Колумнист агентства "Р-Спорт" Георгий Кудинов в новой записи своего блога рассуждает о выступлениях московского ЦСКА в матчах группового этапа Лиги чемпионов-2013/2014.
Мне не раз и не два приходилось говорить добрые слова в адрес футбольного ЦСКА. Я и сейчас считаю, что этот клуб является образцовым для нашего футбола во многих аспектах. Однако Лига чемпионов, где соперниками армейцев стали немецкая "Бавария" и английский "Манчестер Сити", показали обратную сторону армейских реалий. Если по нашим внутренним меркам ЦСКА еще по-прежнему в авторитете, то по меркам большой футбольной Европы ЦСКА - это, к сожалению, совершенно не приспособленный клуб для решения серьезных задач. Выражаясь терминологией капитана сборной России Романа Широкова, это просто "колхоз".
Леонид Слуцкий, к которому как раз особых претензий, мне кажется, быть не должно, справедливо назвал на днях мюнхенскую "Баварию" "космосом". И дело здесь не только и не столько в разнице между игроками обеих команд, сколько в том, что по уровню развития клубного хозяйства "Бавария" - это сегодня и завтра мирового футбола, а ЦСКА - это вчерашний день. То же самое верно и при сравнении армейцев с клубом из Манчестера.
Судите сами. Если отбросить лучшего российского тренера и более или менее приличный состав команды, то больше у армейцев для серьезного выступления в Европе и для больших дел нет ничего! Своего стадиона у ЦСКА нет. Бюджет ЦСКА смешон по сравнению с бюджетом нынешних топ-клубов Европы (про заработки от продажи телеправ и вовсе вспоминать не будем). Маркетинговая политика ЦСКА, если таковая вообще имеется, может называться маркетингом только в условиях российского футбола, где это вообще не развито. Бренд ЦСКА имеет давние традиции, но никаким серьезным образом не продвигается даже в условиях России, что там говорить о Европе! Нельзя говорить и том, что у ЦСКА большая аудитория постоянных болельщиков, которые ходят на стадион: как она может быть большой и постоянной, если клуб отдельные матчи Лиги чемпионов проводит в чужом городе?! Информационная политика клуба хороша только в том контексте, что она позволяет своей закрытостью держать в большой тайне новости о трансферах, однако современные европейские топ-клубы давно используют все свои информационные каналы не столько для того, чтобы скрывать трансферные "бомбы", а в основном для того, чтобы опять же продвигать бренд своего клуба по всему миру!
Короче говоря, с точки зрения современного европейского футбольного хозяйства, если мы ведем речь о топ-клубах, ЦСКА отстал не на один порядок. И пока непонятно, за счет чего и когда ЦСКА может каким-то образом исправить ситуацию. К примеру, "Спартак" вот-вот достроит и откроет свой стадион. У того же "Локомотива" свой стадион есть уже давно. У "Зенита" стадион будет не скоро, зато это клуб активно продвигает свой бренд и делает какие-то серьезные коммерческие шаги хотя бы по меркам российского футбола. Да и "Спартак" пытается как-то продвигать свой бренд. Московское "Динамо" недавно приобрело серьезного акционера, который собирается вкладывать серьезные деньги. Солидные деньги вкладывает в свой клуб и в детско-юношескую систему развития футбола хозяин "Краснодара", да и "Кубань" не дремлет по части инвестиций. Ну, а "Рубин" давно делает ставку на развитие своего бренда и постоянно ищет какие-то новые пути развития. И только ЦСКА среди всего этого разнообразия остается на том же уровне футбольного развития, что примерно десять лет назад. Армейцам, безусловно, можно поаплодировать за стабильность в их результатах и за железную иерархию в отношениях "президент - генеральный директор - главный тренер", но на этом армейцы выезжают только внутри России. А за пределами страны это уже по-серьезному не работает, потому что многие другие сделали в XXI веке серьезный скачок и претендуют на победу в Лиге чемпионов, а ЦСКА остался на уровне своей победы в Кубке УЕФА.
Вот на такие мысли навели меня матчи ЦСКА против "Баварии" и "Манчестер Сити". И совсем не факт, что Объединенный чемпионат, за который так ратует ЦСКА, - это панацея от всех армейских бед...