Мэтр хоккейного тренерского цеха Владимир Крикунов в этом году опять вернулся в Нижнекамск, подписав с "Нефтехимиком" контакт на два года. По словам 63-летнего специалиста, это будут его последние сезоны в российском хоккее. В интервью корреспонденту "Р-Спорт" Александру Рогулеву Крикунов объяснил, почему решил задуматься о завершении карьеры, а также рассказал о подготовке "Нефтехимика" к новому сезону.
"Сказал себе: не буду же работать до конца жизни!"
- Сразу после того как вернулись в "Нефтехимик", сказали, что хотите в этот раз дойти с командой до полуфинала КХЛ. Это было просто громкое заявление, или в Нижнекамске действительно ставят такую задачу?
- Я же в "Нефтехимик" пришел в третий раз и надеюсь, что для меня это будет действительно счастливое число. Как я уже говорил, после этих двух лет с тренерской карьерой заканчиваю, поэтому хотелось бы что-то выиграть для Нижнекамска. Состав у нас хороший подобрался, я доволен всеми линиями. Мы снова попробуем всех удивить.
- Решение уходить окончательное? Все-таки объявлять о завершении карьеры еще за два года как-то рановато.
- Это же не связано с тем, что я не могу работать. Скорее, с возрастом – хватит уже, все-таки 65 лет исполнится через два года. И я себе сказал: не будешь же работать тренером до конца жизни! Думаю, что хватит. Нужно пожить для себя.
- Майк Кинэн и Валерий Белоусов тоже говорили о завершении карьеры, но сейчас успешно нашли работу в "Магнитке" и "Тракторе".
- Точно, Кинэн же лет шесть комментатором работал, верно? Кто знает, может, я тоже комментировать попробую, а потом не выдержу, и назад потянет. А Белоусов... "Трактор" - это же его родная команда, он не мог ей отказать. Да и условия хорошие, руководство вкладывает в хоккей большие деньги.
- Может, если вас в "Динамо" или "Ак Барс" через два года позовут, тоже передумаете?
- Посмотрим, надо еще эти два года отработать (смеется). Может, после них я вообще работу не найду.
"Жалоб на предсезонке не было, может, старею?"
- Почему выбрали "Нефтехимик"? Не было других вариантов?
- Как не было? Мог и в Астане остаться, и еще варианты были. Но я сразу, еще в мае, решил идти в "Нефтехимик", как только закончил чемпионат мира. Вернулся сюда, потому что уже был в Нижнекамске два раза – сам всех знаю, и меня здесь все знают.
- "Нефтехимик" значительно усилился в межсезонье. Это было вашим требованием?
- Нет, многих ребят же еще до меня подписали. Мы всегда в Нижнекамске играли за счет того, что у нас подбирался неплохой коллектив. Побеждали за счет организации игры, а не каких-то индивидуальных изысков. Это и физическая готовность, тактика, удачная игра в большинстве – если это будет в сезоне, то мы сможем подняться высоко. Выдающихся мастеров у нас нет, это не секрет ни для кого, но в хоккее порядок всегда бьет класс.
- Довольны тем, как игроки "Нефтехимика" "выживали" по ходу вашей знаменитой предсезонной подготовки?
- Ребята очень хорошо отработали летом. Ни об одном из игроков ничего плохого не скажу. Даже на удивление как-то она для них легко сложилась. Может быть, старею (смеется)? Еще за два дня до турнира в Донецке мы "колеса таскали", а сейчас уже играем. Хотя, возможно, как раз из-за нагрузок нас не хватило на третий период в матче с "Донбассом" в понедельник.
Анисина пригласили, чтобы вписаться в смету
- Пригласить Михаила Анисина – ваша идея?
- Скорее, руководства. С моей стороны было только пожелание. Дело в том, что мы не вписывались в нашу смету зарплатного фонда, нужно было кого-то брать. И Владимир Бусыгин (президент "Нефтехимика") сам принял решение.
- Но и вы, наверное, не были против?
- Я очень люблю таких игроков. Миша – умный. Он играет головой даже больше, чем ногами. Я же всю жизнь в хоккее и вижу таких хоккеистов. Тех же (Павла) Дацюка и (Михаила) Грабовского находили, откапывали, и эти ребята начинали играть так, что это видели все. Анисин, правда, уже состоявшийся игрок, и особо его учить не надо. Моя задача – лишь вписать его в систему.
- Конфликтное прошлое Анисина вас не пугает?
- Это у него с "Динамо" конфликт, нас-то это почему должно пугать? Там было за что конфликтовать: он добивался своего, считая, что заслужил повышения игрой и результатом. "Динамо" не согласилось. Вот и вся драка.
- Самая смешная вещь, которую Анисин успел сделать в "Нефтехимике"?
- А я не знаю (улыбается). Ребята рядом с ним сидят, смеются обычно, когда он рассказывает всякие истории. Но у них свои разговоры, мы обычно их не слышим.
Сейчас КХЛ - полулюбительская лига
- Ваши команды всегда попадают в плей-офф. С "Нефтехимиком" это сделать будет легче, чем в прошлом году с "Барысом"?
- Легче в этом году не будет, это точно. Вообще все команды КХЛ усилились. В первую очередь, западные. Тот же Донецк подписал 14 легионеров, а у пражского "Льва" в составе осталось всего семь чехов. Они набрали столько звезд явно не затем, чтобы просто попасть в плей-офф. На "Востоке" тоже слабее никто не стал. Челябинск, Омск, Уфа, Казань, "Магнитка" на уровне, добавился Нижний Новгород, никуда не делись Астана и Новосибирск. В общем, чемпионат будет даже интереснее предыдущего.
- Вы сказали про "Донбасс" и "Лев", которые подписывают легионеров. Вам лимит не мешает? Сейчас все больше и больше говорят, что после Олимпиады его отменят.
- Все зависит от того, какая это будет лига. Сейчас она полулюбительская, потому что находится под федерацией хоккея. Если останется такой же, то лимит не надо убирать – пусть будет пять легионеров, и все. Но если КХЛ попытается стать коммерческой лигой, продавит отмену Евротура и будет работать по принципу НХЛ, тогда все ограничения нужно снимать. Это касается и молодых игроков, и легионеров.
- Но за год вряд ли КХЛ можно превратить в коммерческую лигу.
- Почему? Отменяйте эти положения – и вперед. У нас уже есть крупные европейские города: Рига, Прага, Братислава, Загреб. Со следующего года добавляется Хельсинки. Еще пару столиц "зацепить", и будет совсем интересно. А дальше развивайте КХЛ и пытайтесь зарабатывать деньги. Сейчас у нас весь хоккей держится на государственных вливаниях. Думаете, это будет вечно?