Сегодня в блоге "Крюки и выкрюки" – текст для любителей фигурнокатательного "мяса". Постоянный эксперт агентства "Р-Спорт", тренер и хореограф-постановщик Академии фигурного катания Санкт-Петербурга Валентин Молотов специально для тех, кому мало просто смотреть на изящных фигуристов и фигуристок в красивых костюмах, разбирает по косточкам программы ведущих мастеров мира с точки зрения компонентов – то есть всего того, что называется второй оценкой. Сегодня – подобный разбор участников недавнего Финала Гран-при.
Начнем с того, что в женском Финале Гран-при произошел беспрецедентный случай – четыре участницы из шести представляли Россию. Причем все наши девочки из так называемого русского бэби-бума могли бы еще выступать по юниорам, но накануне Олимпийских игр, естественно, было важно обкатать наибольшее количество кандидатов на участие в них, которые подходят под возрастные требования Международного союза конькобежцев.
Не секрет, что российские фигуристки, в основном, врываются в мировую в элиту за счет сложного прыжкового контента. Поэтому очень важно было понаблюдать, каким образом судьи ранжируют наших девочек по компонентам. Для полной картины, конечно, среди финалисток Гран-при очень не хватало олимпийской чемпионки Ким Ю-На, экс-чемпионки мира итальянки Каролины Костнер и сильной японки Акико Судзуки. Но двух последних россиянки обыграли на этапах, поэтому будем сравнивать их с американкой Эшли Вагнер и японкой Мао Асадой. И, конечно, друг с другом.
Начать хочу с самой юной российской фигуристки – Елены Радионовой, которая по возрасту на Олимпийские игры не попадает. Она как раз является примером того, как надо от старта к старту демонстрировать стабильные прыжки. Но по сравнению со взрослыми фигуристками ее навыки скольжения пока выглядят совсем детскими. Компенсируется это артистизмом и раскрепощенностью. Но если с активным ростом организма вдруг возникнут проблемы с прыжковой техникой, то при отсутствии прогресса в катании Лене придется делать ставку только на яркую индивидуальность. Мне, например, при просмотре бросаются в глаза ее не совсем опрятные беговые шаги и перебежки, исполняемые как на ход вперед, так и на ход назад. В дорожках шагов, как в короткой, так и в произвольной программе, почти все шаги выполнены через так называемые перетяжки, чистых шагов и чистых поворотов мало. Я также, если честно, не увидел в короткой программе четвертого уровня сложности в дорожке шагов, там явно недостаточно корпуса. Возможно, судьи поощрили фигуристку за прыжковый набор, но тогда непонятна их позиция по отношению к другим участницам Финала, получившим третий уровень при сопоставимой сложности и дорожек, и прыжков. Что касается музыкального выбора программ, то Лене Радионовой с ее харизмой любой образ по плечу.
Теперь перейдем к Анне Погорилой. Не только для большинства зрителей, но и для многих специалистов она возникла практически ниоткуда. Тем не менее, Анна – бронзовая медалистка чемпионата мира среди юниоров нынешнего года, и в Финал Гран-при она отобралась, выиграв этап в Китае и став бронзовым призером турнира во Франции. В ее программах видна яркость и четкость шагов, идет работа ногами в хорошем ритме. Что касается самих программ Погорилой, то для того, чтобы обратить на себя внимание на взрослом уровне, это неплохой дебютный вариант. Но интерпретация программ пока юниорская. Танго в короткой программе исполняется с радостной детской улыбкой, хотя в пластике и мимике этого танца, я считаю, должны присутствовать страсть и напор, Но эти краски юной спортсменке, конечно, показать не по силам. Произвольная программа про холодную русалку из "Пиратов Карибского моря" самой Анне подходит, да и от прыжков не отвлекает, но с точки зрения переходов между элементами она пустовата. Есть частые перебежки, тройки с выпадами. То есть ничего такого, за что хотелось бы ухватиться.
Очень сложная по стилю произвольная программа Сотниковой практически, к сожалению, не прозвучала в Финале Гран-при из-за срыва прыжков. Но если абстрагироваться от эмоций фигуристки, то постановка меня несколько озадачила слишком простыми переходами и отсутствием усложненного верха, которым обычно стараются компенсировать простоту в работе ног. Дорожка темпераментная, но по исполнению четко делится на две половины. В первой части шаги выполнены более качественно, а во второй дуг и самого катания меньше. Подобное бросание дорожки на полпути, кстати, характерно и для Максима Ковтуна, когда в начале он показывает очень качественный контент, а с середины докатывается, как получится.
Произвольная программа Вагнер поставлена на очень сложный для восприятия фрагмент балета "Ромео и Джульетта". Здесь американка получила в дорожке второй уровень, что мне лично не очень понятно – шаги были выполнены хорошо и в достаточной мере подкреплены музыкальными акцентами и переходами. Я могу разве что предположить, что у судей возникли вопросы по ритмичности исполнения блоков внутри дорожки.
Произвольная программа на музыку из фильма "Список Шиндлера" вызывает у меня спорные чувства – в плане постановочной части. Мне кажется, она перенасыщена движениями и работой корпуса. Хочется, наоборот, разбавить невольную суету спокойной катучестью, придать больше раскатки с красивыми позировками. Юля в этом компоненте очень спрогрессировала. Она растет, но при этом справляется со своим организмом и с прыжками. И, конечно, она улучшила катание. Лично мне обидно, что в произвольной программе ее дорожку шагов оценили всего лишь вторым уровнем. Да, там были помарки на одном-двух шагах, но третий уровень вполне складывался. Поскольку после Юли выступали еще спортсменки, у меня сложилось впечатление, что уровень ей все же придержали.
Произвольную программу на Второй концерт Рахманинова с точки зрения второй оценки облегчили. Для меня это на контрасте заметно – это плацдарм для исполнения двух акселей в три с половиной оборота. Но все равно тройки и перебежки Асада делает на такой скорости, что компенсирует недостаток связующих шагов. Дорожка тоже облегчена, особенно по сравнению с короткой программой. Она по времени длится меньше, поставлена на крепкий третий уровень, но фигуристка за счет хорошей работы корпусом уверенно набирает четвертый. Здесь я полностью согласен с судейской бригадой.
В мужском Финале Гран-при по сложившейся традиции большинство спортсменов представляли Азию. Но зато впервые почти за 10 лет в турнире участвовал российский фигурист – Максим Ковтун.
Примерно третий год я с интересом наблюдаю за китайским спортсменом Янь Ханем. В этом году он пытается демонстрировать актерскую игру в обеих программах, но пока это, к сожалению, выглядит мальчишескими ужимками. Которые без чисто выполненных прыжков будут рассыпаться. Скорость у парня, конечно, сумасшедшая, очень легкий конек. Если он будет на такой скорости выкатывать хотя бы половину связующих шагов и переходов Патрика Чана – а он это, я уверен, может – то ему не придется использовать ни актерскую игру, ни пресловутую харизму. Ему хватит второй оценки, чтобы побеждать.
Дорожка шагов в короткой программе интересная, поставлена в музыку. На некоторых шаговых элементах сказывается нехватка техники. В произвольной программе дорожка заметно проще, плюс китаец допускает некоторые ошибки при исполнении внутреннего и особенно наружного выкрюка. Мне кажется, судьи были благосклонны, засчитав ему дорожку на третий уровень, думаю, там было понижение.
В дорожке на быстрой скорости российскому фигуристу тяжело показывать качественные ребра на шагах, хотя ногами он работает очень активно. Мне кажется, стоило сделать синкопированную разбивку, чтобы шаговые элементы прочитывались и не было "каши".
В медленной дорожке шагов произвольной программы на музыку Первого концерта Чайковского бросается в глаза слабая проработка блоков и отсутствие достаточной ритмичности. В шагах не хватает реберности. Корпус работает, но его явно не хватает для четвертого уровня сложности. И в целом заметно, что фигурист как бы отдыхает, чтобы перейти ко второй половине программы, где коэффициент сложности прыжков повышается. Произвольная программа Ковтуна заметно уступает короткой по пластике, по связующим шагам и переходам. Чтобы она не смотрелась набором элементов, музыку надо, конечно, обыгрывать хотя бы актерской мимикой.
Нобунари Ода в нынешнем сезоне решил сделать ставку на эмоциональное катание. В короткой программе он на сто процентов отыгрывает лицом джазовую музыку. В дорожке шагов не хватает корпуса и пластичности. Возможно, поэтому ему ставят третий уровень. В произвольной программе я ожидал гораздо большего, зная, какое катание способен показывать этот фигурист. Дорожка шагов для такого катальщика, как Ода, слишком легкая. К тому же, минимизированы усилия в работе свободной ногой. Фигурист поднимает ногу не очень высоко ото льда, и это заметно. Шаговые связки и переходы, что удивительно, гораздо сложнее и выполнены четче, чем элементы в технической дорожке. Это меня, конечно, поразило. На музыку из оперы "Вильгельм Телль" уже были яркие программы у Евгения Плющенко, Стефана Ламбьеля, но, на мой взгляд, программа Оды из-за небольшого количества ярких моментов воспринималась довольно однообразной и затянутой.
В произвольной программе "Времена года" Вивальди количества связующих шагов и переходов хватит, я считаю, даже не для одного, а для двух фигуристов. Дорожку шагов, честно говоря, даже разбирать не вижу смысла, Чан за нее получает максимальное количество баллов – шесть. В программе абсолютно нет пустых мест, даже редкие беговые шаги и перебежки Патрик превращает в шедевр.
Произвольная программа производит несколько иное впечатление. Здесь также есть "брошенное" катание, которое характерно для Ханью. Дорожка шагов реберная, для его возраста это очень хорошая работа, которая будет только расти. Я немного удивлен, что при такой активном корпусе и четких шагах в этой дорожке он не получает четвертый уровень. Программа Ханью, на мой взгляд, проигрывает программе Чана, но японский фигурист совсем немного отстает от Чана по компонентам. И я, если честно, такой рост второй оценки Ханью объяснить не могу. Могу предположить, что это объясняется рейтингом и статусом японца. Но при этом подобный внезапный рост компонентов 18-летнего дебютанта Финалов Гран-при Максима Ковтуна для меня непонятен. Отставание Ковтуна от Оды и Матиды по компонентам всего два-три балла, но на деле российскому фигуристу еще предстоит провести очень много работы, чтобы кататься на одном уровне с японцами.