Амина Зарипова, шестикратная чемпионка мира по художественной гимнастике и тренер двукратной чемпионки мира Маргариты Мамун, в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Анной Манаковой рассказала о сложностях своей воспитанницы в выступлениях на высоком уровне, подготовке к чешскому этапу Гран-при и о том, почему считает себя счастливым человеком.
"Сравнения Мамун с Евгенией Канаевой считаю неправильными"
- Маргарита стала чемпионкой мира в упражнениях с мячом и булавами, а с чем связан не очень удачный результат в многоборье (6-е место) и упражнении с лентой (5-е место)?
- Во-первых, я не совсем с вами согласна, что этот результат не очень удачный. Я считаю, его как раз нормальным, даже наоборот - что она выступала очень достойно в этих двух видах. В итоге у нее были две золотые медали и бронза - не вижу причин расстраиваться, это ее первый чемпионат мира. Может быть, она в какой-то степени не справилась с тем грузом ответственности, который лежал на ней как на первом номере сборной России. Понимаете, это выступление, опять же не называю его неудачным, должно ее подстегнуть. Она набирается опыта, и дай бог, чтобы у нее все получилось.
- Вы сказали, что на Маргариту давит то, что она первый номер сборной. А постоянное сравнение с Евгенией Канаевой оказывает сильное влияние на неё?
- Вам это, наверное, стоит у нее спросить, но я всячески стараюсь прекратить эти сравнения. Сравнивать ее с Женей Канаевой можно только в одном – в отношении к работе. А до великой гимнастки Евгении Канаевой ей очень далеко, и эти сравнения мне кажутся просто неправильными.
"Пристально следим за состоянием своих гимнасток"
- Сейчас идет подготовка к этапу Гран-при в Брно (4-6 октября). Может быть, были внесены какие-то изменения в программу после ЧМ в Киеве?
- Нет, ничего не менялось. У Риты осталось четыре турнира: Гран-при в Брно, финальный Гран-при в Берлине, клубный чемпионат мира в Японии и потом последний старт в этом году - выступление на чемпионате России в Питере. Осталось четыре соревнования, и что-то менять было бы неправильно. Мы, наоборот, начали составлять новую программу.
- В новом сезоне можно будет увидеть уже новую программу?
- Конечно, надеюсь, в новом сезоне увидите. Во всяком случае, официальный первый старт - это Гран-при в Москве, который будет уже в новом 2014 году. Потихоньку начали составлять программу. И новое вставляем уже в новую программу, а не в старую.
- Возможно, при подготовке к новым соревнованиям уделяется больше внимания психологическому настрою?
"Этот год для сборной России по художественной гимнастике стал дебютным"
- Возвращаясь к чемпионату мира в Киеве: было много неприятных ситуаций по отношению к сборной России, какие-то подковерные игры...
- Это всегда было и всегда будет. И всё равно этот год, скажем так, во многом был для сборной России, для очень многих девочек дебютным. Они выступали в первый раз: что Яна Кудрявцева, что Рита Мамун. Где была Рита год назад? Год назад Риты Мамун и близко не было: она не чемпионка Европы среди юниоров, она всегда была пятым-шестым номером. Яна Кудрявцева вообще была в юниорках. Что случилось с теми же судьями? У нас была абсолютная премьера на этом чемпионате мира. У нас был совершенно молодой судья - Вика Аникина. Она попала в самый последний момент – прыгнула в вагон уходящего поезда. В групповых упражнениях, по большому счету, выступали две новых гимнастки. Я не умаляю достоинств гимнасток из Украины (Алины) Максименко и (Анны) Ризатдиновой, они с безумным опытом, выступали на Олимпиадах, на чемпионатах мира, Европы.
- Можно сказать, что результаты чемпионата мира объективно отражают ситуацию в мире художественной гимнастики?
"Я поняла, что сейчас нахожусь на своем месте"
- Амина Василовна, когда-то вы говорили, что никогда не будете тренером. Что подтолкнуло вас изменить свое решение?
- В очередной раз никогда не говори никогда. Я действительно так думала, когда только бросила. Очень многие так думают, когда бросают гимнастику (улыбается). Слава богу, я смогла попробовать себя в чем-то другом, чтобы понять, что сейчас я на своем месте. Я получаю безумное удовольствие, работая в зале с девочками и детьми, и я счастлива, потому что занимаюсь любимым делом. Очень многие не любят то, чем занимаются. Я, наверное, исключение из правил: я счастливый человек, так как нахожусь на том месте, где должна быть.
- На ваш взгляд, какой тренер должен быть у художественных гимнасток?
- Зависит от того, с кем он занимается. Если девочки только пришли в зал, то тренер, конечно, должен быть любящим. В первую очередь, безусловно, ты должен любить ребенка, с которым занимаешься, и любить то, чем ты занимаешься. А в профессиональном спорте, к большому сожалению, без строгости, без преодоления себя невозможно. Иногда спортсмену надо помогать преодолевать себя, а делать это через сюсюканье в общем-то не всегда получается, поэтому ты должен быть разным.
- А как проявляется переходный возраст у "художниц"?
Не хватает недорогих спортивных изданий для детей
- Когда-то был журнал о художественной гимнастике, созданный вами. Как вы считаете, сейчас нужны подобные издания?
- Это было очень давно, я как раз говорила, что пробовала все, что можно и нельзя, для того, чтобы понять, правильным ли делом я занимаюсь. Жалко, что журналов про спорт очень мало. Всяких бумажных изданий совершенно нет, все это, конечно, очень неприятно. Детей, занимающихся спортом, очень много, должна быть пропаганда, но, к сожалению, этого нет.
- А электронные издания?
- В какой-нибудь Махачкале априори (их) не может быть, потому что либо не хватает денег, либо просто интернета нет и так далее. И поэтому, мне кажется, гораздо проще, если будут какие-то недорогие бумажные издания, чтобы ребенок мог это читать. Раньше, когда я была маленькой, были подписки "Пионерская правда" и стоили какие-то копейки. Почему сейчас родители не могут подписывать детей на какие-нибудь спортивные журналы? Просто нет их, и все.
- Складывается впечатление, что художественные гимнастки достаточно изолированы от прессы...
- Разве? Начните общаться, и все будет исправлено, вы увидите по-другому. Я не считаю, что они изолированы. Я своей гимнастке разрешаю общаться с прессой.