Корреспондент агентства "Р-Спорт" Андрей Симоненко, посмотрев на выступление олимпийского чемпиона Евгения Плющенко на турнире в Риге и всех его основных соперников на этапах Гран-при, возвращается в записи своего блога "Крюки и выкрюки" к больной теме российского фигурного катания - судьбе единственной олимпийской путевки в мужском одиночном катании.
Первое выступление Евгения Плющенко в нынешнем сезоне - это та отсечка, после которой уже можно начинать рассуждать о судьбе единственной российской олимпийской путевки. На данный момент все кандидаты на поездку в Сочи, если говорить полуполитическим языком, представили свои программы. Главные козыри, естественно, пока находятся в рукавах - или даже только в планах. Но оценку тому, что мы увидели, дать можно.
Мне, сразу скажу, говоря о катании олимпийского чемпиона-2006, сознательно хочется уйти от слов наподобие "возвращение короля". Всего этого можно начитаться и наслушаться очень много, но я сейчас о другом. О том, что увидели глаза, когда смотрели за прокатами Плющенко в Риге. А глаза увидели то, что оставило, так скажем, некоторые вопросы.
Сразу же сделаю оговорку: да, я в курсе, что программы у Плющенко, цитируя его тренера Алексея Николаевича Мишина - на данный момент "бюджетный" вариант. Безусловно, понимаю, что спортсмен выступал на обезболивающих. Естественно, осознаю, что в Риге Евгению нужно было всего-то набрать технический минимум в произвольной программе, требуемый правилами, чтобы иметь право выступить на чемпионате Европы и Олимпиаде (чемпионат мира будет в "жизни после Сочи", про него пока не говорим). И в этом, догадываюсь, одна из причин того, что в короткой программе Плющенко исполнил ну очень скромный для фигуриста элитного уровня набор прыжковых элементов - чтобы сохранить силы на произвольную и исключить там какие-либо случайности. Если в коротком прокате Евгений сделал тройной тулуп, тройной аксель и каскад тройной лутц-двойной тулуп, то в произвольной были и четверной прыжок, и два тройных акселя, один из них в каскаде с тройным тулупом, и почти все остальное.
Но вопросы по рижскому прокату Плющенко заключаются не в прыжках - здесь, как я уже сказал, все понятно и объяснимо. Я не понял оценок, которые поставили олимпийскому чемпиону. При всей относительности сравнений баллов на разных турнирах, выставленных разными техническими бригадами и разными судьями, какое-то единообразие хотя бы подхода к судейству быть должно. Но оного не наблюдается. 82 балла в короткой программе получил Плющенко в Риге - и те же почти 82 балла в короткой программе получил Максим Ковтун на Гран-при Китая. Первый, как я уже заметил, вместо четверного прыжка сделал тройной, а вместо каскада "3-3" - каскад "3-2". Второй идеально исполнил два разных четверных прыжка, один из них в каскаде с тройным тулупом и тройной аксель. Да, Ковтун упал на дорожке шагов, но ее все равно зачли третьим уровнем, и потеря составила около двух баллов - это не так и много.
Но вот только высокой второй оценки как не было, так и нет. Ни у Ковтуна, который прогрессирует в компонентах на глазах. Ни у Артура Гачинского, исполняющего в нынешнем сезоне интереснейшие программы. Ни у Константина Меньшова, которого уж в чем, а в отсутствии связок и сложнейших дорожек шагов точно обвинить нельзя. Ни у Сергея Воронова, также совершившего резкий скачок в скольжении. А у Плющенко - есть.
Внутренний голос здесь, безусловно, мне шепчет: что ты попусту жмешь пальцами на клавиатуру? Как будто секрет, что вторая оценка выставляется за заслуги и за рейтинг - а всего этого у Плющенко, естественно, в достатке. Ни разу не слышал, как те же самые специалисты точно так же вспоминают о рейтинге и заслугах, когда сравнивают, к примеру, баллы за компоненты у Каролины Костнер и молодых россиянок?
Слышал, слышал. Но тогда возникает вопрос - а зачем мы тогда вообще говорим о том, что за олимпийскую путевку будет вестись какая-либо борьба? Если Плющенко в произвольной программе получает 92 балла за компоненты (больше, чем Дайсукэ Такахаси на NHK Trophy, между прочим) и даже одну "десятку" за интерпретацию, катаясь процентов на 60 от максимума, а в короткой 42 с лишним балла, выступая вполсилы - так что же нам, россиянам еще надо? Давайте ждать, пока Плющенко плавно подойдет к Олимпийским играм, наберет оптимальную форму - и никакие японцы нам уже точно не страшны, ведь, следуя логике, Евгению в Сочи будут ставить уже только "десятки". Потенциал Плющенко в короткой программе с максимальным набором элементов, исходя из рижских оценок - 95-96 баллов, в произвольной - под 190.
А Ковтуну давайте скажем: "Парень, зачем ты ломаешься и бьешься за пять четверных в двух программах, тебе это не поможет". То же самое скажем и Воронову, корпящему над скольжением и связками, Меньшову, борющемуся с порванным плечом и судьбой, Гачинскому, пытающемуся обрести психологическую устойчивость…
На самом деле, все это уже сказано, только другими словами, в критериях отбора в олимпийскую сборную, которые можно найти на сайте ОКР. "Кандидатура спортсмена в мужском одиночном катании будет определена на основании заключения экспертной группы и рекомендации всероссийского тренерского совета, принимая главным образом во внимание потенциал данного фигуриста к завоеванию наиболее высокого места в командных и личных соревнованиях на Олимпийских играх", - вот что там сказано. То есть по сути, чтобы завоевать право поехать в Сочи, спортсмену не обязательно выступать ни на чемпионате России, ни на чемпионате Европы. Как решат - так и будет.
Вот только правилен ли такой подход с точки зрения прогресса российского мужского одиночного катания? Не уверен. И еще не уверен, что в Сочи судьи будут такими же щедрыми, как и в Риге. Ведь там на контрасте будут не Петров с Бородулиным, а Чан и Ханью. Есть разница.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.