Четырехкратная участница Паралимпийских игр Ирина Полякова в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову рассказала о подготовке своих учеников к Играм в Сочи, вспомнила о победе в Турине и эмоциях от первой поездки на Олимпиаду.
- В качестве спортсмена вы побывали на четырех Олимпийских играх. Будут ли пятые? Знаю, что вы думали об этом после Игр в Ванкувере.
- Нет, я теперь помощник тренера. Тренер у нас Сафиуллина Фарида Идрисовна, я помогаю ей, когда она на выезде или занята. У меня двое ребят – Марта Зайнуллина и Рамиль Илалутдинов, которые сейчас готовятся к Паралимпийским играм в Сочи в составе сборной России. Большая часть моего времени посвящается им, чтобы они выступили достойно.
- Вы как-то говорили, что из-за своего требовательного характера вряд ли сможете стать тренером. Говорили, что вам будет жалко своих учеников. Удалось перестроиться?
- Конечно, я люблю уважение, работу и дисциплину, так как меня воспитывали точно так же. Как говорят, что заложишь в фундамент, то и получишь. Можно, конечно, залатать какие-то трещины, но чтобы их не было, нужно многое требовать с ребят. А кому сейчас легко? И здоровым, и инвалидам – всем приходится несладко. Жизнь прожить - не поле перейти. Все на своем пути сталкиваются с трудностями, обидами, неприятностями, и надо их преодолевать, чтобы достигать какой-то цели.
- Расскажите немного о ваших учениках – Марте и Рамиле. Для них ведь это первая Олимпиада?
- Действительно, первая. В прошлом году они заняли второе и третье места на чемпионате мира. Ребята стараются, чтобы завоевать какие-то медали в Сочи. Мы рассчитываем на это. Не скажу, что молимся, но стараемся создавать необходимые условия, ЦСП помогает с инвентарем. Сейчас они получают и стипендию с зарплатой, так что чего им не хватает, они могут покупать сами. Ребята – молодцы. Слушаются, не пререкаются. Выполняют необходимые спортивные дисциплины. Рамиль – парень с характером, но начинать занятия с 25 лет - это очень тяжело. Сейчас ему будет 30 лет, он попривык, стал более управляемым.
А Марта – девочка спокойная и тихая. Тихой сапой свое дело делает. Услужливая, дисциплинированная. Я ребятам говорю: если болеете – вы скажите. У Марты болит – она идет вперед.
Волнение уходит с опытом
- Делитесь с ними своими эмоциями от первой поездки на Олимпиаду?
- До Нагано-1998 я участвовала на чемпионате Европы, но волнение, конечно, было. А потом пришла к тому, что нужно относиться к этому как к обычному тестовому соревнованию. Из-за волнения можно не показать свой лучший результат, так что нужно оставаться спокойным. Спокойствие вырабатывается благодаря опыту. Нужно больше участвовать в различных соревнованиях, и все будет нормально.
А что до волнения Марты и Рамиля, то они в Сочи два раза уже были. Там проходил чемпионат России, плюс была паралимпийская неделя, куда приезжали все иностранцы. Так что мои ребята к олимпийской трассе уже адаптировались. Родные стены должны им помочь, и такого большого волнения быть не должно. Опыта немножко они набрались, хотя волнение все равно остается. Спорт есть спорт, но и в обычной жизни без этого никуда. К начальству идешь – переживаешь, не знаешь, как спросить. Бороться с этим надо.
- Что больше всего удивило на первых Играх в Нагано лично вас?
- Много всего было необычного. Япония сильно отличается от Европы. И страна, и язык – все другое. Европа нам была уже более привычна, а в Японии все по-другому. Выручало то, что рядом были девчонки из моей команды. Вместе мы выходили из затруднительных положений. Условия были хорошие. Жили в гостинице, все было очень интересно, организовано на высшем уровне. Мне понравилось. Особенно закрытие. Оно было очень красивым и интересным. Каждая Олимпиада отличается от предыдущей. Каждая семья ведь по-своему встречает и провожает, так и с олимпийскими турнирами.
А в Турине, например, мне не очень понравилось. Была весна, слякотно, грязно, шумно от итальянцев. Они, как цыгане, постоянно бла-бла-бла. Очень громкоговорящие, даже микрофон не нужно давать. Даже с проживанием были неудобства. Вот, мы жили в Сочи – там намного лучше. В Италии же две кровати, ящик для вещей - и все. Ни телевизоров, ни ковров – ничего. Каркас железный, чуть утеплили - и все.
А последняя Олимпиада в Ванкувере прошла спокойно. Хороший лагерь, почти как пионерский. Тишина, ходить, правда, некуда было. Таможня была строгая – даже пульки нельзя было пронести в лагерь. Я человек дисциплинированный и уважаю правила. Если сказано, что нельзя, значит, нельзя. Нарушишь закон в другой стране – потом проблем не оберешься.
- Но именно в Турине вы завоевали первое олимпийское золото. Все-таки приятные воспоминания, наверное, остались?
- Да, про медаль я и позабыла. Была золотая награда в эстафете. Конечно, хотелось индивидуально ее завоевать, но это не всегда получается, а команда помогла. Я бежала на первом этапе, всю дистанцию шла в лидерах, а на подъеме замешкалась и проиграла 6 секунд сопернице, прибежав второй. Спасибо девчонкам, которые поддержали. Мы завершили эстафету с хорошим результатом. По-моему, две минуты соперницам "привезли". Считаю, что свои победы и медали я полностью заслужила. Все-таки подготовка к Олимпиаде - это тяжелейший труд.
Вот если бы "золото" в личном зачете
- Вы говорили, что для вас золотая медаль чемпионата мира в личном зачете будет поважнее, чем золото Олимпиады в эстафете. Почему так?
- Олимпийская медаль очень важна, но вот если бы я ее в индивидуальном зачете взяла…. Все-таки эстафета - это командное выступление. А так сама с собой борешься. Мне всегда не хватало на Олимпиадах долей секунды. То четвертая, то пятая. Обидно, но что поделать? Это спорт, тренируются и хотят победить все, а не только ты.
- Вы скромно забыли о серебре Солт-Лейк-Сити в личном зачете. Сильно тогда отстали от победительницы?
- Честно, не припомню уже. Второе место на Олимпиаде - это здорово, оно призовое. Финансовый вопрос в том числе, хотя это и не главное для меня. Это тоже, конечно, важно. Это же работа. Сейчас это еще больше работа, чем раньше, так как стали больше давать, но и больше требовать. Если раньше не слишком многим обеспечивали, но и спрос был не такой. Похлопали в ладошки, медаль и грамоту. А потом как-то стали шевелиться в отношении паралимпийцев, и многое изменилось в лучшую сторону.
- У вас целая коллекция медалей с чемпионатов мира и Олимпиад. Храните их дома на видном месте?
- Я не очень люблю вывешивать медали на стенки. Есть дома угол, где стоят различные кубки или сувениры, которые дарили на различных турнирах, а медали убираю. Мне предложили как-то положить их на подушечку, а я говорю: вот когда уйду из жизни, тогда и положите на подушечку.
- Летом вы устраивали автопробег для людей с ограниченными возможностями. Для чего это делается?
- Это делается для того, чтобы вывести людей из состояния шока от инвалидности. Многие ведь не знают, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься спортом. Найти информацию об этом несложно. И в газетах пишут, и в интернете. А если просыпаться с настроением: а я завтра начну заново... Так и пройдет жизнь. А так какой-то интерес в жизни появится, какая-то радость. Надо делиться опытом с другими людьми, оставлять след в этой жизни, чтобы тебе другие были благодарны. Это же я говорю и своим ученикам. Негатив нужно оставлять. Он уходит, а ему на смену приходит доброе.