Президент Олимпийского комитета России, первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков в интервью РИА Новости подвел итог олимпийской стройки в Сочи, рассказал, как из пустынной местности в Имеретинской долине за шесть лет фактически был возведен целый город, а также выразил уверенность в том, что ОИ в Сочи станут самыми компактными, технически оснащенными и инновационными за всю историю. Беседовала Людмила Орищенко.
- Александр Дмитриевич, сейчас идет эстафета олимпийского огня по всей России, буквально несколько месяцев осталось до Олимпиады в Сочи. Вы довольны тем, что удалось сделать за эти шесть лет? Все ли – объекты, инфраструктура – в олимпийской готовности?
- За прошедшие шесть лет была проведена огромная работа. Когда мы подавали заявку в 2006 году, в Сочи практически ничего не было, надо было построить все спортивные сооружения, дороги, аэропорт и так далее – всю инфраструктуру. На сегодняшний день все спортивные объекты введены в эксплуатацию, все они полностью готовы к соревнованиям. На всех стадионах, где будут проходить Олимпийские игры, уже прошли тестовые соревнования, причем самого высокого уровня – либо чемпионаты мира, либо кубки мира – часть в прошлом году, большая часть этой зимой и весной. Сейчас заканчивается работа на некоторых объектах, в том числе в медиацентре, на центральном стадионе, где пройдет церемония открытия и закрытия. В декабре эти объекты будут сданы. А буквально 28 октября первый поезд проехал по железной дороге от Адлера до Красной Поляны. На прошлой неделе президент МОК Томас Бах посетил большинство олимпийских объектов и, как мне показалось, остался доволен.
- По вашим ощущениям, более сложным или менее сложным оказался путь к Олимпиаде, чем представлялось тогда в Гватемале?
- В 2006 году очень мало людей верили, что можно успеть построить в такие короткие сроки такое количество объектов. В Сочи будет построено 364 объекта. Специалисты, которые смотрели на то количество тоннелей, которые нужно было построить для железной и автомобильной дороги в горы – это более 20 километров, — говорили, что это невозможно. Но сейчас все сделано. Когда мы закладывали первый камень в Имеретинской долине, где пройдут все соревнования, связанные со льдом (хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт), там была просто пустынная болотистая местность, ничего не было, кроме одной деревни староверов. Глядя на это, очень трудно было предположить, что через несколько лет там будет целый город построен.
- А вы сами верили в реальность ваших планов?
- Если бы мы не верили, мы бы не сделали все то, что удалось сделать. Это как в спорте, если спортсмен не верит в победу, он никогда не победит.
- И все-таки что было сложнее - завоевать право на проведение Игр или их построить?
- Право на проведение – это была достаточно краткосрочная, но непростая кампания. Но все-таки это заявка, которая была нарисована на компьютере. Безусловно, это творческая процедура - процесс убеждения, презентации. Решающую роль сыграло то, что президент России лично принял участие в презентации заявки. Но это непродолжительный процесс и в основном построенный на определенной идее. Труднее реализовать эту идею. То, что происходило в Сочи на протяжении этих лет, - это грандиозная стройка, самая большая в Европе; сотни тысяч человек, которые участвовали в этом; огромные вложения. Конечно, реализация идеи - это очень сложный процесс.
- В одном из интервью вы говорили о том, что Олимпиада в Сочи может стать лучшей за всю историю и полностью окупится. Уверенность в этом сохраняется до сих пор, несмотря на происходящие скандалы вокруг Олимпиады?
- Но окупится ли это все потом?
- Теперь к самому процессу Олимпиады. Не опасаетесь ли вы каких-то провокаций во время проведения соревнований?
- То есть это новация по сравнению с другими Олимпиадами?
- Да, это новация. Все необходимые меры для того, чтобы обеспечить безопасность, предпринимаются.
- А какие воспоминания у вас остались об Олимпиаде-80?
- У меня много воспоминаний. Я тогда и принимал участие в строительстве объектов нашего олимпийского спорткомплекса, и на самих соревнованиях был. Достаточно активно участвовал в этом процессе.
- Дух Олимпиады-80 шлейфом следовал за ней все 80-е годы. Этот дух чувствовали и помнят даже те, кто родился после ее проведения. С вашей точки зрения, удастся передать или создать подобный дух у Олимпиады в Сочи?
- Я очень люблю спорт, и для меня любая Олимпиада – это большой спортивный праздник. Естественно, что домашняя Олимпиада – это вдвойне праздник. Но также это итог работы на протяжении семи лет, начиная от заявки. Плюс к тому, что мы с вами обсуждали – строительство объектов, организация самих соревнований, – для меня, как для президента Олимпийского комитета России, очень важна подготовка нашей команды. Прекрасно, если нам удастся провести самую лучшую Олимпиаду в истории, но хорошо бы, если бы на ней удачно выступили наши спортсмены. Это тоже важная часть работы.
Олимпиада - это большой отрезок жизни, посвященный реализации, на мой взгляд, очень крупного проекта, не только спортивного. Для любой страны Олимпиада – это возможность по-новому показаться миру, представить свои возможности. Это очень важно для любой страны, поэтому все так борются за право проведения Олимпийских игр. Олимпиада в некотором смысле – визитная карточка страны, потому что люди будут смотреть соревнования, церемонию открытия и закрытия – это половина человечества – 3-4 миллиарда человек. Сейчас идет эстафета олимпийского огня, и за этим тоже следит вся страна и весь мир.