебряная медалистка Светлана Крачевская из СССР также толкнула за отметку, ныне практически недостижимую (21,42 м).
В метании диска Сандра Перкович, показавшая на прошлой неделе результат 67,99 метра, могла бы поспорить только за серебро: в 1980 году чемпионка Эвелин Яль из ГДР метнула почти на 70 метров (69,96). Личный рекорд Перкович уступает этому результату почти метр.
Таким образом, в женской программе из 12 видов, которые можно сравнивать корректно (метание копья и пятиборье мы не учитываем), в восьми результаты 1980 года выше, чем показанные сейчас.
В чём причина такой "деградации" женской лёгкой атлетики за треть века? Для интересующихся спортом это не является секретом: уровень допингового контроля в 1980 году был гораздо ниже, чем сейчас, что влекло за собой фактически неконтролируемое применение сильнодействующих препаратов и проведение ныне запрещённых процедур. Восточногерманские легкоатлетки подвергались дисквалификациям и до Игр в Москве, и после. Так, Илона Слупянек, победившая в толкании ядра, ещё в 1977 году была дисквалифицирована на 12 месяцев за применение анаболических стероидов, после чего вернулась в спорт и стала показывать ещё более высокие результаты. Бегунья Марита Кох впоследствии обвиняла свою подругу по команде Бербель Вёккель в том, что той доставалось больше стероидов благодаря родственникам из компании "Йенафарм". Марлис Гёр, выигравшая в Москве две медали, ещё в 17-летнем возрасте была уличена в применении андрогенных стероидов. Большинство легкоатлеток из ГДР успели завершить карьеру ещё до того, как антидопинговые службы научились относительно эффективно выявлять хотя бы самые сильные препараты, а санкции за положительные допинг-тесты были существенно ужесточены.
Проблемы с допингом были и у советских спортсменов. Например, Татьяна Казанкина, которая владела мировым рекордом на дистанции 1500 метров более 17 лет (1976-1993), в 1984 году отказалась от прохождения допинг-теста и была дисквалифицирована на 18 месяцев. Если отвлечься от результатов и чемпионов московских Игр, то можно вспомнить ныне покойную американку Флоренс Гриффит-Джойнер, которая свой невероятный мировой рекорд на 100-метровке (10,49) установила в четвертьфинале (!) национальных отборочных стартов к Олимпийским играм 1988 года в Сеуле. А вот другой ныне действующий мировой рекорд - на дистанции 200 метров - был установлен ею уже непосредственно в Сеуле (21,34). Уже в 1989 году Гриффит-Джойнер покинула большой спорт. После смерти спортсменки в 1998 году принц Александр де Мерод, который был главой медицинской комиссии МОК, заявил, что в 1988 году американка прошла все возможные допинг-тесты, но ничего запрещённого выявлено не было. Трёхкратная олимпийская чемпионка Гвен Торренс не признавала рекордов своей соотечественницы, считая их добытыми нечестным путём. Как бы то ни было, официально Флоренс, в отличие от своего мужа Эла Джойнера, не была уличена в применении запрещённых средств, и мировые рекорды по-прежнему принадлежат ей.
Вопросы о чистоте спорта в наше время ставятся постоянно, WADA нередко обвиняется в превышении полномочий, однако надо признать, что в лёгкой атлетике постепенно удалось уйти от космических результатов, которые больше свойственны киборгам, а не людям. Хотя допинговые скандалы продолжают сотрясать этот вид спорта (тот же чемпионат мира 2013 года лишился целого ряда ведущих спортсменов, сдавших положительные пробы), но подобного вала невероятных рекордов, которыми 30 лет назад удивляли в основном восточногерманские спортсмены, уже нет. Немало рекордов в лёгкой атлетике остаются непобитыми уже не одно десятилетие, и трудно ожидать, что их смогут скоро покорить (к примеру, во всех женских "гладких" беговых дисциплинах до 3000 метров включительно рекорды были установлены более 17 лет назад). При этом атлеты прошлого могут спать спокойно - задним числом лишать их достижений не будут даже в случае признаний и появления документов – срок давности истёк, допинг-пробы уничтожены. Остаются только этические вопросы, которые даже в спорте вечны.