В четверг стартовал первый после изменения правил чемпионат России по художественной гимнастике в индивидуальной программе. Ирина Чащина, серебряный призер Олимпийских игр в Афинах-2004, а ныне вице-президент Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ) в беседе с корреспондентом "Р-Спорт" Анной Манаковой рассказала о разнице между гимнастками прошлого и настоящего, своем отношении к новым правилам и необходимости пропаганды своего вида спорта.
- Ирина, как вы считаете, достаточно ли освещается художественная гимнастика? Насколько это вообще необходимо?
- Это очень нужно. Во-первых, сейчас гимнастикой занимаются дети с трех лет. Это очень молодой вид спорта, очень красивый, хоть и одни девушки. Но у нас в стране больше освещают мужские виды спорта, которые хорошо оплачиваются – футбол, хоккей. Я понимаю, что мужчины любят эти виды спорта, но женщины любят красоту и грацию - художественную гимнастику. И очень часто можно услышать: "Почему так мало показывают? Мы ничего не видим, можем посмотреть, только если есть тарелка".
Конечно, хотелось бы больше пиара в этой области, пропаганды какой-то. Я считаю, что должно быть в совокупности - и телевидение, и печать, может быть, и радио, как это было раньше. Все не стоит на месте, все совершенствуется. Мы сейчас живем немного в другом времени. Теперь гимнастикой начали заниматься и мальчики, и девочки, но не художественной, а для здоровья.
- С чем, на ваш взгляд, может быть связано угасание зрительского интереса?
- Раньше было по-другому: собирались полные залы. Но люди же все равно разделяются на категории: есть фанаты гимнастики, например, в Омске есть 95-летний дедушка, он ходит на все соревнования. Мне кажется, это еще связано с тем, что вид спорта очень молодой. Выступают не девушки, на которых сбегались бы смотреть мужчины, а совсем молодые девчушки, которые не могут выразить себя как женщины, в силу своего возраста. Может быть, и из-за этого теряется интерес, но это не к нам вопрос, почему такие тяжелые правила, и дети так рано начинают заниматься. Мне бы хотелось, чтобы выступали более зрелые девушки, которые смогли бы выразить свои эмоции, чувства, их было бы интереснее смотреть, чем совсем маленьких, которые бегают и машинально делают какие-то элементы.
Зрелищность и широта ушли с прошлыми правилами
- В этом сезоне соревнования идут по новым правилам. Как вы относитесь к этим изменениям?
- Лично мое мнение: мне не нравятся новые правила. Недавно я была в Барнауле, где у меня открылась школа в мае, хотела посмотреть, как там работают. Начала показывать девочкам элементы, которые делала, когда выступала, и мне сказали: "Ирина, это очень сложный элемент, но он не оценивается". Все делают всё одинаковое, потому что стоимость элементов дороже. Зачем напрягаться и делать обалденные элементы, прыгать через весь ковер, порхая как птица, если можно перекувырнуться, и ты получишь такую же стоимость? В этом плане очень плохо. И сама Ирина Винер говорит, что правила слегка деградируют. Хочется что-то менять, но сейчас до ближайшей Олимпиады мы ничего не поменяем.
- Введением танцевальных дорожек в новых правилах хотели сделать выступления интереснее для зрителя и добавить музыкальности?
- Хотели облегчить, чтобы гимнастка не убивалась, а могла сделать какие-то интересные танцевальные дорожки, что-то оригинальное, чтобы каждая чем-то отличалась, а в итоге получаем одни и те же элементы. Все кувыркаются, все крутятся – честно, смотреть неинтересно. Я смотрю одну, вторую, третью – все одинаковые.
- Зрители чаще оперируют понятием нравится/не нравится…
- Смотрит и ему нравится, а гимнастка может даже не быть в десятке? Конечно, и любимчики могут быть, но у нас ведь субъективный вид спорта: нет ни секунд, ни минут, можно варьировать оценки. Просто кому-то засчитывают элемент, а кому-то нет – собственно в этом сейчас и заключается борьба.
- Если зрители будут понимать правила, то им будет интереснее наблюдать за выступлениями?
- Вы не поймете: там наворочено упражнение, которое записано на бумаге. У меня один человек спросил: "Ирин, я не понимаю, почему у вас все на одной ноге скачут". Просто нужно успеть сделать быстро один, второй, третий элементы, которые стоят дорого, и чтобы еще в карточке совпало, поэтому все так и делают. Есть какие-то танцевальные движения, но этого мало: пропала зрелищность и широта, когда прыгали "жете" по кругу, как в балете, – это ушло с теми правилами. Теперь остается ждать только следующих через три года.
- С введением новых правил перестали оцениваться элементы гибкости. Насколько мне известно, за это всегда выступали Дерюгины, потому что гибкость является врожденным качеством, а не развитым…
- Все выступали против, потому что только русские гнулись. Раньше было так: скакалка – это только прыжки, в ленте – только повороты, а в мяче – только гибкость. Выходит гимнастка с лентой, начинается музыка, и она крутится-крутится-крутится, я не знаю, как у нее голова не отрывается. Сейчас это убрали, в принципе, можно делать одинаковые элементы в разных упражнениях. Конечно, гибкость – это очень красиво, но не у всех же спина такая мягкая. У меня, например, была очень "дубовая" спина, я ее по два часа мяла, мне было тяжело делать какие-то элементы, которые Алина Кабаева могла просто ночью взять и согнуться. И мы искали с тренером что-то свое, но сейчас я так понимаю, что все гнутся. Не знаю, откуда они универсальные такие, из чего они сделаны... Из резины что ли? Все гнутся и прыгают, и тянутся.
Без Москвы гимнастку не вырастить
- Ирина, вы уже рассказывали про школу в Барнауле. С какими проблемами приходится сталкиваться при развитии художественной гимнастики в регионах?
- Проблемы именно с условиями, хотя сейчас и в регионах строят хорошие дворцы и школы. Например, в Барнаул я уже пятый год езжу, там был просто турнир. Девочки занимались буквально в подвальных помещениях, а для соревнований снимали большой концертный зал. Сейчас построили школу, в которую сразу все перебрались, конечно, там потрясающие условия, и они просто балдеют. Я сказала девчонкам, что искренне им завидую, потому что в наше время такого не было, мы тренировались на деревянных полах, а у них есть все, поэтому остается только воспользоваться этим. В основном, такие проблемы, потому что в регионах также есть сильные гимнастки, но я понимаю, что в регионе ты не вырастешь. В результате либо тренеры приезжают и отдают гимнасток, либо гимнастка с тренером остается у Ирины Винер на базе. Отдельно без Москвы ты не сможешь вырасти.
- Кого из гимнасток вы бы выделили?
- Сильная Маргарита Мамун. Вот как раз у Александры Меркуловой есть энергетика, когда она выступает. Она очень высокая, и когда делает упражнение, есть что-то такое, что немного завораживает. Мне нравится белорусская гимнастка Арина Шаропа - универсальная девочка, и украинские гимнастки тоже очень сильные. У нас мне еще нравится Яна Кудрявцева и Александра Солдатова, она еще маленькая, но тоже загибается. Сейчас все гимнастки меняют программы перед чемпионатом России.
- Российские спортсменки постоянно лидируют в художественной гимнастике. Это кажущееся превосходство? Конкуренция со стороны других стран ощутима?
- В этом же и интерес, что всегда идет борьба. Сейчас в украинской и белорусской школах сильнейшие гимнастки, поэтому у нас как была борьба между этими странами, так и продолжается. Есть сильная девочка в Азербайджане. Я смотрела на восемь гимнасток, которые выступали в отдельных видах на первом старте турнире "Газпром", и практически не могла найти отличий, они все гнутся, все прыгают, все кувыркаются и делают одинаковые элементы и упражнения, как уж тут судить (улыбается). Но наши все-таки поинтереснее, я бы сказала, у наших есть какая-то изюминка, в плане энергетики. Честно не знаю, что будет через год-два, остается только наблюдать.