«Хочется что-то создавать самому…»
— Расскажите, как и когда лыжный фристайл завоевал ваше сердце?
— До того, как начать заниматься фристайлом, я был горнолыжником, почти 14 лет своей жизни отдал этому виду спорта, получил звание кандидат в мастера спорта, но в связи с наступившими проблемами, связанными с финансированием, мне пришлось попрощаться с горными лыжами, решил заняться фристайлом. Это было лет 8 назад. Мне случайно подвернулась видеокассета, с записью различных трюков, которые выполняют фристайлисты. Посмотрел, понравилось. Решил попробовать свои силы в этом виде спорта.
— Получается, что на лыжах вы катаетесь с самого раннего детства?
— Да, с пяти лет. Дело, в том, что я родился в таком городе, где у человека две судьбы. В Кировске, это Мурманская область, ты — либо горнолыжник, либо ты — горняк. Мой старший брат занимался горными лыжами, решил и меня привлечь, за что ему большое спасибо.
— Как живется в заполярном городе? Не устаете от постоянных сумерек, холода, снега…
— Живется в таком городе безумно тяжело. Одна полярная ночь чего стоит. Представьте себе, когда солнце более 20 часов не появляется из-за горизонта. Это очень удручает. В темноте жить не очень классно… Хочется солнышка, света, зелени. А вокруг одни горы, темнота и снег.
— Несмотря на это, профессию вы выбрали себе «снежную», «холодную» и «горную»…
— Да, а все почему? Потому что люди обычно стараются приспособиться к окружающей их обстановке и заниматься тем, что им доступно в данный момент.
— Вам, однако, удалось не только приспособиться, но и получать удовольствие от того, что делаете...
— Удовольствие, пользу, саморазвитие. То, чем я занимаюсь, дает мне очень многое. Фристайл — это не только спорт, это еще и путешествия. Сборы всегда проходят в разных местах. Я езжу и по России, и по миру, вижу разных людей, общаюсь с ними. На английском я говорю не в совершенстве, но пообщаться могу. Я узнаю новых людей, узнаю, как они живут, вижу разницу: как живут в других странах, как живут в нашей стране. Есть сравнения, мысли, почва для размышления.
— Не поделитесь своими мыслями?
— Я бы не хотел говорить о том, где лучше, где хуже. Все-таки, я являюсь официальным представителем нашей страны в своем виде спорта. Поэтому не буду сравнивать. Скажу только, что очень позитивные на западе люди. Нет какой-то агрессии, все общительные, добродушные. В частности, мне очень понравилось то, как люди общаются и строят друг с другом отношения в Канаде и в Новой Зеландии. Есть на что посмотреть, и чему поучиться.
— Не задумывались о смене места жительства?
— Нет, я хочу жить в России. В целом у нас в стране неплохой уровень жизни, но есть к чему стремиться, есть, что менять к лучшему, но русские люди — они одни такие. Таких больше нет. Как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Душевнее.
— Пару лет назад в одном из интервью вы рассказывали о том, что ради Олимпиады решили переехать в Москву и поступить в РГУФК. Как продвигается учебный процесс?
— Немного не везет мне с учебой. Я поступал три раза в разные вузы, и каждый раз сталкивался с определенными проблемами. Организационными проблемами. С оценками на вступительных проблем не было. В РГУФК я поступил на бесплатное, очное отделение, но я не принес вовремя оригиналы документов. Меня не предупредили о сроках, у меня голова была занята другими вещами, на носу были сборы, и прочие дела, связанные со сборной. Думал, что набрав нужное количество баллов, у меня есть гарант того, что студент этого ВУЗа, а в итоге не нашел себя в списке зачисленных. Естественно, я позвонил, чтобы узнать причину, оказалось, что меня не приняли из-за отсутствия оригиналов. Я объяснил ситуацию, но административный отдел университета не пошел мне навстречу. Было очень неприятно.
— В четвертый раз будете пробовать поступить?
— Конечно, буду! Без образования никуда! Только теперь я не намерен получать образование в области спорта. Я хочу получить те знания, которые мне пригодятся в жизни. Хочется не просто отучиться, а прокачать свой мозг. Но это будет только тогда, когда у меня появится время. Совмещать полноценную учебу и спорт — невозможно.
— Вы не раз говорили о том, что участие в Олимпиаде — цель всей жизни любого спортсмена, и вашей в том числе. Но ведь есть и другая сторона жизни, «неспортивная». Какие цели там?
— Сложный вопрос. И очень личный. Естественно, Олимпиада — это самое важное мероприятие в жизни любого спортсмена. Все стремятся попасть туда и выиграть. Но на Олимпиаде жизнь не закончится, она продолжится. И у меня есть виденье своей дальнейшей жизни, своего будущего. У нас с друзьями есть планы, связанные с коммерцией, бизнесом. Реализация этих планов — и есть основная цель «неспортивной» составляющей моей жизни. Нужно быть независимым!
— Вы себя таковым уже можете назвать?
— Я всю жизнь был независим. Может только в самом раннем детстве. Я никогда не просил у родителей деньги, они никогда меня не спонсировали. Лишь однажды они помогли мне, купив лыжи, когда мне это было действительно необходимо. Но я всегда пытался быть самостоятельным, много работал над собой в этом отношении. Считаю, что сам воспитал в себе все эти качества. Буду и дальше трудиться в этом направлении. Это касается и жизни после спорта. Мне не хочется работать на кого-то. Хочется что-то создавать самому. Хочется быть полезным обществу.
— Как удалось «усмирить» свой свободолюбивый нрав, когда вы стали членом сборной России. Федерация ведь требует соблюдения дисциплины, режима, графика.
— Быть членом сборной, выступать за национальную команду своей страны — моя давняя мечта. Когда мне предложили стать частью команды, я, разумеется, решил попробовать. Уже год я в сборной, у меня сложились хорошие отношения и с партнерами, и с тренерским штабом. К тому же впереди Олимпиада. Хочется довести дело до конца, не хочется бросать его на полпути. Поэтому я там.
«На Олимпиаде жизнь не закончится, она продолжится…»
— Одной из своих жизненных ценностей вы называете продвижение горных лыж. Что конкретно делаете для популяризации этого вида спорта?
— На данный момент, возможностей продвижения горных лыж мало, в связи с нехваткой свободного времени. Пока же стараюсь поднимать уровень российского фристайла с помощью своих успешных выступлений. Пока других вариантов нет. К тому же я был первых в Мурманской области, кто начал заниматься этим видом спорта. Моему примеру последовали многие. Стали кататься вместе, снимать небольшие видеосюжеты, выкладывать их в сеть. На данный момент в Кировске уже человек 10-15 занимаются этим видом спорта. Для такого маленького города — это внушительная цифра. Года четыре назад я был единственным. А развиваться фристайл будет в любом случае. Это новое, модное движение, это альтернатива классическому спорту. Для многих фристайл становится стилем жизни; им занимаются неординарные люди, которые пытаются выделиться из толпы.
— Чем именно они отличаются от других людей?
— Фристайл — это целая субкультура. Как правило, люди ми занимающиеся, мыслят по-другому, видят мир по-другому. Не так как остальные. Во-первых, фристайлисты и лыжники ведут здоровый образ жизни, во-вторых, это люди позитивно настроенные, настроенные на общение. Это новое поколение, похожее на западное. Приятнее видеть ребят, которые что-то создают, продвигают свой вид спорта, а не тех, которые распивают спиртные напитки во дворах и возле магазинов.
— Что еще, помимо фристайла и его продвижения, входит в сферу ваших интересов?
— В последнее время мне очень хочется стать мотогонщиком. Хотя бы на любительском уровне. Сейчас я просто мотоциклист, катаюсь по городу. На данный момент, мотоцикл — это очень удобное средство передвижения. На мотоцикле можно с легкостью объезжать пробки, да и сам по себе этот вид транспорта меня привлекает. Он интересен, опасен, он быстрый, мощный. Адреналин!
— Чем обусловлено постоянное желание рисковать своей жизнью? Причем осознанно?
— Я часто задумывался об этом и пришел к выводу, что это уже стало привычкой. Сейчас мне 26, и каждый прожитый год был связан с экстремальным спортом, организм даже чувствует, когда не хватает адреналина, и начинает требовать его. Я, соответственно, начинаю искать какие-то возможности и способы, чтобы восполнить недостаток. Я бы сравнил это чувство, с чувством голода.
— А как ваши родители и другие близкие люди реагируют на довольно опасную профессию и не менее опасные увлечения?
— А как могут относиться любящие родители?! Они, естественно, переживают, но я все-таки стараюсь не подвергать свою жизнь неосмысленным, глупым рискам. Просто так не рискую. Езжу аккуратно, родители знают о том, что я — аккуратный человек, и в жизни, и на дороге, знают, что я лишний раз не буду создавать себе потенциальную угрозу. Родителям приходится соглашаться с моим образом жизни. Конечно, мне неприятно, что я заставляю своих родителей переживать, но, что поделать… Жизнь такая, она непростая, и есть увлечения в жизни, которые требуют эмоций, переживаний и риска.
— Неужели никогда не хочется тишины и покоя?
— Хочется! Я очень люблю ездить с друзьями на рыбалку. Люблю читать книги. Особенно русскую классику. А, если честно, то времени на увлечения и развлечения очень мало. Иногда просто сил не хватает, чтобы чем-то еще заниматься. У меня тяжелый и плотный график. К тому же всегда находятся какие-то бытовые дела, которые убивают твое свободное время, а во время сборов полностью отдаешься спорту. Отпуск длится примерно месяц, его провожу дома, с родителями, иногда езжу в Питер, к друзьям.
«Я — оптимист по жизни!»
— Известно, что вы принимали участие в съемках фильма «Книга гор». Расскажите поподробнее о съемочном процессе.
— Я появляюсь лишь в нескольких эпизодах этого документального фильма. Играю там самого себя. Мы были на сборе в Швейцарии, к нам приехал оператор, поснимал наши тренировки, наши прыжки без определенного сюжета. У некоторых спортсменов брали интервью. Я в их число не вошел. В целом, это был довольно простой, незамысловатый проект.
— Однако в описании говорится, что согласно режиссерскому замыслу, фильм должен раскрыть философскую тему: почему люди влюбляются в горы, и чем так захватывает этот вид спорта…
— Я бы не очень хотел оставлять свои комментарии по поводу этого фильма. У ребят была хорошая задумка. Скорее всего, они не были готовы снимать фильм на высоком уровне и в техническом плане, и в идейном. Я не могу сказать ничего плохого об этом фильме, но и ничего хорошего тоже сказать не могу. Можно было сделать гораздо более качественный продукт. Ничего особенного я при просмотре я не увидел.
— Другие предложения о съемках в кино или рекламе не поступали?
— Мне предлагали сниматься в нескольких рекламных роликах, но мне пришлось отказаться в связи с недостаточным количеством свободного времени. Но, надеюсь, все впереди.
— Каким вы видите свое будущее?
— Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Двумя словами и не описать. В любом случае, хочется создать такие условия, чтобы постоянно иметь возможность обеспечивать свою семью, своих детей, свою жену. Мне кажется, что это желание и цель каждого мужчины. К тому же наша страна — страна возможностей. Сфер для развития и получения дохода предостаточно.
— Довольно оптимистично…
Конечно, я — оптимист по жизни! Хочется вспомнить совет одного человека, который некогда дал его мне: «Нужно мыслить позитивно и нужно видеть только плюсы, в каких бы то ни было ситуациях!» Я с ним согласен, а из ошибок можно всегда извлечь урок, опыт. Позитивное мышление — главный принцип моей жизни!