Бронзовые призеры чемпионата России 2012 года, серебряные медалисты юниорского первенства мира-2009 в парном катании россияне Анастасия Мартюшева и Алексей Рогонов на турнире Lombardia Trophy в Италии сумели с шестого места после короткой программы подняться на итоговое второе, исполнив почти без ошибок произвольную программу. Благодаря чему побеседовали со специальным корреспондентом агентства "Р-Спорт" Андреем Симоненко в очень даже положительном расположении духа.
- Настя, Алексей, я так понимаю, настроение после произвольной программы улучшилось? А то в короткой совсем было неважно все...
Алексей Рогонов: В целом, конечно, выполнили много задач, которые ставили перед собой на сегодняшний день.
Анастасия Мартюшева: Для начала сезона произвольная программа получилась достаточно успешно. Это был наш самый первый старт. Корректировок еще будет много - и очень много предстоит работать.
АР: В короткой программе очень хотелось показать свой лучший прокат. Но, к сожалению, на двух элементах мы потеряли около девяти-десяти баллов. Соответственно, и общее впечатление испортили и себе, и судьям. Сегодня надо было биться и показывать хорошее катание.
- Поняли, откуда ошибки взялись? Прыжок-то ладно, но подкрутку очень странно сорвали, вы же на ней вроде бы никогда не ошибались...
АР: Я смотрел видеозапись, наверное, раз десять - и так и не понял, что там произошло. Техническая ошибка мне просто неизвестна. Как будто осечка произошла.
АМ: На таких элементах если чуть-чуть пойдет не так, то возобновить движение невозможно.
АР: Чуть-чуть, что называется, не попали друг в друга, и получилась такая осечка.
- Могло сказаться то, что на этом турнире было выделено мало времени для тренировок?
АР: Это отдельная тема. Тренировок перед короткой программой вообще не было. За день дали 20 минут - просто пощупать лед. Ко льду претензий нет - он хороший, понравился. Конечно, площадка маленького размера, приходилось все укорачивать.
- Переделывать программу пришлось?
АР: Не то чтобы переделывать, но приходилось смотреть, чтобы в борт не вписаться. Но самое плохое, конечно, что не было тренировки перед короткой программой. Это могло сказаться на прокате. Но я бы все же назвал сорванный подкрут непрогнозируемой случайностью. Очень печальной случайностью. Не дает до сих пор покоя.
- Невооруженным глазом видно, что у вас в этом сезоне две очень интересные, сложные программы. Какие амбиции сопровождают их в нынешнем олимпийском сезоне?
АР: Мы должны показывать с ними хорошее катание. В первую очередь, на этапах Гран-при, на которых нам предстоит выступить. И на чемпионате России, конечно, нам надо будет выглядеть с самой лучшей стороны. К чемпионату России мы должны быть готовы на 150%.
- Тогда на сколько процентов оценивается нынешняя готовность?
АР: Меньше 100% - это точно.
АМ: Я считаю, что процесс сейчас уже движется гораздо быстрее. В прошлом году мы в сентябре еще только начинали делать прокаты. А в этом году мы с каждым новым стартом будем стараться кататься чище, чище, чище...
- Настя, не могу не спросить про прыжки, которые, к сожалению, не являются вашей сильной стороной...
АМ: Да...
- Как идет над ними работа?
АМ: В этом году я выучила второй тройной прыжок. В прошлом году я прыгала сальхов, в нынешнем уже прыгаю тулуп. Мы стремимся к тому, чтобы в произвольной программе исполнять два тройных прыжка. Но пока что бьемся над тем, чтобы чисто делать прыжки на соревнованиях. Это чисто психологическая тема.
- На тренировке получше выходит?
АМ: Да, на тренировках достаточно большое количество я делаю чистых тройных прыжков. Работаем над соревновательной частью.
АР: В стрессовой ситуации, как правило, вылезают не самые лучшие варианты... На тренировке ты спокоен, концентрируешься, прыгаешь. На соревнованиях очень много факторов, которые мешают спортсмену. И если чуть-чуть на тренировке где-то недоработал, не до конца подготовился, то, соответственно, на старте вылезет тот вариант, который не отработанный. Причем если что-то не получается уже на разминке, то это выводит из баланса, появляется неуверенность в себе. А в себе надо быть уверенным.
- Поскольку прозвучало слово "психологическая", возник вопрос: работаете ли вы с психологом?
АМ: Да, работаем. Причем, работаем с ним мы не чисто в соревновательный период, а основательно: ищем причины того, что не так. Чтобы исправлять ошибки уже навсегда, а не только на стартах. И не только проблемы одного, допустим, элемента исправляем.
- Процесс, надо полагать, не быстрый?
АМ: Это так, тем более что у нас число не лучших, так скажем, попыток на соревнованиях превышает число хороших.
АР: Любой процесс в том, что касается самосовершенствования, не быстрый. Невозможно сделать колоссальный скачок за короткий промежуток времени. Это очень сложно. Надо постепенно идти к цели. Что касается прыжка, то потихоньку мы все это дело прорабатываем - с помощью упражнений, всяческих методик. И это шаг за шагом выливается в результат.
- Как вам работается в команде двух тренеров - Натальи Павловой и Артура Дмитриева?
АР: Трех. Даже четырех. У нас еще есть фантастический постановщик Сергей Комолов, он нам практически полностью поставил программы. И прекрасный хореограф Алексей Железняков. Команда у нас отличная, для того чтобы быть хорошо готовыми. Теперь все зависит только от нас.
- Роли в вашей команде каким образом распределяются? Есть у каждого своя специализация?
АР: Конечно, есть. Каждый занимается своим сегментом. Артур Валерьевич у нас такой мудрый сэнсэй - все разбирает по полочкам с точки зрения исполнения парных элементов и прыжков. Выбросы, подкрутки, прыжочки - все это за ним. Наталья Евгеньевна - такой идейный духовный вдохновитель. Постоянно нас подстегивает, чуть ли не бегает за нами с чехлами... (смеется). Что касается конька, скольжения, дорожек шагов - это Сергей Комолов. А Алексей уже нам "чистит" программы, добавляет интересные хореографические вещи. В общем, команда отличная.
- Сами-то работаете над собой, чтобы с чехлами реально за вами бегать не приходилось?
АМ: Естественно. Мы уже достаточно долго находимся в большом спорте, чтобы понимать, что хотим и как это сделать лучше. А тренеры нам в этом советуют, как, что и где исправить. Чтобы мы сами понимали в трудный момент, что делать.