Декабрьский блок Кубка мира по биатлону открыл широкой общественности новое имя – Ирина Старых показала лучший результат в составе сборной России. В Эстерсунде россиянка впервые в карьере финишировала в первой шестерке, в Хохфильцене впервые попала на подиум, заняв третье место, в Анси стала второй. Самая яркая биатлонистка сборной России декабря в интервью агентству "Р-Спорт" рассказала, как в ее жизни появился спорт, где она была раньше и в чем секрет ее успеха.
- Ирина, когда вы впервые встали на лыжи?
- Наверное, классе в третьем. Мой учитель физкультуры Кондаков Валерий Самсонович, кстати, был моим первым тренером. Где-то класса с пятого я стала регулярнее и чаще посещать секцию. Тогда же иногда стали давать винтовку, потому что изначально это была секция не лыжных гонок, а биатлона.
- Помните свои первые соревнования?
- Нет, точно не помню, это давно было (смеется). Помню, лет в 13 участвовала в Екатеринбурге в первенстве России. Мне это было все в новинку – столько много людей, ажиотаж. Я не помню, какие места занимала, но явно не выигрывала. Может быть, где-то в двадцатке была. Тем не менее, мне понравилось, и после этого решила более серьезно заняться биатлоном.
- А когда пришел первый настоящий успех?
- В 2005 году на чемпионате мира среди старших девушек в Финляндии стала бронзовым призером в эстафете. На следующий год поехала на юниорский чемпионат мира в Преск-Айл в США. От этих соревнований остались отличные воспоминания и впечатления. Мы приехала туда заранее, так как у нас был небольшой сбор перед чемпионатом мира. Привыкали к условиям тяжело из-за разницы во времени. Но у нас был очень дружный коллектив, и для меня эти соревнования были как праздник. Чемпионат мира сложился для меня удачно. Я завоевала три серебряных медали, у меня был эмоциональный подъем, отличное настроение. Тогда я поняла, что это здорово выезжать на такие соревнования, выигрывать медали. Можно сказать, что это был первый шаг в большой спорт.
- Но потом вы куда-то пропали. Где была Ирина Старых эти семь лет?
- Ну да, после этого на зимние чемпионаты мира не попадала, конкуренция была большая. Ездила на летние чемпионаты мира. Я их выигрывала – в Эстонии, во Франции. Потом мне предоставили шанс, и я поехала шестым человеком на юниорский чемпионат Европы в Чехию. Я стала бронзовым призером в гонке, и меня поставили в эстафету. Эстафету мы выиграли. Это был для меня очень ответственный шаг – мне дали шанс, и я его использовала. После этого меня включили в состав молодежной сборной. Но потом у меня начались проблемы со спиной, из-за чего я пропустил год, потом вышла замуж, родила. В общем, года два-три вылетели из карьеры. Нигде меня не было видно и слышно. После рождения ребенка я решила вернуться в биатлон, и мой муж, который сам занимался биатлоном, меня поддержал в этом. Он прекрасно знает, что такое спорт и биатлон и как к нему привязываешься.
- Тогда вы думали, что вы не просто попадете в состав основной сборной, а будете сражаться за победы и призовые места на Кубке мира?
- Такой мысли не было, но всегда было огромное желание участвовать в этих соревнованиях, попасть в основной состав сборной. Когда я была маленькая, смотрела по телевизору соревнования, мне казалось, что это просто нереально, что там выступают люди очень высокого класса. Они очень быстро бегут и при этом метко стреляют. Ну, как так можно? А сейчас я нахожусь здесь и понимаю, что если себе поставить какие-то цели, то их можно добиться.
- Сейчас вы ощущаете себя одним из лидеров сборной?
- Нет, не считаю себя лидером. Просто я выхожу на старт, на тренировки и делаю свою работу. Я не ставлю перед собой цели выигрывать, для меня главное – показать тот максимум, на который я способна. Я думаю, что мое нынешнее выступление – это результат проделанной летом работы. Когда я попала в группу Владимира Королькевича (тренер женской сборной России), мне было очень приятно, что у нас в команде Ольга Вилухина, Катя Юрьева – спортсменки высокого класса, у которых есть чему поучиться. Я ориентировалась на них, равнялась. Тренируясь с ними бок о бок, растешь сама, потому что тянешься за ними.
- На летнем чемпионате и Кубке России в Сочи вы выиграли две гонки. Это был ожидаемый результат?
- Если честно, то я не ожидала от себя такого результата, это стало для меня сюрпризом. В спринте у меня получилось два промаха, и я подумала, что уже ловить нечего, потому что с двумя нереально попасть в призы. На финише, когда увидела что выиграла, то не поняла. У меня до сих пор в голове это не уложилось. При том что это роллеры, и едут они у всех одинаково. Неужели я была действительно настолько сильнее других?
- Все говорят, что трасса в Сочи очень сложная…
- Да, трасса очень тяжелая. Что летняя, что зимняя. Постоянно приходится работать – длинные выходы, крутые подъемы, спуски с поворотами, где не отдохнешь. Хорошо, когда после подъема есть прямой спуск, на котором можно отдохнуть. В Сочи таких поворотов нет.
- После первого подиума на этапе Кубка мира в Хохфильцене какие были мысли в голове?
- Меня переполняли эмоции, я не верила до конца, пока не попала на подиум, потому что там было много сильных спортсменок. Я настраивалась на работу, на результат, и он у меня получился. Знаете, когда на первом этапе в Эстерсунде я проиграла третьему месту две секунды, то не расстроилась, потому что пятое место на Кубке мира для меня – это очень высоко. Но потом, когда проходит время, думаешь, что всего двух секунд не хватило до третьего места – значит, есть над чем работать. А в Хохфильцене получается, что не хватило двух секунд до первого места. Видимо, где-то не доработала. Однако потом понимаешь, что это биатлон очень высокого уровня и тут все решается долями секунд. В гонке преследования в Анси я боролась за победу, но Валя Семеренко обошла меня на последнем подъеме, и я ничего не могла сделать. Может быть, для кого-то второе место – это обидный результат, но не для меня. Я очень рада, что сумела пройти гонку с четырьмя рубежами "на ноль". Я довольна результатом, но мне есть к чему стремиться. Работа продолжается.